Дело № 2-43/2024
(№ 2-735/2023)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2024 г. с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Вайзингер М.В.,
с участием представителя процессуального истца – помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай Шиховой А.Ю.,
представителя ответчика МО «Турочакский район» Кудрявцева Г.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Турочакский район» об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка при организации администрацией МО «Турочакский район» водоотведения. Установлено, что 02.06.2020 администрацией Турочакского района был заключен муниципальный контракт № Ф.2020.02.ВВ с ООО СМУ «Спецстроймонтаж» на выполнение работ на строительство по объекту «Канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, наружные сети канализации с. Артыбаш Турочакского района Республики Алтай». В соответствии с заключенным администрацией Турочакского района муниципальным контрактом с ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» от 10.12.2019 также были выполнены работы по строительству объекта «Канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, наружные сети канализации, станции очистки подсланевых (нефтесодержащих) вод с. Иогач Турочакского района Республики Алтай». Работы по указанным контрактам подрядными организациями были завершены в 2021 году, по результатам чего администрацией Турочакского района получены заключения Министерства цифрового развития Республики Алтай о соответствии построенных объектов требованиям проектной документации от 21.12.2021. Указанные объекты включены в реестр муниципальной собственности МО «Турочакский район» 29.11.2023, однако на кадастровый учет не поставлены и право муниципальной собственности на них не зарегистрировано. На основании изложенного, прокурор просит суд возложить на администрацию МО «Турочакский район» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право муниципальной собственности на объекты: «Канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, наружные сети канализации с. Артыбаш Турочакского района Республики Алтай» протяженностью 4194 м., расположенного в с. Артыбаш Турочакского района; «Канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, наружные сети канализации, станции очистки подсланевых (нефтесодержащих) вод с. Иогач Турочакского района Республики Алтай», протяженностью 10880, 43 м., расположенного в с. Иогач Турочакского района.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Турочакского района Республики Алтай Шихова А.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МО «Турочакский район» Кудрявцев Г.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что данные очистные сооружения в администрации зарегистрированы, отсутствует нарушение прав неопределённого круга лиц. Имеются разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выписка из Реестра объектов муниципальной собственности. Также на сайте была размещены информация о поиске и поступившие коммерческие предложения. Сооружения обслуживаются администрацией, никто не мешает абоненту обратиться за подключением. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело при установленной явке.
Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно пункту 1 части 1, части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что 02.06.2020 администрацией Турочакского района был заключен муниципальный контракт № Ф.2020.02.ВВ с ООО СМУ «Спецстроймонтаж» на выполнение работ на строительство по объекту «Канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, наружные сети канализации с. Артыбаш Турочакского района Республики Алтай».
В соответствии с заключенным администрацией Турочакского района муниципальным контрактом с ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» от 10.12.2019 были выполнены работы по строительству объекта «Канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, наружные сети канализации, станции очистки подсланевых (нефтесодержащих) вод с. Иогач Турочакского района Республики Алтай».
Работы по указанным контрактам подрядными организациями были завершены в 2021 году, по результатам чего администрацией Турочакского района получены заключения Министерства цифрового развития Республики Алтай о соответствии построенных объектов требованиям проектной документации от 21.12.2021.
Согласно выписки из Реестра муниципальной собственности МО «Турочакский район» № 69 от 16.01.2024 объекты недвижимого имущества: «Канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, наружные сети канализации, станции очистки подсланевых (нефтесодержащих) вод с. Иогач Турочакского района Республики Алтай» (1 этап); «Канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, наружные сети канализации с. Артыбаш Турочакского района Республики Алтай» (2 этап) включены в Реестр, кадастровый номер муниципального недвижимого имущества или условный номер не зарегистрирован, сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества отсутствует.
Согласно Уведомлению № КУВИ-001/2023-272302176 от 04.12.2023 сведения о правах администрации МО «Турочакский район» на объекты недвижимого имущества: «Канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, наружные сети канализации, станции очистки подсланевых (нефтесодержащих) вод с. Иогач Турочакского района Республики Алтай» (1 этап); «Канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, наружные сети канализации с. Артыбаш Турочакского района Республики Алтай» (2 этап) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, оценивая исследованные доказательства и указанные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимости, включенные в реестр муниципального имущества МО «Турочакский район», а именно: «Канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, наружные сети канализации с. Артыбаш Турочакского района Республики Алтай» протяженностью 4194 м., расположенного в с. Артыбаш Турочакского района; «Канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, наружные сети канализации, станции очистки подсланевых (нефтесодержащих) вод с. Иогач Турочакского района Республики Алтай», протяженностью 10880, 43 м., расположенного в с. Иогач Турочакского района, являются муниципальным имуществом и право муниципальной собственности на указанное недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.
Полномочия по принятию мер по государственной регистрации права муниципальной собственности МО «Турочакский район» на недвижимые объекты возложены на администрацию МО «Турочакский район».
Учитывая, что отсутствие регистрации в установленном законом порядке права муниципальной собственности на указанные объекты: «Канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, наружные сети канализации с. Артыбаш Турочакского района Республики Алтай» протяженностью 4194 м., расположенного в с. Артыбаш Турочакского района; «Канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, наружные сети канализации, станции очистки подсланевых (нефтесодержащих) вод с. Иогач Турочакского района Республики Алтай», протяженностью 10880, 43 м., расположенного в с. Иогач Турочакского района, может привести к нарушению порядка их использования и сохранности, повлечь несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоотведению населения, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния данных сооружений, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку установлено, что ответчик не соблюдает требования вышеприведенных норм и правил, чем существенно нарушает права муниципального образования, неопределенного круга лиц.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока суд учитывает установленные фактические обстоятельства по делу и с учетом времени, необходимого для организации указанных работ, суд приходит к выводу об обязании ответчика провести мероприятия в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Турочакский район» об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество, удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Турочакский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять комплекс мер по государственной регистрации права собственности на муниципальное имущество: «Канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, наружные сети канализации с. Артыбаш Турочакского района Республики Алтай» протяженностью 4194 м., расположенного в с. Артыбаш Турочакского района; «Канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод, наружные сети канализации, станции очистки подсланевых (нефтесодержащих) вод с. Иогач Турочакского района Республики Алтай», протяженностью 10880, 43 м., расположенного в с. Иогач Турочакского района.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2024 года.
Судья К.В. Албанчинова