Дело № 2-519/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Круковской А.В.,
при секретаре судебного заседания Дорофеевой Л.А.,
с участием прокурора Шалуновой Ю.В.,
представителя ответчика Капитонова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте 28 марта 2016 года гражданское дело по иску прокурора г.Воркуты в интересах Российской Федерации в лице
Государственного бюджетного учреждения РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» к Евшину А.В. о возмещении средств, затраченных на лечение,
у с т а н о в и л:
прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Государственного бюджетного учреждения РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» к ответчику о возмещении средств, затраченных на лечение Жаткаускас Л.И. в размере ***.. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что *** ответчик по неосторожности причинил тяжкий вред здоровью Жаткаускас Л.И., в результате чего потерпевший находился на стационарном лечении в ГБУЗ РК «Воркутинская больница скорой медицинской помощи» с *** по ***. На оказание Жаткаускас Л.И. медицинской помощи медицинским учреждением затрачено за счет средств фонда обязательного медицинского страхования ***..
Государственное бюджетное учреждения РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» в письменных пояснениях исковые требования прокурора г.Воркуты поддержало в полном объеме пояснив, что поскольку приговором суда от *** Евшин А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.118 ч.1 УК РФ, обязанность по возмещению понесенных ГБУ РК «ТФОМС РК» расходов, связанных с оказанием потерпевшему медицинской помощи, возлагается на ответчика, как на лицо, причинившее тяжкий вред здоровью.
Представитель ответчика представил письменные пояснения, в которых указал, что действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возмещение расходов лечебных учреждений, затраченных ими на оказание медицинской помощи гражданам, здоровью которых причинен вред противоправными действиями (в том числе и преступлениями), совершенными по неосторожности. Из приговора Воркутинского федерального суда Республики Коми от *** (дело ***) следует, что Евшин А.В., после того как ФИО10 первым нанес удары Евшину А.В., произведя захват туловища сзади, то Евшин А.В. произвел бросок через плечо. Суд квалифицировал действия Евшина А.В., как в совершении причинения тяжкого вреда здоровью по неосторожности, то есть по ч. 1 ст. 118 УК РФ.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, заявление о прекращении производства по делу в связи с отказом прокурора от иска от *** не поддержала.
Государственное бюджетное учреждения РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просило рассмотреть дело без участия представителя фонда.
Ответчик Евшин А.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки и ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском прокурора не согласился, просил в его удовлетворении отказать по доводам письменных пояснений.
Третье лицо АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев материалы уголовного дела ***, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1081 Гражданского кодекса РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования к этому лицу в размере выплаченного возмещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 13 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
Статьей 31 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что расходы, осуществленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой медицинской организацией, на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью подлежат возмещению лицом, причинившим вред здоровью застрахованного лица.
Размер расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью определяется страховой медицинской организацией на основании реестров счетов и счетов медицинской организации.
По смыслу ст. 34 Федерального закона от *** N 326-ФЗ территориальный фонд вправе, в частности, предъявлять иск к юридическим или физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу.
В силу статьи 38 указанного закона страховая медицинская организация оплачивает медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования за счет целевых средств.
В соответствии с пунктом 7 раздела III Положения о ГУ ТФОМС Республики Коми (утв. Постановлением Правительства РК от 24.06.2011 №276) Территориальный фонд осуществляет управление средствами ОМС на территории Республики Коми, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории РК, а также решения иных задач, установленных ФЗ № 326-Ф3 от 29.11.2010 настоящим положением, законом о бюджете территориального фонда.
Территориальный фонд аккумулирует средства ОМС, управляет и осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС в республике, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости ОМС в порядке, установленном Федеральным фондом (пп.2 п.8. Положения о ГУ ТФОМС Республики Коми).
Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования направляются медицинским учреждениям в счет оплаты за оказанную ими застрахованным гражданам медицинскую помощь на основании договора, заключенного между страховой медицинской организацией, осуществляющей обязательное медицинское страхование и медицинскими учреждениями, выполняющими программу обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 11 части 7 статьи 34 ФЗ от 29.11.2010г. №326-ФЗ, подпункта 11 пункта 8 Положения о ГУ ТФОМС Республики Коми Территориальный фонд вправе предъявлять иск к юридическим и физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровья застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу.
Часть средств возмещается за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в государственных учреждениях здравоохранения Республики Коми и бюджетов муниципальных образований в муниципальных учреждениях здравоохранения финансируются следующие виды расходов (п. 10 Постановления Правительства РК от 24.12.2010 N 468 (ред. от 23.12.2011) "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми на 2011).
Судом установлено, что вступившим в законную силу приговором Воркутинского городского суда от *** ответчик Евшин А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.118 ч.1 УК РФ, за причинение тяжкого вреда здоровью ФИО14, опасного для жизни и здоровья, по неосторожности.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В связи с полученными травмами ФИО13 в период с *** по *** проходил стационарное лечение во взрослом травматолого-ортопедическом отделении ГБУЗ РК «Воркутинская больница скорой медицинской помощи».
В соответствии с частью 6 статьи 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
В силу части 9 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми и Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми №8/142/544/о от 13.08.2007 «О предоставлении сведений по запросам следственных органов МВД и прокуратуры» утвержден единый образец справки-реестра к счету по оплате за оказанные медицинские услуги, предъявляемой по запросу следственных органов, которая является официальным документом, подтверждающим понесенные затраты на лечение потерпевшего в медицинской организации.
В целях возмещения государственных средств, затраченных на стационарное лечение граждан, потерпевших от преступных действий, Президиумом Верховного Совета Республики Коми было издано Постановление от 24.01.1995 г. N 76-2 «О порядке исчисления средств, затраченных на стационарное лечение граждан, потерпевших от преступных действий».
Согласно п. 1 постановления, плата за стационарное лечение граждан в случаях причинения вреда их здоровью в результате преступных действий подлежит взысканию с осужденных за эти преступления в размере фактических затрат, понесенных лечебным учреждением, и зачисляется в доход соответствующего бюджета.
Средства, затраченные на оказание медицинской помощи ФИО11 были оплачены страховой компанией ОАО СК «СОГАЗ-Мед» в полном объеме из средств внебюджетного фонда ГУ ТФОМС РК.
Так, согласно справке-реестру к счёту по оплате за оказанные медицинские услуги, стоимость лечения ФИО12 в период с *** по ***, затраченная ФОМС, составила ***..
Размер ущерба, причиненного ТФОМС Республике Коми, ответчиком не оспаривался, доказательств того, что данная стоимость лечения в ГБУЗ РК «Воркутинская больница скорой медицинской помощи» оплачена, ответчиком не представлено.
В силу ч.1 ст.19 и ч.3 ст. 123 Конституции истец и ответчик равны перед законом и судом, а разрешение судом возникшего между ними спора должно осуществляться в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон.
Частью 1 ст.12, ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ч. 1 ст. 56, ст. ст. 57, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле; в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Положения ст. ст. 56, 57, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сторонам разъяснены в определении суда о подготовке дела к судебному разбирательству от 01.02.2016, истцу и ответчику судом предоставлено необходимое время для надлежащей подготовки к судебному заседанию, обоснования своих требований и возражений, представления доказательств.
Согласно ч. 2 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик обоснованных возражений относительно размера заявленных прокурором требований суду не представил.
Доводы представителя ответчика необходимости применения к спорным правоотношениям положений Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25.06.1973 г. N 4409-VIII "О возмещении средств, затраченных на лечение граждан, потерпевших от преступных действий" и освобождении ответчика от гражданско – правовой ответственности в связи с совершением преступления по неосторожности, не могут быть приняты судом, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Так, согласно п. 2 постановления Верховного Совета РСФСР "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 и постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. N 8 в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. N 11 "О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР" законодательные акты СССР и постановления Пленума Верховного Суда СССР могут применяться на территории Российской Федерации лишь в части, не противоречащей ее законодательству.
Указ Президиума Верховного Совета СССР, на который ссылается представитель ответчика, противоречит установленному Гражданским кодексом РФ порядку возмещения вреда, а также положениям Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а поэтому он применяться не может.
Закон, на основании которого заявлены требования о взыскании денежных средств (ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), не содержит ограничения по форме вины (умысел или неосторожность) при решении вопросов о возмещении Фонду средств, затраченных на лечение.
Также не могут быть приняты судом во внимание доводы стороны ответчика о том, что действующее законодательство, в том числе и ст.44 УПК РФ, не предоставляет прокурору полномочий предъявлять в рамках уголовного судопроизводства гражданский иск в интересах страховой медицинской организации по регрессным требованиям этой организации к лицу, признанному виновным в совершении неосторожного преступления, в связи с тем, что, предъявляя исковые требования в интересах Территориального фонда ОМС, прокурор исходил из целей защиты интересов государства, поскольку средства государственных внебюджетных фондов входят в бюджетную систему Российской Федерации. Следовательно, при подаче искового заявления прокурор реализовал предоставленное ему ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в суд в защиту законных интересов Российской Федерации.
Ходатайство прокурора от *** о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска, не может быть удовлетворено, поскольку материальный истец - ГУ ТФОМС Республики Коми данное ходатайство не поддержал, настаивал на удовлетворении иска, а в силу положений части 2 статьи 45 ГПК РФ в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.
Кроме того, в судебном заседании прокурор указанное ходатайство не поддержал.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г.Воркуты, действующего в интересах Российской Федерации в лице Государственного бюджетного учреждения РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми», к Евшину А.В. о возмещении средств, затраченных на лечение ФИО9 в размере ***. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 3039,96руб..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
взыскать с Евшина А.В., *** года рождения, уроженца ***, в пользу Государственного бюджетного учреждения РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» средства обязательного медицинского страхования, затраченные на лечение потерпевшего ФИО15, в размере 94665 (девяносто четыре тысячи шестьсот шестьдесят пять) руб. 25коп..
Взыскать с Евшина А.В. государственную пошлину в бюджет Муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 3039 (три тысячи тридцать девять) руб. 96коп.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения, которое изготовлено 01.04.2016.
Судья А.В.Круковская