Мотивированно решение изготовлено 5 сентября 2023 г.
Дело № 2-1071/2023
УИД 33RS0006-01-2023-001041-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
5 сентября 2023 года г. Вязники
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Кутузовой Н.В.,
с участием прокурора Савиной М.А.
при секретаре Андреевой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района» об обязании установить санитарно-защитную зону,
УСТАНОВИЛ:
Владимирский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП <адрес> «Ресурсы Вязниковского района», в котором просит обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны для станции очистки сточных вод, расположенной в <адрес>, обосновав ориентировочный размер санитарно-защитной зоны расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и результатами натурных исследований и измерений в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика направить в Управление Роспотребнадзора по Владимирской области комплект документов, необходимых для принятия решения об установлении санитарно-защитной зоны (проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны) в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика получить решение Управления Роспотребнадзора по Владимирской области об установлении санитарно-защитной зоны в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указано, что природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МУП <адрес> «<адрес>», эксплуатирующего станцию очистки сточных вод в <адрес>. Станция очистки сточных вод (очистные сооружения) входит в санитарный классификатор объектов, для которых устанавливаются санитарно-защитные зоны (раздел 13 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03). Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района» является забор, очистка и распределение воды. С указанной целью Предприятием эксплуатируется станция очистки сточных вод в <адрес>, переданная на право хозяйственного ведения на основании постановления и.о. главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (кадастровый №). Кроме того, поступающие на сооружения сточные воды состоят из органических и минеральных соединений, способных причинить вред ограждающей среде. В нарушение требований действующего законодательства, МУП Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района» проект организации санитарно-защитной зоны, подтвержденный результатами натурных исследований и измерений для станции очистки сточных вод не разработан, санитарно-защитная зона не установлена. С целью понуждения Предприятия устранить допущенные нарушения природоохранной прокуратурой вносилось представление, однако, нарушения до настоящего времени не устранены. Осуществление Предприятием деятельности в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны создает угрозу вредного воздействия на здоровье населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией РФ.
Представитель истца помощник Владимирского природоохранного прокурора Савина М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно пояснила, что срок, который просит установить ответчик для исполнения решения суда - ДД.ММ.ГГГГ - ничем не обоснован, является длительным и не разумным. Ранее в судебном заседании природоохранный прокурор Широких А.В. указывал, что все объекты, в не зависимости от класса опасности, обязаны разрабатывать санитарно-защитные зоны.
Представитель ответчика МУП Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района» по доверенности Лбов А.С. в суде не возражал против удовлетворения исковых требований. Просил предоставить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку процесс разработки зон является трудоемким, длительным по времени, кроме того, требует значительных финансовых затрат. Для разработки проекта по данному объекту необходимо провести 39 замеров по стоимости ориентировочно 100 000 руб., стоимость услуг кадастрового инженера - 20 000,00 руб., получение санитарно-экспертного заключения - ориентировочно 30 000 руб., сама работа (проект) - ориентировочно 50 000 руб. Ресурсоснабжающая организация при ведении хозяйственной деятельности имеет возможность оплачивать услуги электроснабжения, газоснабжения, оплачивать налоговые и иные платежи. С учетом изношенности сетей водоснабжения и водоотведения практически ежедневно происходят аварийные ситуации, устранение которых требует финансовых вложений со стороны ответчика. Ранее в судебном заседании пояснял, что санитарно-защитная зона (СЗЗ) - это участок территории, на которой построены локальные очистные сооружения (ЛОС). Их площадь рассчитывается по возможной степени распыления (рассеивания) вредных веществ, находящихся в канализационных стоках. Чем больше выбросы, тем шире зона. СЗЗ канализационных очистных сооружений по нормативам СанПин определяется также из расчета типа ЛОС - открытого или закрытого. Дополнительно учитывается вид установленного оборудования. Для установления границ санитарно-защитной зоны объектов I-III классов опасности, промышленных узлов должен быть представлен проект СЗЗ, который подлежит экспертизе аккредитованными в установленном порядке организациями. По итогам экспертизы, предусмотренной п. 4.1. СанПин 2.2.1/2.1.1.-14 «Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», на основании заявления хозяйствующего субъекта выдается санитарно-эпидемиологическое заключение - для объектов III класса опасности и промышленных узлов Главным государственным санитарным врачом по субъекту РФ. Соответственно, процесс установления санитарно-защитной зоны для станции очистки сточных вод, расположенной в <адрес>, является трудоемким и дорогостоящим. Для создания проекта СЗЗ необходимо пройти несколько этапов. Подготовительный - исследование и синтез данных о местоположении предприятия относительно гражданских построек, топографических снимков, анализ выбросов, их источников, объем предполагаемых загрязнений. На основании этих данных создают предварительный план СЗЗ и направляют его на просмотр в Ростехнадзор. Основной этап - проработка программы мониторинга, проверка правильности расчетов, создание материалов для дополнения или корректировки предварительного плана. Результаты также направляются в Ростехнадзор и служат основанием для утверждения проекта защитной зоны. Финальный этап - утверждение проекта и получение разрешения на его исполнение. Для каждого объекта установлен определенный класс опасности, в соответствии с которым и на основании дополнительных исследования устанавливается размер СЗЗ. Первая часть проекта информирует об обосновании размера СЗЗ, вторая - о порядке действий при оформлении и благоустройстве санитарно-защитной зоны. Тут также находятся расчеты, чертежи, общие выводы. В качестве приложения предоставляются копии документов. Исходя из вышеизложенного, МУП «Ресурсы Вязниковского района» понимает сложность данного процесса, необходимость привлечения в данный процесс аккредитированных в установленном порядке организаций, сроки сбора, направления-пересылки, рассмотрения собранной документации. Кроме того, услуги специализированных организаций слишком высоки, каждый выезд на место, топографические снимки, анализы, расчеты, чертежи и т.д. требуют огромного финансового вложения. Ресурсоснабжающая организация при ведении хозяйственной деятельности имеет возможность оплачивать услуги энергоснабжения, газоснабжения, оплачивать налоговые и иные платежи. С учетом изношенности сетей водоснабжения и водоотведения практически ежедневно происходят аварийные ситуации, устранение которых также требует финансовых вложений со стороны ответчика. На основании изложенного, просят установить срок исполнения требований Владимирского природоохранного прокурора до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, в настоящее время он с иском не согласен полностью. Указывает, что действительно у предприятия на праве хозяйственного ведения имеются очистные сооружения <адрес>. Данные сооружениями являются локальными очистными сооружениями. Разработка санитарно-защитных зон является обязательной только для сооружения с первого по третий классы опасности, тогда как данное сооружение относится либо к 4, либо к 5 классу опасности. Выяснить это можно только получив проект, который находится у собственника.
Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания, в судне явились.
Заслушав природоохранного прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, среди прочего, посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статья 8 Федерального закона № 52-ФЗ гарантирует гражданам РФ право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст.11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее Правила).
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 года № 222, Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно п.14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
В силу п.17 Правил уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления данного заявления принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны и направляет принятое решение заявителю, либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден СанПИн 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятия, сооружений и иных объектов».
В силу п.2.1 СанПИн 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно п.5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
При рассмотрении данного дела установлено, что природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МУП Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района», эксплуатирующего станцию очистки сточных вод в <адрес>.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района» является забор, очистка и распределение воды. С указанной целью Предприятием эксплуатируется станция очистки сточных вод в <адрес>, переданная на право хозяйственного ведения на основании постановления и.о. главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (кадастровый №). Кроме того, поступающие на сооружения сточные воды состоят из органических и минеральных соединений, способных причинить вред ограждающей среде. В нарушение требований действующего законодательства, МУП Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района» проект организации санитарно-защитной зоны, подтвержденный результатами натурных исследований и измерений для станции очистки сточных вод не разработан, санитарно-защитная зона не установлена.
В адрес Владимирской природоохранной прокуратуры ответчиком был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ответчик признается в том, что предприятием не разработан проект и не установлена санитарно-защитная зона очистных сооружений в <адрес>, за что сотрудник ответчика Дубовенко И.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора (л.д. 27).
С целью понуждения Предприятия устранить допущенные нарушения природоохранной прокуратурой вносилось представление, однако, нарушения до настоящего времени не устранены. Осуществление Предприятием деятельности в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны создает угрозу вредного воздействия на здоровье населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией РФ.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности МУП Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района» является забор, очистка и распределение воды.
МУП Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района» эксплуатируется станция очистки сточных вод в <адрес>, переданная на право хозяйственного ведения на основании постановления и.о. главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (кадастровый №).
ДД.ММ.ГГГГ природоохранной прокуратурой вносилось представление МУП Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района» об устранении нарушений федерального законодательства, однако, нарушения до настоящего времени не устранены.
Судом отклоняется довод представителя ответчика об отсутствии обязательного требования установки санитарной зоны, поскольку спорный объект не относиться к классам опасности с 1 по 3, в связи с чем, разработка не является обязательной, ввиду следующего.
Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.), предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункты 1.4, 1.5 Санитарных правил).
Абзацем вторым пункта 3.1 раздела III СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны является обязательной для объектов I - III класса опасности.
Пунктом 3.4.1 раздела VII СанПиН промышленные объекты (карьеры) по добыче мрамора, песка, гравия, глины без проведения буровзрывных работ отнесены к IV классу опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 100 м.
Постановлением от 03.03.2018 N 222 Правительства РФ утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила), пунктом 1 которых предусмотрено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении источников химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
С момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) действуют в части, не противоречащей Правилам.
На основании изложенного, санитарно-защитные зоны должны устанавливаться в отношении определенных законом объектов вне зависимости от класса опасности.
Таким образом, МУП Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района» в нарушение требования действующего законодательства проект организации санитарно-защитной зоны, подтвержденный результатами натурных исследований и измерений для станции очистки сточных вод не разработан, санитарно-защитная зона не установлена.
Осуществление МУП Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района» деятельности в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны создает угрозу вредного воздействия на здоровье населения, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией РФ.
В связи с изложенным, суд считает, что требования прокурора, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу требований ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, необходимо установить срок их выполнения.
Учитывая характер допущенных нарушений и объем предстоящей работы, время, в течение которого необходимо осуществить весь комплекс работ, финансовые затраты, учитывая баланс интересов сторон, суд полагает, что будет разумным и справедливым определить поэтапно сроки: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно для каждого этапа работ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать МУП Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района» разработать проект санитарно-защитной зоны для станции очистки сточных вод, расположенной в <адрес>, обосновав ориентировочный размер санитарно-защитной зоны расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и результатами натурных исследований и измерений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать МУП Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района» направить в Управление Роспотребнадзора по Владимирской области комплект документов, необходимых для принятия решения об установлении санитарно-защитной зоны (проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать МУП Вязниковского района «Ресурсы Вязниковского района» получить решение Управления Роспотребнадзора по Владимирской области об установлении санитарно-защитной зоны в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Кутузова