Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-520/2023 ~ М-36/2023 от 09.01.2023

Дело 2-520/2023

УИД: 55RS0026-01-2023-000039-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Дьяченко Т.А.,

при участии помощника судьи Зайцевой А.О.

рассмотрел в городе Омске в открытом судебном заседании 28 февраля 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к Садоводческому некоммерческому товариществу «Энергетик-5» о возложении обязанности оборудовать собственную площадку накопления твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу «Энергетик-5», о запрете осуществлять накопление твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках, расположенных по адресам: ФИО2 <адрес> ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, возложении обязанности оборудовать собственную площадку накопления твердых коммунальных отходов.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе выездного обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, иных контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных специалистами Министерства природных ресурсов и экологии ФИО2 <адрес> (далее - Минприроды ФИО2 <адрес>) по обращению главы Ростовкинского сельского поселения ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> о переполнении контейнерных площадок и захламлении территории прилегающей к контейнерным площадкам, расположенным по адресу: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, а также иных контрольных (надзорных) мероприятий установлено, что у ответчиков отсутствуют собственные контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов. Согласно договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного СНТ «Энергетик-5» с региональным оператором местом накопления твердых коммунальных отходов, образующихся у СНТ «Энергетик-5», указана контейнерная площадка, расположенная по адресу: ФИО2 <адрес>.

Между тем, в территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в ФИО2 <адрес>, утвержденной приказом Минприроды ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , СНТ «Энергетик-5» не указано в качестве источника образования отходов для площадки накопления отходов (контейнерной площадки), расположенной по адресу: ФИО2 <адрес>, корпус 1. Согласно положениям пункта 24 приказа Минприроды ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)» бремя создания, организации и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и территорий, прилегающих к месту погрузки твердых коммунальных отходов, обеспечивающих обращение с твердыми коммунальными отходами, крупногабаритными отходами членов садоводческих и (или) огороднических некоммерческих товариществ, лежит на данных некоммерческих товариществах. Контейнерные площадки, специальные площадки для складирования крупно габаритных отходов являются имуществом общего пользования членов садоводческих (или) огороднических некоммерческих товариществ.

Правовые основания использования ответчиками контейнерной площадки, расположенной по адресу: ФИО2 <адрес>, а также контейнерной площадки, расположенной по адресу: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, которой фактически пользуются члены СНТ «Энергетик-5» отсутствуют. В период апрель-сентябрь контейнерная площадка, расположенная по адресу: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, переполняется твердыми коммунальными отходами, вследствие чего захламляется территория, прилегающая к контейнерной площадке. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения главы Ростовкинского сельского поселения ФИО2 <адрес> с жалобой в Министерство. Неисполнение возложенных законом на СНТ «Энергетик-5» обязанностей по оборудованию собственной контейнерной площадки приводит к ухудшению экологической обстановки на территории Ростовкинского сельского поселения ФИО2 <адрес> ФИО2 <адрес> и создает угрозу причинения вреда окружающей среде размещением отходов на почве. Министерство природных ресурсов в экологии ФИО2 <адрес> согласно Указу Губернатора Омской <адрес> «О создании Министерства природных ресурсов и экологии ФИО2 <адрес> и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти ФИО2 <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ является уполномоченным органом исполнительной власти ФИО2 <адрес> в сферах охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.

В ходе судебного разбирательства представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии ФИО2 <адрес> П.Н.Г., действующая на основании доверенности, уточнила заявленные исковые требования, просила суд обязать СНТ «Энергетик-5» оборудовать собственную площадку накопления твердых коммунальных отходов, согласовав создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления.

В судебном заседании представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии ФИО2 <адрес> П.Н.Г., действующая на основании доверенности, поддержала уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в соответствии с приказом Минприроды ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , СНТ «Энергетик-5» не указано в качестве источника образования отходов для площадки накопления отходов (контейнерной площадки), расположенной по адресу: ФИО2 <адрес>, корпус 1. В данном случае обязанность по созданию собственной контейнерной площадки возложена на СНТ «Энергетик-5». Обращения ответчика в администрацию ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> не соответствуют требованиям административного регламента. В удовлетворении обращений было отказано в связи с не представлением правоустанавливающих документов. Допущенными ответчиком нарушениями, которые приводят к переполнению контейнеров, засорению прилегающей территории, нарушаются права неопределенного круга лиц. Неустранимые препятствия в согласовании места сбора отходов отсутствуют, без такого согласования данная площадка будет являться не легитимной.

Представители ответчика СНТ «Энергетик-5» - председатель СНТ «Энергетик-5» Р.В.В., П,О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения уточненных исковых требований, пояснили, что СНТ «Энергетик-5» обращалось в администрацию ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес>, однако на данное обращение был получен ответ, что земельный участок принадлежит Богословскому сельскому поселению ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес>. СНТ «Энергетик-5» не отказывается от оборудования площадки для накопления твердых коммунальных отходов, однако для этого необходимо место и надлежащее оборудование, справка об определении места для площадки. Для осуществления всех необходимым для оборудования площадки действий необходимо время. Выделенный земельный участок для оборудования площадки отсутствует, ответчик сможет оборудовать ее в течение 20 дней после формирования земельного участка.

В судебном заседании представитель третьего лица Администрации ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> Витченко Т.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения уточненных исковых требований не возражала, пояснила, что СНТ «Энергетик-5» обращалось в администрацию ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> с заявлением о выделении земельного участка под размещение контейнерной площадки, в связи с не предоставлением полного пакета документов, в выделении земельного участка было отказано. При оформлении документов в установленном законом порядке препятствий для выделения земельного участка под размещение контейнерной площадки, не имеется.

Представитель третьего лица - глава администрации Ростовкинского сельского поселения ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> П.О.Б., исковые требования поддержала, представила в материалы дела письменный отзыв, в котором указала, что администрацией ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> в 2019 году на территории Ростовкинского сельского поселения установлены площадки для сбора отходов, в том числе площадки по адресу: <адрес> - 30 м на юго-восток от многоквартирного <адрес>. Площадки включены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Собственником контейнерных площадок является Администрация ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес>. Полномочия по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовкинского сельского поселения, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, переданы администрации Ростовкинского сельского поселения, на основании заключенного соглашения о передаче полномочий. Контейнерные площадки рассчитаны и созданы для накопления, сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов, образующихся на территории <адрес> жителями сельского поселения. СНТ «Энергетик-5» входит в границы Богословского сельского поселения ФИО2 муниципального районе ФИО2 <адрес>. СНТ «Энергетик-5» не указано в качестве источника образования отходов для площадки накопления отходов (контейнерной площадки), расположенной по адресу: ФИО2 <адрес>, ФИО2 муниципальный район, <адрес>, 30 м на юго-восток от многоквартирного <адрес>, а также по адресу: ФИО2 <адрес>, корпус 1. Площадка накопления отходов (контейнерная площадка), расположенная по адресу: ФИО2 <адрес>, ФИО2 муниципальный район, <адрес>, 30 м на юго-восток от многоквартирного <адрес>, не рассчитана на накопление твердых коммунальных отходов для жителей <адрес>,а не для садоводческих некоммерческих товариществ, в том числе от СНТ «Энергетик-5». Дополнительные контейнеры не устанавливаются. Вопрос использования данной накопительной площадки СНТ «Энергетик-5» с собственником контейнерной площадки и органами местного самоуправления Ростовкинского сельского поселения не согласовывался. Правовые основания использования членами СНТ «Энергетик-5» данной контейнерной площадки отсутствуют. ООО «Магнит» на протяжении нескольких лет заключает договоры на оказание услуг с СНТ Богословского сельского поселения без дополнительного обеспечения контейнеров либо увеличения количества вывоза твердых коммунальных отходов с данной площадки, тем самым, происходит переполнение контейнеров, складирование твердых коммунальных отходов вне контейнеров. Несмотря на то, что региональным оператором в договоре с СНТ «Энергетик-5» указано место накопления ТКО, образующихся от СНТ «Энергетик-5» - контейнерная площадка по адресу: ФИО2 <адрес>, корпус 1, ТКО вывозятся на контейнерную площадку, расположенную по адресу: ФИО2 <адрес>, ФИО2 муниципальный район, <адрес>, 30 м на юго-восток от многоквартирного <адрес>, как ближайшую по пути следования от СНТ «Энергетик-5» до <адрес>. В период с апреля по октябрь на контейнерных площадках твердых коммунальных отходов <адрес> увеличивается количество отходов в разы. Нагрузка на площадки происходит за счет отходов, вывозимых гражданами с территорий СНТ. Неисполнение возложенных законом на СНТ «Энергетик-5» обязанностей по оборудованию собственной контейнерной площадки приводит к ухудшению экологической обстановки на территории Ростовкинского сельского поселения ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> и создает угрозу причинения вреда окружающей среде размещением отходов на почве.

Представитель третьего лица ООО «Магнит» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в материалы дела письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что ООО «Магнит» осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области с 01.04.2019. Согласно ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом, создание и обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, бремя их содержания, а также вопросы недостаточного их количества, неудобного места расположения, переноса, ликвидации (демонтажа), установки дополнительных емкостей для складирования твердых коммунальных отходов не относится к компетенции ООО «Магнит». Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Собственник площадки организует и обеспечивает ее содержание самостоятельно. Согласно п.п. 24, 25 и 53 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Омской области, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 14.02.2020 № 11 (далее - Порядок накопления ТКО), обязанность по созданию, организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образующихся в садоводческих и огороднических некоммерческих товариществах, возлагается на данные садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества. В соответствии с положениями Порядка накопления ТКО (п. 164), в случае если у юридического лица не заключен договор на вывоз твердых коммунальных отходов с региональным оператором, отсутствует свой контейнер или контейнерная площадка, то считается, что юридическое лицо пользовалось для размещения твердых коммунальных отходов ближайшей к месту осуществления своей деятельности контейнерной площадкой, внесенной в реестр контейнерных площадок. При подаче заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами СНТ «Энергетик-5» не указало сведения о наличии собственной контейнерной площадки. В связи с чем, при формировании проекта договора была определена контейнерная площадка, возможная к использованию потребителем, по адресу: <адрес>. Проект договора был направлен в адрес СНТ «Энергетик-5». В связи с ошибочностью определения данного адрес в Приложение к проекту договора № РГ0031379/ТКО были внесены изменения в части указания места накопления твердых коммунальных отходов по адресу: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>. В сентябре 2021 от СНТ «Энергетик-5» поступило заявление об отложении заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами до получения от органов местного самоуправления согласования по размещению площадки ТКО. Дальнейшая переписка по данному вопросу с потребителем отсутствует. Учитывая наличие не урегулируемых разногласий по договору, он считается заключенным на условиях типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора. Типовой договор не содержит сведения о конкретном месте накопления твердых коммунальных отходов. Однако это не исключает обязанность потребителей по соблюдению действующего законодательства в области обращения с отходами. При этом в компетенцию регионального оператора не входит определение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и/или предоставление прав пользования ими, в том числе осуществление контрольно-надзорных функций.

Представитель третьего лица администрации Богословского сельского поселения ФИО2 муниципального района ФИО2 <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Как следует из ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В судебном заседании установлено, что 05.05.2022 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области проведено выездное обследование территории, расположенной по адресу: <адрес>». В ходе выездного обследования установлено, что на территории СНТ «Энергетик-5» отсутствуют оборудованные места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов, контейнеры (баки) для накопления твердых коммунальных отходов, о чем составлен акт выездного обследования от 06.05.2022 (л.д. 9).

30.06.2022 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области в адрес СНТ «Энергетик-5» выдано предостережение № 94 о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором указана обязанность по созданию собственной контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Энергетик-5» (л.д. 6-7).

В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентировано, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 5).

Пунктом 6 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (л.д. 27).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Исходя из п. 20 Правил, в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании.

В соответствии с п. 5 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 15 Правил).

Пунктами 9, 10 Правил № 1156 предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 14.02.2020 № 11 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Омской области.

В п. 9 Порядка определено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Омской области обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой, на основании договоров об оказании услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 10 Порядка).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 1412.2022 СНТ «Энергетик-5» является действующим юридическим лицом, имеющим местонахождение: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, председателем правления, имеющим право действовать от имени СНТ без доверенности, является Р.В.В. (л.д. 16-17).

В материалы гражданского дела представлен проект договора №РГ0031379/ТКО от 01.07.2021 с ООО «Магнит» и СНТ «Энергетик-5» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В данном договоре отсутствует подпись, подтверждающая согласование договора со стороны СНТ «Энергетик-5» (л.д. 19). В приложении № 1 к договору место накопления крупногабаритных и твердых коммунальных отходов определено по адресу: <адрес> (л.д. 23).

Согласно ответу Администрации ЦАО г. Омска, площадка накопления ТКО по адресу: <адрес>, <адрес> внесена в Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Центрального административного округа <адрес>, содержание площадки накопления ТКО осуществляется ООО «Полюс» (л.д. 33).

Из письменных пояснений ООО «Магнит» следует, что определение места накопления ТКО по адресу: <адрес>, произошло ошибочно, в связи с чем, в Приложение к проекту договора были внесены изменения в части указания места накопления ТКО по адресу: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>. Однако в настоящий момент условия договора не были согласованы сторонами, в связи с чем, договор считается заключенным на условиях типового договора без установления конкретного места (площадки) накопления ТКО.

Согласно жалобе администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области заместителю прокурора Омского района, СНТ «Энергетик-5», расположенное на территории Богословского сельского поселения, территориально прилегающее к п. Ростовка, вывозит отходы с территории СНТ на площадку для сбора отходов, расположенную на территории Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (л.д. 13).

Согласно ответу администрации Омского муниципального района Омской области от 25.10.2022, СНТ «Энергетик-5» отказано в согласовании заявки от 08.04.2022 в соответствии с п. 8 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1029, а именно, ввиду несоответствия заявки требованиям законодательства Российской Федерации. В заявке не указаны географические координаты площадки (л.д. 25).

Представители ответчиков в суде не оспаривали факта накопления твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, п. Ростовка, в 30 м на юго-восток от МКД № 17 п. Ростовка.

В соответствии с п.п. 1, 6 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства Российской Федерации от 2209.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем», абз. 2 ст. 6.1 Закона Омской области от 27.12.2006 № 842-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Омской области», подп. 3 п. 16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 № 8, Министерством природных ресурсов и экологии Омской области 26.05.2020 принят приказ № 39 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления в Омской области и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области», из которого усматривается, что «Энергетик-5» не указаны в качестве источника образования отходов для площадки накопления отходов (контейнерной площадки), расположенной по адресу: Омская область, Омский район, в 30 м на юго-восток от многоквартирного дома № 17
п. Ростовка, и не значатся в реестре мест накопления твердых коммунальных отходов.

Распоряжением Администрации Омского муниципального района Омской области от 22.07.2022 № Р-22/ОМС-937 в распоряжение от 21.01.2019 № Р-19/ОМС-54 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Омского муниципального района Омской области» внесены изменения: в приложение «Информация о местах размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также предложения по размещению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Омского муниципального района Омской области».

В пункте 427 «Информации о местах размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также предложения по размещению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Омского муниципального района Омской области» указана площадка ТКО по адресу: Ростовкинское сельское поселение, 30 м на юго-восток от д. 17 п. Ростовка, собственником которой является сельское поселение, источник образования ТКО, складируемых на площадке - МКД и частные домовладения, расположенные на территории поселения.

Таким образом, установлено, что СНТ «Энергетик-5» площадка для контейнеров твердых коммунальных отходов не оборудована в установленном законом порядке.

Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 1 ст. 7 называет одной из целей осуществления деятельности товарищества создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Из содержания данных норм Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что постоянно действующий коллегиальный орган управления товариществом самостоятельно заключает договоры с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом, Приказом Минстроя России от 14.102019 № 618/пр утвержден СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения), область применения которого распространяется на проектирование планировки и застройки территории ведения гражданами садоводства, а также зданий и сооружений, находящихся на этой территории.

В таблице 5.1 Свода правил определен обязательный перечень состава зданий, сооружений и удельных показателей площадей земельных участков общего назначения, в состав которого входит площадка для контейнеров твердых коммунальных отходов.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденном Указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 № 8, Министерство природных ресурсов и экологии Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сферах: 1) отношений недропользования; 2) водных отношений; 3) безопасности гидротехнических сооружений; 4) экологической экспертизы; 5) охраны окружающей среды; 6) особо охраняемых природных территорий регионального значения; 7) охраны, федерального государственного надзора и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания; 8) охоты и сохранения охотничьих ресурсов; 9) обращения с отходами производства и потребления.

Министерство в сфере охраны окружающей среды осуществляет региональный государственный экологический надзор (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности (п. 12 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии).

Суд приходит к выводу о том, что стороной истца представлены достаточные доказательства, подтверждающие отсутствие у СНТ «Энергетик-5» оборудованных в установленном законом порядке контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов.

Невыполнение СНТ «Энергетик-5» требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды и размещение ответчиком твердых коммунальных отходов без установленных на то законных оснований на контейнерной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, предусмотренной для многоквартирных домов и частных домовладений сельского поселения, может повлечь за собой наступление негативных последствий, а также нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан вследствие загрязнения окружающей среды твердыми коммунальными отходами, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2).

Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» установлено право суда прекратить деятельность, осуществляемую с нарушением природоохранных требований, в случае, если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер.

В соответствии с п. 27Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49, рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.

В целях установления наличия или отсутствия такого противоречия общественным интересам суд вправе вынести на обсуждение лиц, участвующих в деле, данный вопрос, а также предложить им представить соответствующие доказательства (статья 56, часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абзац 2 пункта 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации). Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к приведенным нормам материального права, на истце, заявляющим такое требование, основанием которого является факт нарушения ответчиками законодательства об охране окружающей среды, а также наличие угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, лежит бремя доказывания возможности причинения вреда, вины ответчиков и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, который должен доказать возможную опасность причинения вреда гражданам и юридическим лицам в результате продолжения деятельности, создающей такую опасность.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, представленные доказательства, суд находит заявленные Министерством природных ресурсов и экологии Омской области исковые требования к СНТ «Энергетик-5» о возложении обязанности оборудовать собственные площадки накопления твердых коммунальных отходов обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.

Таким образом, с ответчика СНТ «Энергетик-5» в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-5» (░░░ ) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-5» (░░░ ) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░            ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.03.2023 ░░░░.

2-520/2023 ~ М-36/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области
Ответчики
СНТ Энергетик-5
Другие
Администрация Ростовкинского сельского поселения ОМР ОО
Администрация Богословского СП ОМР Омской области
ООО МАГНИТ
Администрация ОМР Омской области
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Дьяченко Тамара Александровна
Дело на сайте суда
omskiycourt--oms.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2023Передача материалов судье
12.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2023Подготовка дела (собеседование)
24.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2023Судебное заседание
28.02.2023Судебное заседание
07.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2023Дело оформлено
13.11.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее