Дело № 21-667/2018 |
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень | 24 декабря 2018 года |
Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» на решение судьи Уватского районного суда Тюменской области от 08 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области Ж.М.Ф. от 27 сентября 2018 года № 559 юридическое лицо – Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» (далее также - ФКУ «Уралуправтодор») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФКУ «Уралуправтодор» обжаловало его в суд. В жалобе просило постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывало, что приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 января 2015 года № 17 установлена обязанность подавать лесную декларацию не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов, а срок действия лесной декларации составляет 12 месяцев, что предполагает возможность самостоятельно определять период использования лесов внутри календарного года. Полагало, что поскольку лесная декларация подана 24 августа 2018 года, то есть в срок и на период, установленные названным Приказом, событие административного правонарушения отсутствует. Указывало, что предпринимает все меры по надлежащему исполнению возложенных лесным законодательством обязанностей, в связи с этим считало совершенное деяние малозначительным.
Решением судьи Уватского районного суда Тюменской области от 08 ноября 2018 года постановление начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области от 27 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ «Уралуправтодор» оставлено без изменения, жалоба ФКУ «Уралуправтодор» - без удовлетворения.
С данным решением не согласно ФКУ «Уралуправтодор» в лице защитника В.Д.Л. В жалобе в вышестоящий суд, приводя доводы, аналогичные заявленным в районный суд, просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что судьей неверно указана дата подачи лесной декларации, не дана оценка доводам заявителя жалобы о соблюдении сроков подачи лесной декларации. Считает неправильным указание на обязанность подачи лесной декларации с начала календарного года. Полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления истек. Полагает, что судом необоснованно сделан вывод об отсутствии оснований для признания деяния малозначительным.
Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в полном объеме материалы дела по жалобе ФКУ «Уралуправтодор», материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав в судебном заседании объяснения должностного лица Департамента лесного комплекса Тюменской области Ж.М.Ф., возражавшего против удовлетворения жалобы, не нахожу оснований для отмены постановления и решения судьи районного суда.
Согласно части 4 статьи 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1). Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
Статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута (часть 2).
Согласно пункту 2 Порядка заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного Приказом Минприроды России от <.......> <.......> лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа Департамента лесного комплекса Тюменской области от 24 февраля 2012 года № 05/80 ФКУ «Уралуправтодор» предоставлены лесные участки общей площадью 2,3 га, имеющие местоположение: <.......>, в постоянное (бессрочное) пользование для строительства, реконструкции, эксплуатации моста через р. Демьянка на 429+849 км автомобильной дороги Тюмень – Ханты-Мансийск.
Согласно подпункту «в» пункта 2 данного приказа ФКУ «Уралуправтодор» обязано ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию, представлять отчеты об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении.
09 августа 2018 года главным специалистом отдела государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области Ш.Е.С. на основании приказа Департамента лесного комплекса Тюменской области от 11 июля 2018 года № 71-гк произведен осмотр лесного участка площадью 2,3 га, расположенного в Першинском участковом лесничестве. В ходе осмотра установлено, что указанный земельный участок используется по назначению для эксплуатации линейных объектов.
11 сентября 2018 года в отношении ФКУ «Уралуправтодор» составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, согласно которому 09 августа 2018 года в 11 часов 30 минут в ходе проведения проверки установлен факт использования лесного участка ФКУ «Уралуправтодор», расположенного по адресу: <.......>, предоставленного на основании приказа Департамента лесного комплекса Тюменской области от 24 февраля 2012 года № 05/80, без подачи лесной декларации. Лесная декларация подана 10 сентября 2018 года.
Факт совершения ФКУ «Уралуправтодор» вменяемого административного правонарушения подтверждается актом осмотра от 09 августа 2018 года, протоколом об административном правонарушении от 11 сентября 2018 года, приказом Департамента лесного комплекса Тюменской области от 24 февраля 2012 года № 05/80, другими материалами дела.
При рассмотрении дела должностным лицом административного органа и судьей районного суда правильно установлены фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, верно применены положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о виновности ФКУ «Уралуправтодор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о неправильном определении периода обязанности подать лесную декларацию не состоятелен ввиду следующего.
Из анализа диспозиции части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективной стороной правонарушения является использование лесов с нарушением условий договора аренды, купли-продажи или иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Поскольку актом осмотра от 09 августа 2018 года установлен факт использования предоставленных приказом Департамента лесного комплекса Тюменской области лесных участков, а сведений о наличии действующей лесной декларации не имеется, должностным лицом административного органа и судьей сделан правильный вывод о наличии в действиях ФКУ «Уралуправтодор» состава административного правонарушения.
Ссылки в жалобе на привлечение юридического лица к ответственности за пределами срока давности также не принимаются.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения длящегося административного правонарушения.
Как следует из позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Таким днем в данном случае является 09 августа 2018 года, что подтверждается актом осмотра от указанной даты.
При таких обстоятельствах, поскольку использование лесных участков с нарушением условий документа, на основании которого предоставлен лесной участок, носит длящийся характер, обжалуемое постановление от 27 сентября 2018 года вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В целом доводы жалобы по существу не содержат новых аргументов, которые не исследовались судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении. Эти доводы получили надлежащую правовую оценку в решении судьи, не согласиться с которой у суда, рассматривающего настоящую жалобу, оснований не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену постановления должностного лица административного органа и решения судьи, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Административное наказание ФКУ «Уралуправтодор» назначено в минимальных пределах санкции части 4 статьи 8.25 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного решение судьи районного суда, которым оставлено без изменения вынесенное в отношении ФКУ «Уралуправтодор» постановление должностного лица Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса <.......> об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для отмены состоявшихся решений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Уватского районного суда Тюменской области от 08 ноября 2018 года и постановление начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области от 27 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» оставить без изменения, жалобу Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» - без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина