Дело № 2-325/2023
УИД09RS0005-01-2023-000227-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2023 года с.Учкекен
Малокарачаевский районный суд, Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Лепшокова Р.А., при секретаре судебного заседания Гогуевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Малокарачаевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малокарачаевского муниципального района об обязании привести в нормальное состояние участки дороги местного значения по <адрес> в <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Истец - прокурор Малокарачаевского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику – администрации Малокарачаевского муниципального района и просит обязать привести в нормальное состояние участки дороги местного значения по <адрес> в <адрес>, при этом ссылается на то обстоятельство, что во исполнение задания прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В процессе обследования эксплуатационного и технических средств организации дорожного движения автомобильной дороги местного значения по <адрес> на предмет соответствия требованиям нормативов и стандартов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения автомобильных дорог местного значения, были выявлены следующие нарушения, а именно, отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу», в нарушении требований п.6.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы» Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»; на всем протяжении отсутствует стационарное электрическое освещение в нарушение требований пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.4, п.4.6.1.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства», средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части в пределах улицы населенных пунктов не соответствует требованиям; на всем протяжении следования от <адрес> до <адрес> отсутствует дорожное ограждение для предотвращения съезда транспортного средства в нарушение п.8 ГОСТ Р 52289-2019 «технические средства организации дорожного движения, правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"; п.5.2.6 и п.5.2.7 ГОСТ Р 50597-2007 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» у люка смотрового колодца отсутствует крышка люка, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 3634-2019 «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия»; имеется дефект проезжей части в виде колеи в нарушение требований п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2007 Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Обязанность по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования муниципального значения и искусственных сооружений на них, включая разработку документации по планировке территории в целях размещения автомобильных дорог, инженерные изыскания, разработка проектной документации, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования муниципального значения и искусственных сооружений на них, относится к полномочиям муниципального района.
Бездействие администрации Малокарачаевского муниципального района выразившееся в ненадлежащем финансировании необходимых работ по приведению в соответствие с государственными стандартами, указанных муниципальных дорог, нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни и здоровья в сфере дорожной безопасности, напрямую влияя на безопасность дорожного движения.
В судебное заседание представитель истца не явился, направив письменное заявление о рассмотрении дела без его участия, иск поддерживает и просит удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика-администрации Малокарачаевского муниципального района Джатдоева Б.А. не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, при этом своего мнения по существа иска не выразила.
В судебное заседание представитель третьего лица - администрации Красновосточного сельского поселения не явился, о причине неявки суду не сообщил, рассмотреть дело без их участия представителя не просил, своего мнения по существу иска не выразил.
В судебное заседание представитель третьего лица - ОГИБДД МВД России по Малокарачаевскому району не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, рассмотреть дело без участия представителя не просил, своего мнения по существу иска не выразил.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотреть дело без участия представителей третьих лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковое заявление по следующим основаниям.
В соответствии с правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993г. №1090 участник дорожного движения –это лица, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Согласно п. 1.5 вышеназванных правил участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий, является неудовлетворительное состояние проезжей части дороги.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, это подразумевает, в том числе и дороги, отвечающие современным требованиям безопасности и благоустройства.
Непринятие необходимых мер по организации безопасности дорожного движения, является нарушением гарантированных конституционных прав граждан на достойную жизнь и свободное развитие.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой района по заданию прокуратуры КЧР была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В процессе обследования эксплуатационного и технических средств организации дорожного движения автомобильной дороги местного значения по <адрес> на предмет соответствия требованиям нормативов и стандартов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения автомобильных дорог местного значения, были выявлены следующие нарушения, а именно, отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу», в нарушении требований п.6.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы» Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»; на всем протяжении отсутствует стационарное электрическое освещение в нарушение требований пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.4, п.4.6.1.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства», средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части в пределах улицы населенных пунктов не соответствует требованиям; на всем протяжении следования от <адрес> до <адрес> отсутствует дорожное ограждение для предотвращения съезда транспортного средства в нарушение п.8 ГОСТ Р 52289-2019 «технические средства организации дорожного движения, правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"; п.5.2.6 и п.5.2.7 ГОСТ Р 50597-2007 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» у люка смотрового колодца отсутствует крышка люка, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 3634-2019 «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия»; имеется дефект проезжей части в виде колеи в нарушение требований п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2007 Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В ходе проверки также установлено, что Законом КЧР полномочия в области дорожной деятельности за сельскими поселениями республики не закреплены, администрацией района соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в составе муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения, в период с 2018г. по 2021г. не заключались.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях, данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Кроме того, п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава Малокарачаевского муниципального района к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасного дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования муниципального значения и искусственных сооружений на них, включая разработку документации по планировке территории в целях размещения автомобильных дорог, инженерные изыскания, разработку проектной документации, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования муниципального значения и искусственных сооружений на них относится к полномочиям муниципального района.
Таким образом, судом установлено, что бездействие администрации Малокарачаевского муниципального района выразившееся в ненадлежащем финансировании необходимых работ по приведению в соответствии с государственными стандартами, указанных муниципальных дорог, нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни и здоровья в сфере дорожной безопасности, напрямую влияя на безопасность дорожного движения, поскольку одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий, является неудовлетворительное состояние проезжей части дороги, проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Между тем, доводы истца, изложенные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение в судебном заседании, т.к. до настоящего времени ответчиком не устранены выявленные в ходе проверки нарушения.
При таких обстоятельствах, заявленные требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Малокарачаевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малокарачаевского муниципального района об обязании привести в нормальное состояние участки дороги местного значения по <адрес> в <адрес>, - удовлетворить.
Обязать администрацию Малокарачаевского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ., привести в нормальное состояние участки дороги местного значения по <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ, путем устранения нарушений, изложенных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Малокарачаевский районный суд.