Гр. дело №2-993/2023
УИД-05RS0022-01-2023-001623-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Кизилюрт 22 декабря 2023 года
Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего – судьи Дарбишухумаева З.А., при секретаре судебного заседания – Гамзатовой Б.М.,
с участием представителя истца - помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора – Кантуловой С.Х., ответчика – представителя ЧДОУ «Цветы рая» Исаковой А.М., представителя третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца МОВО по г.Кизилюрту -филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» Гаджиева Р.Д., действующего на основании доверенности №1239/25-5 от 22.12.2023г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц кЧДОУ «Цветы рая» об устранении требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности объектов,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. Кизилюртовского межрайонного прокурора обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц:
о признании бездействия ЧДОУ «Цветы рая» по необеспечению устранения указанных выше в настоящем исковом заявлении требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности;
об обязании ЧДОУ «Цветы рая» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу устранить указанные в настоящем исковом заявлении нарушения законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности объектов, а именно: оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Кизилюртовской межрайонной прокуратурой с привлечением МОВО по г.Кизилюрту-филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» (далее - УВО) проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности ЧДОУ «Цветы рая», расположенного по адресу: г.Кизилюрт, ул. Г. Цадаса, д.96, к.8, в ходе которой выявлены нарушения требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
В ходе судебного разбирательства прокурор - помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Кантулова С.Х. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика признала исковые требования прокурора и не возражали против их удовлетворения.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца МОВО по г.Кизилюрту -филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» Гаджиев Р.Д., в ходе судебного заседания считал необходимым удовлетворить заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика и третьего лица, изучив доводы искового заявления, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно ст. 2 и п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования (п. 3 ст. 5 названного Закона).
Согласно Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, определяющей основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, в компетенцию субъектов противодействия терроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7).
Приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов России рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов России и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты.
Судом установлено, а также из материалов дела усматривается, что Кизилюртовской межрайонной прокуратурой с привлечением МОВО по г. Кизилюрту-филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Дагестан» (далее - УВО) проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об антитеррористической защищенности ЧДОУ «Цветы рая», расположенного по адресу: г.Кизилюрт, ул. Г. Цадаса, д.96, к.8.
В ходе проверки выявлены нарушения требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования).
В ЧДОУ «Цветы рая» установлено, что в нарушение подпункта «д» пункта 24 Требования объекты (территория) не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Из проведенной межрайонной прокуратурой проверки следует, что в нарушение требований действующего законодательства у ответчика выявлены ряд вышеуказанных нарушений, что существенно снижает антитеррористическую безопасность объекта образования.
Таким образом, состояние антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения является неудовлетворительным, в частности, антитеррористическая защищенность объекта не соответствует характеру угроз, оперативной обстановке, не обеспечивает наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест пребывания людей.
Основными причинами и условиями, способствующими этим нарушениям, является игнорирование требований федерального законодательства в части обеспечения антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены, в том числе и муниципальные учреждения образования (пункт 3 статьи 5 ФЗ №35-Ф3).
Частью 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ установлено, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно пунктам 24, 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального Закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в учреждениях образования, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.
В силу п.7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору представлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.
Учитывая, что дошкольное образовательное учреждение является объектом с массовым пребыванием людей, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, при этом вышеуказанные нарушения нарушают права несовершеннолетних и работающих в указанных учреждениях работников на охрану жизни и здоровья, а также допускает возможность совершения террористического акта на территории учреждения и снижает эффективность мер по предупреждению терроризма, суд считает требования, изложенные в заявлении прокурора, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление и.о. Кизилюртовского межрайонного прокурора поданное в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать бездействие ЧДОУ «Цветы рая» по необеспечению устранения указанных выше в настоящем исковом заявлении требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности.
Обязать ЧДОУ «Цветы рая» в течение месяца с момента вступления решения в законную силу устранить указанные в настоящем исковом заявлении нарушения законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности объектов, а именно: оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: