11RS0003-01-2023-004324-94 Дело № 2-5010/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Жуненко Н.А.
при секретаре Яковлевой О.Ю.
с участием прокурора Вертинской Г.В.,
представителя ответчика ОСФР по РК по доверенности Кондратенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте 04 сентября 2023 года дело по иску и.о. прокурора города Инты Республики Коми в интересах Изъюрова Михаила Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,
Установил:
И.о. прокурора города Инты Республики Коми обратился в суд в интересах Изъюрова М.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – ОСФР по РК) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) в количестве 1 шт. на 4 года; креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) в количестве 1 шт. на 4 года; сигнализатором звука цифровым с вибрационной и световой индикацией в количестве 1 шт. на 5 лет. Просит взыскать с ОСФР по РК в пользу Изъюрова М.А. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. Решение по настоящему иску обратить к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований и.о.прокурор указал, что Изъюров М.А. с __.__.__ является <....>. Согласно срокам пользования техническими средствами реабилитации и индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида истец нуждается в указанных в иске технических средствах реабилитации (далее – ТСР), которые рекомендованы к ежедневному использованию с __.__.__. Вопреки требования закона истец по настоящее время необходимыми для его восстановления ТСР в полном объеме не обеспечен. Таким образом, ОСФР по РК не в полной мере осуществляет обязанности по своевременной организации обеспечения инвалидом ТСР в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА), в связи с чем истец испытывает дискомфорт от недостатка положенных ТСР, жизненно ему необходимых. Отсутствие ТСР ограничивает жизнедеятельность истца, создает дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Истец постоянно переживал по поводу отсутствия жизненно необходимых ТСР, испытывал физические и моральные страдания.
Истец о времени и месте слушанья дела извещен надлежащим образом, в суд не явился, суд находит возможным в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотреть дело в его отсутствие сторон.
В судебном заседании прокурор заявленные в интересах истца требования поддержала.
Представитель ответчика ОСФР по РК направил в суд письменные возражения на иск прокурора, в которых с заявленными требованиями не согласился. Указал, что Изъюров М.А. на основании заявления от __.__.__ был поставлен на учет с ОСФР по РК для обеспечения ТСР, в том числе: «7-01-01 Кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) 1 шт.; Ортопедические брюки, 1 шт.», рекомендованные истцу ИПРА от __.__.__, срок действия реабилитационных мероприятий по которой начинался __.__.__. На основании заявления от __.__.__ истец был поставлен на учет по обеспечению «16-01-03 Сигнализатором звука цифровым с вибрационной и световой индикацией, 1 шт.», рекомендованной истцу ИПРА от __.__.__, срок действия реабилитационных мероприятий по которой начинался с __.__.__. По состоянию на __.__.__ все лимиты бюджетных обязательств на 2022 год по целевой статье расходов «Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий» были израсходованы. Вся дальнейшая работа проводилась в рамках доведенных лимитов на 2023 год. ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. ОСФР по РК передает инвалидам в безвозмездное пользование необходимые ТСР. Обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с ИПРА только путем заключения государственных контрактов в рамках выделенных ассигнований из средств федерального бюджета и Фонда. При этом гарантия обеспечения инвалида ТСР может быть реализована путем предоставления ТСР уполномоченным органом либо путем выплаты денежной компенсации в случае, если предусмотренное ИПРА техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду либо инвалид приобрел его за свой счет. Также истец с момента постановки на учет имел возможность обратиться с заявлением об обеспечении ТСР с использованием электронного сертификата, с возможностью последующего приобретения ТСР в интернет магазине «OZON.RU». За истекший период времени Изъюров М.А. о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР и о предоставлении электронного сертификата на приобретение ТСР не обращался. ОСФР по РК по результатам проведения закупки был заключен государственный контракт №__ от __.__.__ на поставку инвалидам кресел-колясок с ручным приводом, дата исполнения контракта __.__.__. В рамках данного контракта обеспечивались льготники, падавшие заявления раньше Изъюрова М.А. __.__.__ ОСФР по РК по результатам проведения закупки был заключен государственный контракт №__ на поставку инвалидам кресел-колясок с ручным приводом. В рамках данного контракта Изъюрову М.А. было выдано направление от __.__.__ на кресло-коляску с ручным приводом комнатную, с которым истцу следует обратиться в пункт выдачи в ____, срок исполнения контракта – декабрь 2023 года. ОСФР по РК по результатам проведения закупки был заключен государственный контракт №__ от __.__.__ на поставку инвалидам сигнализаторов звука. Работа по исполнению контракта проводится. Истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и ухудшением здоровья истца, моральных страданий. Само по себе право на получение инвалидом за счет средств федерального бюджета ТСР носит имущественный характер. Кроме того, выплата компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение других инвалидов ТСР, что повлечет ущемление их прав. Также отсутствуют основания для обращения решения суда к немедленному исполнению, поскольку решение осуществляется ОСФР по РК в силу требований закона путем заключения государственных контрактов, для чего требуется определенное время.
Представитель ОСФР по РК по доверенности Кондратенко Е.В. в суде доводы, изложенные в письменном отзыве ОСФР по РК, поддержала. Дополнила, что __.__.__ Изъюрову М.А. ОСФР по РК было отправлено по почте направление на получение кресло-коляски с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов). В дальнейшем истец контактирует по поводу получения ТСР с поставщиком по государственному контракту, в связи с чем ответчик считает надлежащим образом исполненной возложенную на него законом обязанность по предоставлению истцу данного ТСР.
Оценив доводы сторон, проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее также - Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ).
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (часть 1 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (часть 3 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.
Правилами обеспечения инвалидов ТСР, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 (далее – Правила) установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с ИПР путем предоставления соответствующего ТСР (п.2,4 правил).
В силу п.5 Правил и п.12 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан, утвержденного приказом ФСС РФ от 16.05.2019 №256, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Материалами дела подтверждается, что __.__.__ Изъюров М.А. был признан <....>.
Согласно срокам пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от __.__.__ №__н, а также индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) от __.__.__ №__.14.11/2022 Изъюров М.А. имеет право на предоставление с освобождением от платы (за счет ОСФР по РК) следующих технических средств реабилитации (далее – ТСР): кресло-коляска с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) в количестве 1 шт. на 4 года; кресло-коляска с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) в количестве 1 шт. на 4 года; сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией в количестве 1 шт. на 5 лет.
Проверкой прокуратуры ____ установлено и представителем ответчика не оспаривается, что __.__.__ в ОСФР по РК зарегистрировано заявление Изъюрова М.А. о предоставлении ему ТСР: кресло-качалка с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов); ортопедические брюки; кресло-качалка с ручным приводом прогулочная для инвалидов и детей-инвалидов). __.__.__ истец поставлен ответчиком на учет по обеспечению указанными ТСР.
__.__.__ в ОСФР по РК зарегистрировано заявление истца о предоставлении ему ТСР: сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией. __.__.__ Изъюров М.А. поставлен на учет по обеспечению данным ТСР.
На день рассмотрения дела Изъюров М.А. обеспечен только ортопедическими брюками. Остальными ТСР истец не обеспечен до настоящего времени, то есть свыше 7 месяцев, несмотря на то, что указанные ТСР необходимы истцу с __.__.__ бессрочно для ежедневного применения при передвижении в жилом помещении и на улице во время прогулок.
Представитель ответчика в отзыве указал, что истец имеет возможность самостоятельно за счет собственных средств приобрести ТСР с последующей выплатой ему денежной компенсации либо обратиться с заявлением об обеспечении ТСР с помощью электронного сертификата для последующего приобретения ТСР в интернете.
Вместе с тем, закон не возлагает на инвалида обязанность самостоятельно приобрести ТСР (в том числе, по электронному сертификату). Право выбора способа обеспечения принадлежит истцу. Необеспечение либо несвоевременное обеспечение истца необходимыми в соответствии с ИПРА техническими средствами реабилитации нарушает его право на социальную защиту со стороны государства.
Ответчик не представил суду доказательств надлежащего отправления истцу по почте направления на получение кресла-коляски с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) и получения истцом данного направления, в этой связи суд не считает исполненной ответчиком обязанность по предоставлению истцу данного ТСР.
С учетом изложенного, суд находит заявленные требования обоснованными и обязывает ответчика обеспечить истца следующими ТСР: креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) в количестве 1 шт. на 4 года; креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) в количестве 1 шт. на 4 года; сигнализатором звука цифровым с вибрационной и световой индикацией в количестве 1 шт. на 5 лет.
В соответствие со ст. 151 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, индивидуальные особенности гражданина, которому причинен вред.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» в пункте 37 разъяснил, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм ст. 1069 и п. 2 ст. 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем, моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Истец не был своевременно и в полном объеме обеспечен ТСР, необходимыми ему для поддержания жизнедеятельности и здоровья, что в соответствии с приведенными разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ влечет обязанность ОСФР по РК компенсировать истцу причиненный моральный вред (физические и нравственные страдания).
Учитывая длительное необеспечение истца ТСР в связи с имеющимися у него заболеваниями, безусловно испытанные истцом в связи с этим физические и нравственные страдания, степень вины ответчика, суд взыскивает с ОСФР по РК денежную компенсацию морального вреда в заявленном размере 10 000 руб.
Согласно ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд по просьбе истца может обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению не имеется. Исполнение решения суда ответчиком ОСФР по РК осуществляется за счет средств государственного бюджета путем заключения государственных контрактов в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, что делает невозможным немедленное исполнение.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление и.о. прокурора города Инты Республики Коми в защиту интересов Изъюрова М. А. удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: <....>, ОГРН: <....>) обеспечить Изъюрова М. А. (паспорт <....>, выдан __.__.__ ____) техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) в количестве 1 шт. на 4 года; креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) в количестве 1 шт. на 4 года; сигнализатором звука цифровым с вибрационной и световой индикацией в количестве 1 шт. на 5 лет.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: <....>, ОГРН: <....>) в пользу Изъюрова М. А. (паспорт <....>, выдан __.__.__ ____) денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и (или) представление прокурора в Верховный суд Республики Коми через Интинский горсуд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено __.__.__ в <....>.
Судья- Н.А.Жуненко