Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1846/2023 ~ М-1200/2023 от 04.04.2023

57RS0023-01-2023-001663-47

№2-1846/23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2023 года город Орел

Советский районный суд города Орла в составе

председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,

при секретаре Гребеньковой А.Е.,

помощнике судьи Конкиной Н.Н.,

с участием истца Кружкова А.Н.,

представителя ответчика Прилепской А.Г.,

представителя третьего лица администрации г.Орла Ситникова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда гражданское дело по иску Кружкова А.Н. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области о понуждении к совершению действий и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Кружков А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области о понуждении к совершению действий и взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование требований указав, что является собственником земельного участка, вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства», общей площадью 1699+/-29 кв.м. с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: <...>

28 февраля 2023 года истцу предоставлен градостроительный план земельного участка № РФ-57-4-20-2-06-2023-0068 от 14.02.2023, из которого следует, что земельный участок полностью расположен в границах санитарно-защитной зоны имущественного комплекса Наугорского кладбища, расположенного по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером №***). Согласно письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 27.03.2023 года №57-00-02/Ж-580-2023 следует, что санитарно-защитная зона Наугорского кладбища установлена постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации №152 от 11.12.2017 г.

Изменение границы санитарно-защитной зоны имущественного комплекса Наугорского кладбища не позволяет использовать земельный участок по целевому назначению, тем самым нарушает права и законные интересы Кружкова А.Н. на земельный участок.

Просит суд признать незаконными и обязать удалить сведения о границах санитарно-защитной зоны комплекса Наугорского кладбища из ЕГРН, переданными Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области. Признать, что санитарно-защитная зона комплекса Наугорского кладбища установлена надлежащим образом постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации №152 от 11.12.2017 г. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 60000 рублей.

В судебном заседании истец Кружков А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области Прилепская А.Г. полагала иск необоснованным, представила письменные возражения.

Представитель третьего лица администрации г.Орла Ситников М.В. по существу спора полагался на усмотрение суда.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.12.2017 №152 для имущественного комплекса Наугорского кладбища, расположенного по адресу: <...>, на земельном участке с кадастровым номером 57:25:0010322:2771 установлена санитарно-защитная зона.

Кружков А.Н. на основании договора дарения от 30.05.2019 г. является собственником земельного участка, вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства», общей площадью 1699+/-29 кв.м. с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: <...>

Из пункта 4 статьи 1 ГрК РФ следует, что санитарно-защитная зона относится к разновидности зон с особыми условиями использования территорий.

В 2017 году порядок принятия решений об установлении, изменении размеров установленных санитарно-защитных зон устанавливался СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Направление копии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не предусмотрено.

С 2018 года порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».

В соответствии с п. 16 указанного постановления проект санитарно-защитной зоны содержит: сведения о размерах санитарно-защитной зоны; сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого
государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде); обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека; перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

В силу п. 23 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 копия решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны направляется уполномоченным органом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В этой связи ПАО «Орелстрой» обратилось в Управление Роспотребнадзора по Орловской области с письмом о направлении в Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области информации, необходимой для внесения сведений о санитарно-защитной зоне имущественного кладбища Наугорского кладбища в Единый государственный реестр недвижимости (письмо от 06.09.2021 №1831).

Ответом Управления Роспотребнадзора по Орловской области от 14.09.2021 №57-00-02/0907522-2021, ПАО «Орелстрой» со ссылками на нормы действующего законодательства разъяснен порядок направления сведений в уполномоченный орган (Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) с целью внесения их в Единый государственный реестр недвижимости.

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по результатам предоставления ПАО «Орелстрой» соответствующих документов, в адрес Управления Роспотребнадзора по Орловской области направлено письмо с поручением обеспечить внесение сведений о санитарно-защитной зоне в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с приложенными в электронном виде файлами (письмо от 31.08.2022 №02/17891-2022-27).

В целях исполнения поручения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управлением Роспотребнадзора по Орловской области в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» направлены соответствующие документы.

Письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 31.10.2022 №4677/22 Управление Роспотребнадзора по Орловской области проинформировано о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зоны с особыми условиями использования территорий для имущественного комплекса Наугорского кладбища.

Таким образом, Управление Роспотребнадзора по Орловской области в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 №342 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в данном случае, лишь обеспечивает передачу сведений о санитарно-защитной зоне в уполномоченный орган для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

Решением Орловского областного суда от 06 декабря 2022 г. по административному делу по административному исковому заявлению Кружкова А.Н. к Орловскому окружному Совету народных депутатов, администрации Орловского муниципального округа Орловской области, Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области и признании недействующими правил землепользования и застройки Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области установлено, что санитарно-защитная зона для имущественного комплекса Наугорского кладбища установлена надлежащим образом.

В связи с чем, требования, заявленные истцом в отношении Управления Роспотребнадзора по Орловской области, удовлетворению не подлежат.

Как установлено ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

На основании статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как указано в абзаце 2 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению при разрешении требований о взыскании компенсации морального вреда, являются: факт причинения морального вреда и его размер, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и причиненным моральным вредом, степень вины причинителя морального вреда.

Перечень нематериальных благ закреплен в статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной нормой права к нематериальным благам относятся: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как разъяснил Верховный суд Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», при рассмотрении исков о взыскании морального вреда суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

В соответствии с п. 2 указанного Пленума под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

В «Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести,, достоинства и деловой репутации», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, указано, что судебная практика свидетельствует о том, что истцы по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации, требуя компенсации причиненного им морального вреда, не обосновывали, как правило, заявленную сумму, а ограничивались лишь ссылкой на ухудшение состояния здоровья, душевные волнения и переживания.

Истцом не доказаны обстоятельства причинения ему физических и нравственных страданий, им не представлено доказательств того, что со стороны ответчика имели место действия, приведшие к нарушению личных неимущественных прав, либо причинивших ему нравственные и физические страдания, в связи с чем основания для компенсации морального вреда отсутствуют.

Таким образом, исковые требования Кружкова А.Н. о взыскании компенсации морального вреда также не являются обоснованными и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кружкова А.Н. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области о понуждении к совершению действий и взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в месячный срок с момента изготовления полного текста решения суда.

Полный текст решения изготовлен 13.06.2023 г.

Председательствующий:

2-1846/2023 ~ М-1200/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кружков Алексей Николаевич
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области
Другие
администрация г. Орла
ПАО "Орелстрой"
Управление архитектуры и градостротельства г. Орла
Кадастровый инженер Войтович Станислав Валерьевич
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Самойлова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
04.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.05.2023Предварительное судебное заседание
11.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2023Судебное заседание
13.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2023Дело оформлено
23.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее