По делу № 2-863/2022
УИД 43RS0010-01-2022-001225-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2022 г. г. Вятские Поляны
Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:
председательствующего судьи Анисимова Д.Е.,
с участием представителя ответчика Габидуллина Р.Х.,
при секретаре Овсянниковой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Вятскополянском районе в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО «Молот-Оружие» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ :
Начальник Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Вятскополянском районе Балакин А.А. обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО «Молот-Оружие» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование иска указал, что согласно распоряжению руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Белоусовой Е.. № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка Общество с ограниченной ответственностью «Молот-Оружие» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в 2018 году на предприятии проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По данным инвентаризации на ООО «Молот-Оружие» зарегистрировано 276 источников выбросов, из них 270 организованных. Выбрасывается в атмосферу загрязняющие вещества 100 наименований. Годовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 21,6 тонн в год. Таким образом, установлено что, ООО «Молот-Оружие» является источником воздействия на среду обитания и здоровье населения.
Разработанный на предприятии проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не утвержден, не проведено согласование с органами Роспотребнадзора на соответствие данного проекта санитарным правилам, не представлен на согласование план мероприятий по обеспечению качества атмосферного воздуха и достижению нормативов ПДВ.
В ходе проверки установлено, что руководителем ООО «Молот-Оружие» не представлено в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление по установлению санитарно-защитной зоны (далее СЗЗ) с приложением документов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
По выявленным нарушениям юридическому лицу - ООО «Молот-Оружие» выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений санитарных правил, в котором одним из пунктов предписания обязывает – представить в Управление Роспотребнадзора по Кировской области документы для установления санитарно-защитной зоны ООО «Молот-Оружие» срок исполнения: ДД.ММ.ГГГГ
На момент составления искового заявления проект СЗЗ ООО «Молот-Оружием» не разработан, заявление по установлению санитарно-защитной зоны в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не поступало.
На основании изложенного, просит обязать ООО «Молот-Оружие» в установленном законодательством порядке в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
1) разработать проект санитарно-защитных зон, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
2) обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитных зон для ООО «Молот-Оружие», в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
3) провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объектов ООО «Молот-Оружие», в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 03.03.2018г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
4) обратиться с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон для ООО «Молот-Оружие» в уполномоченные органы в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Вятскополянском районе А.А.Балакин в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика Габидуллин Р.Х. исковые требования признал, просил предоставить срок 3 года для выполнения указанных мероприятий. Пояснил, что ответчик находится в тяжелом финансовом положении, имеет большую кредиторскую задолженность, на счета ответчика службой судебных приставов наложен арест в размере 50% поступающих денежных средств, для изготовления указанных проектов также потребуется значительный промежуток времени.
Суд, исследовав письменные материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, считает исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Вятскополянском районе подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 г. № 684 Управление является уполномоченным территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно п.п. 8.19, 8.40 Положения Управление уполномочено предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В соответствии с Положением о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Кировской области в Вятскополянском районе (далее - Положение), утвержденным приказом Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 20.12.2021г. №105-ОД, территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Вятскополянском районе, является обособленным структурным подразделением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Кировской области, который создан для осуществления своей функции по контролю и надзору, возложенных на Управление.
Согласно распоряжению руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Белоусовой Е.А. № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка Общество с ограниченной ответственностью «Молот-Оружие» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в 2018 году на предприятии проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По данным инвентаризации на ООО «Молот-Оружие» зарегистрировано 276 источников выбросов, из них 270 организованных. Выбрасывается в атмосферу загрязняющие вещества 100 наименований. Годовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 21,6 тонн в год.
Таким образом, установлено что, ООО «Молот-Оружие» является источником воздействия на среду обитания и здоровье населения.
Разработанный на предприятии проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не утвержден, не проведено согласование с органами Роспотребнадзора на соответствие данного проекта санитарным правилам, не представлен на согласование план мероприятий по обеспечению качества атмосферного воздуха и достижению нормативов ПДВ.
В ходе проверки установлено, что руководителем ООО «Молот-Оружие» не представлено в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление по установлению санитарно-защитной зоны (далее СЗЗ) с приложением документов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
По выявленным нарушениям юридическому лицу - ООО «Молот-Оружие» выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений санитарных правил, в котором одним из пунктов предписания обязывает – представить в Управление Роспотребнадзора по Кировской области документы для установления санитарно-защитной зоны ООО «Молот-Оружие» срок исполнения: ДД.ММ.ГГГГ
В ответ на данное предписание ООО «Молот-Оружие» в лице технического директора –главного конструктора В.А. Стремоухова направил в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Вятскополянском районе (далее ТО Управления) информационное письмо, в котором по данному пункту предписания прописано, что ООО «Молот- Оружие» имеет намерение разработать проект СЗЗ и работы в этом направлении ведутся.
На момент составления искового заявления проект СЗЗ ООО «Молот-Оружием» не разработан, заявление по установлению санитарно-защитной зоны в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не поступало.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации № 222 от 3 марта 2018 года «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Согласно п.1 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденный Постановлением Правительства РФ №222 от 03.03.2018 года «санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования».
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ).
Класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) устанавливают СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Новая редакция «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные постановлением № 74 Главного государственного санитарного врача РФ 25.09.2007 г. (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4).
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования указанных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Согласно п.3 Постановления Правительства Российской Федерации № 222 от 3 марта 2018 года «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
При изложенных обстоятельствах понуждение ООО «Молот-Оружие» к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В связи с указанными обстоятельствами исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области о возложении соответствующей обязанности на ответчика в судебном порядке подлежат удовлетворению.
При разрешении иска суд учитывает признание иска представителем ответчика, которому разъяснены последствия признания иска в соответствии со ст. 39, 173, 220, 221 ГПК РФ.
Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком указанных мероприятий суд учитывает его тяжелое финансовое положение, наличие большой кредиторской задолженности, наложение на счета ответчика службой судебных приставов ареста в размере 50% поступающих денежных средств, срок, необходимый для изготовления указанных проектов, а также требования разумности и справедливости, права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Вятскополянском районе удовлетворить.
Обязать ООО «Молот-Оружие» в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
1) разработать проект санитарно-защитных зон, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
2) обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитных зон для ООО «Молот-Оружие», в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
3) провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объектов ООО «Молот-Оружие», в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 03.03.2018г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
4) обратиться с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон для ООО «Молот-Оружие» в уполномоченные органы в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Д.Е. Анисимов
Справка: Решение в окончательной форме принято 21.09.2022.
Судья Д.Е. Анисимов