Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-10153/2023 от 01.08.2023

Судья: Чиркова Е.А. адм.дело № 33а-10153/2023 (№ 2а-822/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 октября 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Ромадановой И.А.,

судей Мыльниковой Н.В., Гулевича М.И.,

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шинкарева И.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 08 июня 2023 г. по административному делу № 2а-822/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области к Шинкареву И.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., доводы Шинкаренко И.В., представителя МИФНС России №23 по Самарской области (по доверенности) Максаковой О.А., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Шинкарева И.В. недоимки по транспортному налогу.

В обоснование заявленных требований, указав, что Шинкарев И.В. является собственником транспортных средств, которые подлежат налогообложению из расчета мощности двигателя автомобиля. В установленный законом срок налоговое уведомление и требование об уплате недоимки налогоплательщиком исполнены не были, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье за взысканием задолженности по транспортным налогам в порядке приказного производства. Определением мирового судьи судебного участка Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 11.07.2022 г. судебный приказ от 12.05.2022 г. о взыскании с Шинкарева И.В. недоимки отменен, взыскателю разъяснено право на предъявление требований в порядке искового производства. Поскольку до настоящего времени задолженность по недоимке не погашена, нарушенное право налоговой инспекции не восстановлено, административный истец обратился с административным иском в суд.

На основании изложенного, с учетом уточнений административных исковых требований, МИ ФНС России № 23 по Самарской области просит взыскать с Шинкарева И.В. недоимку по транспортному налогу в размере 15 646 рублей, в том числе: за 2019 г. в размере 5 873 рублей, за 2020 г. в размере 1 468 рублей, за 2020 г. в размере 8 305 рублей, уплату государственной пошлины просит возложить на административного ответчика (л.д.95).

Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 08 июня 2023 г. постановлено: « Административный иск МИ ФНС России № 23 по Самарской области к Шинкареву И.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 г., 2020 г. удовлетворить частично.

Взыскать с Шинкарева И.В. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., , уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, недоимку по транспортному налогу за 2019 г. в размере 4 113 рублей (ОКТМО ), недоимку за 2020 г. в размере 8 305 рублей (ОКТМО ), недоимку за 2020 г. в размере 1028 рублей (ОКТМО ), а всего взыскать 13446 (тринадцать тысяч четыреста сорок шесть рублей).

Взыскать с Шинкарева И.В. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., , уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета г.о. Самары государственную пошлину в размере 537 (пятьсот тридцать семь) рублей.

В удовлетворении остальной части иска МИ ФНС России по Самарской области отказать» (л.д. 114-121).

В апелляционной жалобе Шинкарев И.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 129-130).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании Шинкарев И.В. просил решение отменить, полагает его не законным, не обоснованным, так как льгота по транспортному налогу должна быть применена по нормам Оренбургской области, он проживал до ДД.ММ.ГГГГ в Оренбургской области, а не в РСО-Алания, кроме того, он не получал уведомления и требования для оплаты налога.

Представитель МИФНС России №23 по Самарской области (по доверенности) Максакова О.А. просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.

В силу части 1 статьи 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На основании ст. 356 Налогового Кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу абз. 1 ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Судом первой инстанции установлено, что Шинкарев И.В. является собственником транспортного средства марки <данные изъяты>, 2002 г.в., с мощностью двигателя 164, 51 л.с., мотоцикла марки <данные изъяты>, 2001 г.в., с мощностью двигателя 80 л.с.

Согласно материалам дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шинкарев И.В. был зарегистрирован в Северной Осетии, Республике Алания, следовательно, в указанный период времени применению подлежит Закон Республики Северная Осетия – Алания «О транспортном налоге в Республике Северная Осетия – Алания».

Согласно ст. 2 названного закона налоговая ставка для автомобилей с мощностью двигателей свыше 150 л.с. до 200 л.с. равна 25 рублей, для мотоциклов с мощностью двигателей свыше 35 л.с. равна – 22 рублей.

В соответствии с положениями Закона Самарской области от 06.11.2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» налоговая ставка для автомобилей с мощностью двигателей свыше 150 л.с. до 200 л.с. равна 43 рублей, для мотоциклов с мощностью двигателей свыше 35 л.с. – 50 рублей.

Таким образом, общая сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком по транспортному налогу за 2019 – 2020, из расчета временного периода нахождения транспортных средств во владении административного истца и его территориальной принадлежности к определенному субъекту, составляет 15 646 рублей (за 2019 г. по ставкам Закона Республики Северная Осетия – Алания, за 2020 г. по ставкам Закона Республики Северная Осетия – Алания и Закона Самарской области).

В соответствии с ч. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следовательно, срок уплаты налога за 2019 – не позднее 1 декабря 2020 г., за 2020 г. – не позднее 1 декабря 2021 г.

Налоговая инспекция исчислила Шинкареву И.В. за отчетный период 2019 транспортный налог в размере 5 873 рублей, 2020 г. – 9 773 рублей, что подтверждается налоговым уведомлением от 01.09.2020, напрвлено Шинкаренко И.В. 09.10.2020 (л.д.18), от 01.09.2021 направлено 29.09.2021 (л.д.19) со сроком исполнения до 01 декабря года, следующим за отчетным периодом. Уведомления направлены по адресу: <адрес>

Согласно представленному в суд паспорту Шинкарев И.В. имел регистрацию1 6.04.2002 года по 26 марта 2020 года по адресу <адрес>, с 26 марта 2020 года <адрес> (л.д. 58).

Поскольку налоговые уведомления оставлены плательщиком без исполнения, налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. ст. 69, 70 НК РФ, в адрес Шинкарева И.В. направлены требования по состоянию на 03.02.2021 об уплате налогов, пени, установив срок исполнения до 30.03.2021 г., по состоянию на 17.12.2021 г. со сроком исполнения до 09.02.2022, которые согласно административному иску налогоплательщиком также не исполнено.

Срок исполнения требования от 17.12.2021 (когда сумма недоимки превысила 10000 рублей) о взыскании налога и пени приходится на 09.02.2022, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган вправе обратиться до 09.08.2022 (09.02.2022+ 6 мес.) включительно, что и было сделано инспекцией 29.04.2022 (л.д.5), требования направлены по необходимому адресу (л.д.20-оборот, л.д. 21-оборот)

12.05.2022 мировым судьей вынесен судебный приказ

Определением мирового судьи судебного участка Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 11.07.2022 судебный приказ отменен, за взыскателем сохранено право на предъявление аналогичных требований в исковом порядке.

Административное исковое заявление о взыскании с Шинкарева И.В. задолженности по недоимке подано в суд общей юрисдикции 10.01.2023.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, Шинкаревым И.В. не исполнено требование налогового органа об уплате транспортного налога, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Предусмотренные законом основания для освобождения Шинкарева И.В. от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Расчет пени произведен, верно.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

Суд первой инстанции указал, что в период с 09.04.2013 по 26.03.2020 г. Шинкарев И.В. был зарегистрирован в Северной Осетии, Республике Алания, следовательно, в указанный период времени применению подлежит Закон Республики Северная Осетия – Алания «О транспортном налоге в Республике Северная Осетия – Алания».

При этом согласно адресной справке Управления по вопросам миграции МВД по Республике Северная Осетия-Алания от 04.10.2023 следует, что Шинкарев И.В. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, в период с 19.05.2011 по 21.11.2015.

В соответствии с положениями Закона Самарской области от 06.11.2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» налоговая ставка для автомобилей с мощностью двигателей свыше 150 л.с. до 200 л.с. равна 43 рублей, для мотоциклов с мощностью двигателей свыше 35 л.с. – 50 рублей.

В соответствии с положениями Закона Оренбургской области от 16.11.2002 г. № 322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге» налоговая ставка для автомобилей с мощностью двигателей свыше 150 л.с. до 200 л.с. равна 50 рублей, для мотоциклов с мощностью двигателей свыше 40 л.с. – 50 рублей.

Таким образом, общая сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком по транспортному налогу за 2019 г. – 2020 г., из расчета временного периода нахождения транспортных средств во владении административного истца и его территориальной принадлежности к определенному субъекту, составляет 15 646 рублей (за 2019 г., за 2020 г. по ставкам Закона Оренбургской области, за 2020 г. по ставкам Закона Оренбургской области и Закона Самарской области).

Поскольку вышеуказанные обстоятельства судом не установлены, решение суда подлежит изменению в указанной части.

В связи с увеличением размера взысканной судом суммы, подлежащая взысканию с административного ответчика государственная пошлина также подлежит увеличению и составляет 625 рублей 84 копейки.

Статья 9 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 г. № 322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге» устанавливает категории налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты транспортного налога, в частности: ветераны боевых действий (для лиц, на которых зарегистрированы два и более транспортных средств, льгота предоставляется не более чем по одному транспортному средству, исчисленная сумма налог по которому является наибольшей). Налоговые льготы, установленные настоящей статьей, не предоставляются налогоплательщиками в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 250 л.с., мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя свыше 40 л.с., грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с., снегоходов, мотосаней с мощностью двигателя свыше 50 л.с., катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств с мощностью двигателя свыше 100 л.с., яхт и других парусно-моторных судов с мощностью двигателя свыше 100 л.с., гидроциклов с мощностью двигателя свыше 100 л.с., самолетов, вертолетов и иных воздушных судов, имеющих двигатели, и самолетов, имеющих реактивные двигатели, с года выпуска которых прошло менее 5 лет.

Установлено, что Шинкарев И.В. является ветераном боевых действий, в связи с чем ему выдано удостоверение серии с указанием на наличие льгот, установленных п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку перерасчет налога по ставкам соответственно по Закону Оренбургской области от 16.11.2002 «О транспортном налоге», указывает на то, что Шинкареву И.В. должна быть начислена большая сумма налогов, но поскольку суд рассматривает в заявленных требованиях, то уточненные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, соответственно решение суда подлежит изменению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не принят во внимание пропуск срока подачи административного иска, судебной коллегией признает несостоятельным.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации и главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3).

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абзац 4).

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (абзац 2).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3).

Из материалов дела следует, что срок исполнения требования 81752 (когда сумма недоимки превысила 10000 рублей) о взыскании налога и пени приходится на 09.02.2022, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган вправе обратиться до 09.08.2022 (09.02.2022+ 6 мес.) включительно, что и было сделано инспекцией 29.04.2022 г.

12.05.2022 мировым судьей вынесен судебный приказ .

Определением мирового судьи судебного участка Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 11.07.2022 судебный приказ отменен, за взыскателем сохранено право на предъявление аналогичных требований в исковом порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 123.7 КАС РФ административное исковое заявление подано в суд 10.01.2023, т.е. в шестимесячный срок после отмены судебного приказа.

Таким образом, нарушений сроков на обращение в суд с административным иском, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации судебной коллегией не установлено.

Установив, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, после отмены судебного приказа, административный истец обратился в шестимесячный срок в суд с административным иском, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что доказательства о направлении налоговых писем и досудебного порядка отсутствуют, судебной коллегией признаны несостоятельными.

В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 69 и пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

Надлежащее направление налоговых уведомлений как и требований в адрес налогоплательщика подтверждается списком почтовых отправлений по адресу <адрес> (л.д. 18,19), принятых отделением почтовой связи 09.10.2020 г. и 29.09.2021 г., что соответствует вышеприведенным требованиям закона, предусматривающим способы направления налоговых уведомлений, требований и иных документов, обязывающего характера к уплате налога.

С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанций правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам.

Таким образом, в остальной части суд первой инстанций правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.

Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что в остальной части решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 08.06.2023-изменить, изложить резолютивную часть следующим образом:

Административный иск МИ ФНС России № 23 по Самарской области к Шинкареву И.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 г., 2020 г. удовлетворить.

Взыскать с Шинкарева И.В. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., , уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, недоимку по транспортному налогу за 2019 г. в размере 5873 рублей (ОКТМО ), недоимку за 2020 г. в размере 8 305 рублей (ОКТМО ), недоимку за 2020 г. в размере 1468 рублей (ОКТМО ), а всего взыскать 15 646 (пятнадцать тысяч шестьсот сорок шесть рублей).

Взыскать с Шинкарева И.В. , в доход местного бюджета г.о. Самары государственную пошлину в размере 625 рублей 84 копейки.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-10153/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Шинкарев И.В.
Другие
ИФНС России по Моздокскому району по Республике Северная Осетия-Алания
МИФНС России №21 по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
01.08.2023Передача дела судье
24.08.2023Судебное заседание
12.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
24.10.2023Судебное заседание
09.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее