Дело №2-231/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 февраля 2023 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе
председательствующего судьи Пашковой Н.И.,
при секретаре Коротовой А.Л.,
с участием представителя истца Маргиева Р.А., ответчика Стрижова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-231/2023 по иску Управления здравоохранения Липецкой области к Стрижову Алексею Сергеевичу о взыскании денежных средств.
установил:
Управление здравоохранения Липецкой области обратилось с иском к Стрижову Алексею Сергеевичу о взыскании денежных средств в сумме 211938,66 рублей. В обоснование иска истец указал, что 25 июня 2018 между истцом и ответчиком был заключен договор №1/18 на получение единовременной компенсационной выплаты, на основании которого ответчику была предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере 500 000 рублей, в том случае, если им будет выполняться обязанность по исполнению трудовых обязанностей в течении 5 лет со дня заключения договора по 24.06.2023 года включительно в соответствие с трудовым договором №15 от 22 января 2018, заключенным с ГУЗ «Задонская межрайонная больница», в структурном подразделении Кашарский феледьшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу Липецкая область Задонский район с. Кашары, ул. Кантемировская, д.4 в должности заведующего фельдшерско-акушерского пункта. Однако, ответчик свои обязательства не исполнил, уволившись с работы по собственному желанию 11 мая 2021 года. В связи с нарушением ответчиком условий договора истец просит взыскать с ответчика часть единовременной компенсационной выплаты, пропорционально неотработанному им времени.
Представитель истца Маргиев Р.Б. исковые требования поддержал, по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Стрижов А.С. не возражал против возврата истцу денежных средств, объяснив, что уволился с работы, поскольку руководством ГУЗ «Задонская межрайонная больница» ему была предложена должность фельдшера скорой медицинской помощи больницы и разъяснено, что при этом за ним сохраняется право на единовременную компенсационную выплату.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640 (в ред. действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения».
В пункте 6 Приложения N 6 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" указано, что одним из условий предоставления субсидии является следующий порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный подпунктом "д" пункта 4 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров. Единовременные компенсационные выплаты предоставляются однократно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключившим с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), по которому медицинский работник принимает обязательства: исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации); возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Подпунктом "д" пункта 4 указанных Правил предусмотрено, что для получения субсидии на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "е" пункта 2 настоящих Правил необходимо наличие утвержденного уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей).
Постановлением администрации Липецкой области от 14 марта 2018 г. N 180 утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (приложение). Согласно п. 2 Порядка единовременная компенсационная выплата предоставляется Медицинскому работнику на основании договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, заключенного Медицинским работником с управлением здравоохранения Липецкой области (далее соответственно - Договор, Управление), по которому Медицинский работник принимает обязательства, предусмотренные Правилами.
Приказом управления здравоохранения Липецкой области от 7 февраля 2018 года N 201 (с изменениями на 19.06.2018) утвержден "Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей)". Согласно п. 40 данного перечня право на получение единовременной компенсационной выплаты имеет лицо занявшее вакантную должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшера в структурном подразделении Кашарский фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) ГУЗ «Задонская межрайонная больница», расположенный по адресу Липецкая область Задонский район с. Кашары, ул. Кантемировская, д.4.
Приказом ГУЗ «Задонская МРБ» №20-к от 22.01.2018 Стрижов Алексей Сергеевич был принят на постоянную работу заведующим Кашарским ФАП- фельдшером. Этого же числа с ним был заключен трудовой договор.
25.06.2018 между Управлением здравоохранения Липецкой области и Стрижовым Алексеем Сергеевичем был заключен договор 1/18 на получение единовременной компенсационной выплаты.
В соответствие с п.1.1 Договора его предметом является предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 рублей медицинскому работнику в возрасте до 50 лет, являющемуся гражданином Российской Федерации, не имеющему неисполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тыс. человек и заключившему трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Управлению, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты.
Согласно п.2.1.1 Управление обязуется осуществить выплату в течение 60 рабочих дней со дня заключения настоящего договора путем перечисления на расчетный счет медицинского работника №***.
В свою очередь медицинский работник обязан исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения настоящего договора по 24.06.2023 включительно в соответствии с трудовым договором №15 от 22 января 2018 заключенным с государственным учреждением здравоохранения «Задонская межрайонная больница» (п.2.2.1).
Пунктом 2.2.3 Договора установлено, что ответчик обязан возвратить в бюджет Липецкой области на счет истца часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом части первой статьи 77, пунктами 5-7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации).
За нарушение порядка и сроков возврата единовременной компенсационной выплаты ответчик уплачивает неустойку в виде пени в размере 0,1 % от суммы, подлежащей возврату за каждый день просрочки (п.3.2 Договора).
Во исполнение условий договора платежным поручением №4055 от 29.06.2018 Управление здравоохранения Липецкой области перечислило Стрижову А.С. 500 000 рублей.
Приказом №130-к от 11.05.2018 ГУЗ «Задонская МРБ» было прекращено действие трудового договора №15 от 22.01. 2018 заключенного со Стрижовым А.С., он был уволен с должности заведующего Кашарским ФАП-фельдшера с 11.05.2021 на основании его заявления от 11.05.2021 в котором он просил уволить его с работы по собственному желанию (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, Стрижов А.С. был уволен с должности заведующего Кашарским ФАП-фельдшера по собственному желанию, не отработав пяти лет со дня заключения договора о предоставлении ему единовременной выплаты, тем самым им были нарушены его условия.
В ходе рассмотрения дела, ответчиком не было представлено суду доказательств, подтверждающих, что его увольнение было вызвано уважительными причинами.
Довод ответчика о том, что он уволился с работы, поскольку ему было предложено место фельдшера скорой помощи в ГУЗ «Задонская межрайонная больница», при этом он был введен руководством больницы в заблуждение, поскольку ему было разъяснено, что за ним сохраняется право на единовременную выплату, поскольку он доказательствами не подтвержден.
Кроме того, из сообщения ГУЗ «Задонская центральная районная больница» № 235 от 03.02.2023 усматривается, что Стрижов А.С. был уволен с занимаемой должности заведующего Кашарским фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшера 11.05.2021 по собственному желанию. Стрижову А.С. при увольнении 11.05.2021 с данной должности не предлагалось трудоустройство на должность фельдшера скорой медицинской помощи ГУЗ «Задонская ЦРБ», так как он уволился по собственному желанию. С 11.05.2021 по 03.09.2021 обязанности фельдшера скорой помощи без заключения трудового договора не выполнял.
Согласно расчета истца задолженность пропорционально неотработанному им времени составляет 211938,66 рублей. Судом принимается указанный расчет, поскольку он составлен в соответствие с условиями договора. Ответчиком указанный расчет не оспаривался, контр-расчет им не предоставлен.
Не состоятелен довод ответчика о том, что период его работы с 03.09.2021 и по 16.11.2021 в должности фельдшера скорой медицинской помощи ГУЗ «Задонская центральная районная больница» должен быть учтен при расчете задолженности, поскольку по условиям договора от 25.06.2018 и в соответствие с приведенными выше нормами он должен был отработать в течение 5 лет именно в должности заведующего Кашарским фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшера, а не в какой либо иной должности.
Договор, заключенный между сторонами от 25.06.2018 года, не предусматривал срок исполнения ответчиком обязанности по возврату денежных средств в соответствие с п. 2.2.3 Договора и не содержал условий, позволяющих определить этот срок, что является основанием для исчисления срока их возврата в соответствии с положениями пункта 2 статьи 314 Гражданского кодекса РФ.
Частью 2 статьи 314 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
В адрес ответчика посредством почтовой связи была направлена претензия №И27/01-15/07/-5039 от 02.11.2022 с требованием об оплате задолженности в течение 7 календарных дней, которая согласно отчета об отслеживании почтового отправления была получена ответчиком 03.11.2022, следовательно ответчик должен был в 7-дневный срок, то есть до 10.11.2022 (включительно) исполнить обязанность, предусмотренную п.2.2.3 Договора по возврату денежных средств, однако до настоящего времени не исполнил.
Поскольку ответчиком нарушены условия договора от 25.06.2018 года, денежные средства истцу не возвращены до настоящего времени, требования истца о взыскании задолженности в указанной выше сумме подлежат удовлетворению.
Кроме того с ответчика подлежат взысканию пени, размер которых в соответствие с п.3.2 Договора составляет 0,1 % от суммы, подлежащей возврату за каждый день просрочки начиная с 11.11.2022 и по дату принятия решения (дата определенная истцом в исковом заявлении).
За указанный период размер неустойки составляет 21829,61 рублей, исходя из следующего расчета: (211938,66х0,1%х103).
Общая сумма, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца составит 233768,27 рублей (211938,66+21829,61).
В соответствие со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального бюджета городской округ город Елец подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, что составит 5538 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд
р е ш и л
Взыскать в пользу Управления здравоохранения Липецкой области (ИНН4825005085) со Стрижова Алексея Сергеевича (ИНН №***) денежные средства в сумме 233768 (двести тридцать три тысячи семьсот шестьдесят восемь) рублей 27 копеек.
Взыскать со Стрижова Алексея Сергеевича в доход муниципального бюджета городской округ город Елец государственную пошлину в размере 5538 (пять тысяч пятьсот тридцать восемь) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Н.И. Пашкова
Решение в окончательной форме принято 02 марта 2023