Дело № 7-85/2024
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 05 марта 2024 года
Судья Ленинградского областного суда Туманова О.В.,
при помощнике судьи Курагине А.В.,
рассмотрев жалобу защитника Ушаковой Л.Г. на постановление главного государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области МТУ Ространснадзора по СЗФО от 08.11.2023 № 223017278175 о привлечении Иванова Юрия Александровича к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и решение судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21.12.2023,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области МТУ Ространснадзора по СЗФО от 08.11.2023 № 223017278175, Иванов Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. за то, что 07.10.2023 в 16 час. 04 мин, на а/д 41К-179 Осиновая роща - Магистральная, км 23+5, координаты №, направление движения от трассы А-181 Магистральная в исторический район Осиновая роща, водитель, управляя 4-осным ТС МАN грз №, в нарушение ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты России Правительства Российской Федерации» постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в п. 2.1.1 Правил дорожного движений Российской Федерации», осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, согласно акту от 24.10.2023 № 245 результатов измерений транспортного средства с использованием АПВГК, превысил предельно допустимый показатель нагрузки на оси (сдвоенную группу сближенных осей с двускатными колесами) транспортного средства на величину более 50 процентов.
Решением судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21.12.2023 постановление должностного лица оставлено без изменения.
В установленный законом срок защитником Ушаковой Л.Г., действующей в интересах Иванова Ю.А. подана жалоба на указанное решение, с просьбой его фактически изменить, назначить административный штраф в сумме 5000 руб., ссылаясь на несоответствие выводов должностного лица и судьи фактическим обстоятельствам дела и неправильное определение статуса лица, привлеченного к ответственности.
Иванов Ю.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении жалобы извещен по телефону.
Защитник доводы жалобы поддержала в полном объеме, показав, что Иванов Ю.А. действительно является собственником транспортного средства ТС МАN грз №, которое 07.10.2023 использовал для личных бытовых нужд, осуществляя отсыпку песком принадлежащего ему земельного участка.
Выслушав защитника, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 12.21.5 КоАП РФ.
Согласно п. 2.1.1 ПДД РФ водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов.
Пунктом 23.5 ПДД РФ установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
При этом в силу ч. 2 ст. 31 названного Закона, движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в порядке, предусмотренном приказом Минтранса России от 18.10.2022 № 418 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».
Допустимые массы транспортных средств и допустимые осевые нагрузки транспортных средств установлены Приложениями № 2 и № 3 Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 ПДД РФ».
Согласно п. 6 вышеуказанных Правил под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: - указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам; - владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена соответствующая информация; - транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
В силу ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Как следует из материалов дела и обжалуемых актов 07.10.2023 в 16 час. 04 мин., на а/д 41К-179 Осиновая роща - Магистральная, км 23+5, координаты 60.286763, 30.236341, специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме «СВК-2РВС», зафиксировано 4-осное ТС МАN грз №, которое в момент фиксации осуществляло перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, превысив предельно допустимый показатель нагрузки на оси (сдвоенную группу сближенных осей с двускатными колесами) транспортного средства на величину более 50 процентов, которая составила 48,136 т, при допустимой норме 32,000 т и превышение составило 16, 14 т., что составляет 50, 43%.
Согласно сведениям, представленным ФКУ «Росдормониторинг» специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов для транспортного средства МАN 1932 TGA, г.р.з. №, включая период вмененного правонарушения, не выдавалось.
Собственником (владельцем) транспортного средства МАN г.р.з. №, на момент фиксации нарушения являлся Иванов Юрий Александрович, что не оспаривается последним.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом режиме «СВК-2РВС», заводской номер 60786, свидетельство о поверке N С-БН/21-03-2023/232789556 ОТ 21.03.2023 действительно до 20.03.2024.
Оснований сомневаться в достоверности результатов измерения весовых параметров названного транспортного средства не установлено.
Приведенные обстоятельства подтверждены представленными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст.26.11КоАП РФ.
Положениями ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
В соответствии с Примечанием к ст. 1.5 КоАП РФ положение ч. 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные частями 3.1 - 3.4 ст. 8.2, главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Доводы жалобы аналогичны заявленным ранее, являлись предметом рассмотрения судьей городского суда и получили надлежащую оценку, с которой следует согласиться.
Довод заявителя о несоответствии обжалуемого постановления требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и позиции Конституционного суда Российской Федерации в части назначения размера наказания является несостоятельным.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2019 N 5-П, части 1, 2, 3 и 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования устанавливают административный штраф для собственников (владельцев) тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, привлекаемых к административной ответственности в случае фиксации совершенных ими административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в размере, равном максимальному пределу административного штрафа для юридических лиц (лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), предусмотренного соответствующей частью той же статьи.
Названным актом Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений административный штраф, назначаемый собственнику (владельцу) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2, 3 и 6 ст. 12.21.1 данного Кодекса в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для юридического лица, установленного соответствующей частью той же статьи; при этом, если в ходе рассмотрения жалобы не являющегося индивидуальным предпринимателем гражданина - собственника (владельца) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства на постановление по делу об административном правонарушении будет доказано, что в момент выявления административного правонарушения принадлежащее ему транспортное средство перевозило груз для личных нужд, административный штраф, назначаемый данному гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2, 3 и 6 ст. 12.21.1 КоАП Российской Федерации, должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для водителя, установленного соответствующей частью той же статьи.
А то же время, Федеральный закон от 03.04.2023 N 103-ФЗ, вступившим в законную силу 14.04.2023, санкция ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ определена для собственника (владельца) транспортного средства в виде административного штрафа в размере четырехсот тысяч рублей.
Таким образом, положения ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ ((в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 248-ФЗ), которая являлась предметом оценки Конституционного суда Российской Федерации, в настоящем случае не подлежат применению.
В то же время, усматриваю основания для применения положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
При этом в соответствии с ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Иванов Ю.А., являясь владельцем большегрузного транспортного средства, осуществлял его использование для собственных нужд, а не в целях извлечения прибыли, статуса индивидуального предпринимателя не имеет, сведений о наступлении тяжких последствий в результате совершения административного правонарушения в материалах дела нет, в связи с чем прихожу к выводу о возможности снижения назначенного заявителю административного штрафа до 200 000 рублей.
Иные доводы, изложенные в жалобе, выводы судьи районного суда не опровергают и не могут служить основанием для отмены решения.
Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления и решения, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9КоАП РФ,
решил:
постановление главного государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области МТУ Ространснадзора по СЗФО от 08.11.2023 № 223017278175 о привлечении Иванова Юрия Александровича к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и решение судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21.12.2023, – изменить, назначить Иванову Юрию Александровичу наказание в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей.
В остальной части постановление главного государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области МТУ Ространснадзора по СЗФО от 08.11.2023 № 223017278175 и решение судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21.12.2023 оставить без изменений, а жалобу защитника Ушаковой Л.Г., – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья О.В. Туманова
(Судья Науменко Е.Б.)