Дело № 2-1212/2023
УИД 11RS0005-01-2023-000213-02
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Курлаповой Н.В.,
при секретаре Алферовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 25 мая 2023 года гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения ....» к Гончаровой ЕВ о взыскании неправомерно полученных денежных средств,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» (далее по тексту ГБУ РК ЦСЗН г. Ухты, Центр) обратилось в суд с иском о взыскании с Гончаровой Е.В. неправомерно полученных денежных средств из республиканского бюджета Республики Коми в размере 196317,09 рублей, из которых сумма субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – 116031,49 рублей; сумма пособия на детей- 65054,10 рублей; сумма социального пособия -5544 рубля; сумма материальной помощи – 7085 рублей; сумма питания обучающимся из семьи, признанной малоимущей- 2602,50 рублей.
Требования мотивированы тем, что семье Гончаровой Е.В., состоящей из трех человек, включая Гончарову Е.В. и ее несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, был присвоен статус малоимущей семьи с <...> г. по <...> г.. На основании Закона Республики Коми от 12.11.2004 г. № 57-РЗ «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей», Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми», Закона Республики Коми от 26.12.2005 г. № 143-РЗ «О предоставлении за счет средств республиканского бюджета Республики Коми образовательными организациями питания обучающимся из семей в установленном порядке признанных малоимущими» семье Гончаровой Е.В. были назначены и выплачены пособия на детей в период с <...> г. по <...> г. в общем размере 65054,10 рублей; социальное пособие в сумме 5544 рубля; в декабре 2021 года материальная помощь малоимущей семье в размере 7085 рублей; в период с <...> г. по <...> г. учащейся ФИО1 предоставлено питание на сумму 2602,50 рублей. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Гончаровой Е.В. в период с <...> г. по <...> г. была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в общем размере 116031,49 рублей. В декабре 2022 года Центру стало известно о том, что решением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. было установлено отцовство и взысканы алименты в отношении дочери ответчика ФИО3. В связи с тем, что ответчик не предоставила в установленный законом срок информацию об установлении отцовства и размера дохода члена своей семьи – дочери ФИО3, истец полагает, что Гончаровой Е.В. незаконно получены средства республиканского бюджета. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с иском в суд.
В судебном заседании представитель истца Другова Н.И. на иске настаивала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Гончарова Е.В. с иском не согласилась, указывая на то, что после установления отцовства в отношении дочери ФИО10, материальное положение ее семьи не изменилось, исполнительный лист на принудительное взыскание алиментов на содержание данной дочери она не предъявляла, так как отец ребенка помогал добровольно содержать дочь, приобретая для детей дорогостоящие вещи.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела семья ответчика, включая Гончарову Е.В., несовершеннолетнюю дочь истца ФИО1, <...> г. г.р., несовершеннолетнюю дочь истца ФИО3, <...> г. г.р., в период с <...> г. по <...> г., в период с <...> г. по <...> г., в период с <...> г. по <...> г. была признана малоимущей (решение ГБУ РК ЦСЗН г. Ухты от <...> г., от <...> г., от <...> г.).
В связи с наличием указанного статуса «Малоимущая семья» Гончаровой Е.В. в период с <...> г. по <...> г. ГБУ РК ЦСЗН г. Ухты из средств бюджета Республики Коми произведены следующие выплаты: ежемесячное пособие на детей и пособие на ребенка одинокой матери в общем размере 65054,10 рублей; социальное пособие малоимущей семье в размере 5544 рубля; государственная социальная помощь в виде материальной помощи в случае нахождения в сложной жизненной ситуации на приобретение одежды, обуви детям из малоимущих семей в размере 7085 рублей; расходы на питание обучающейся несовершеннолетней ФИО1 в размере 2602,50 рублей.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам определены в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, предусматривает виды государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации (статьи 3, 4, 12).
Законом Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» (далее Закон Республики Коми № 56-РЗ от 12.11.2004 г.) определены размеры, условия и порядок назначения и предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом, проживающим в Республике Коми.
Статьей 2 Закона Республики Коми № 56-РЗ от 12.11.2004 г. в перечне видов государственной помощи наряду с другими предусмотрено: социальное пособие, материальная помощь, пособие на ребенка, предоставление питания лицам, обучающимся по очной форме обучения в государственных общеобразовательных организациях.
В целях реализации вышеуказанного Закона Республики Коми Правительством Республики Коми принято Постановление от 31 декабря 2004 года N 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми», которым утвержден Порядок и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими (далее Порядок).
Вопросы прекращения и отмены статуса малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина урегулированы пунктами 15, 16, 17 Порядка.
Согласно пункту 15 Порядка в случае наступления в расчетном периоде изменений состава семьи, размера доходов гражданина и (или) членов его семьи и принадлежащего ему (его семье) имущества на праве собственности, которое не было известно гражданину на дату подачи документов, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий, гражданин обязан известить центр, который признал семью или одиноко проживающего гражданина малоимущими, в течение двух недель со дня, когда гражданин узнал о наступлении таких изменений.
Подпунктом 2 пункта 17 Порядка предусмотрено, что центр принимает решение об отмене решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в случае выявления по истечении срока признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими факта представления гражданином заведомо недостоверной информации о составе семьи, размере доходов и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в предыдущих расчетных периодах, предыдущих периодах признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими.
В соответствии с п. 17.1 Порядка при выявлении центром фактов несвоевременного извещения в соответствии с пунктами 15, 16 настоящих Порядка и условий малоимущей семьей или малоимущим одиноко проживающим гражданином центра, в том числе, об изменении состава семьи, размера доходов гражданина и (или) членов его семьи и принадлежащего ему (его семье) имущества на праве собственности, которое не было известно гражданину на дату подачи документов, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий, в расчетном периоде, малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин может быть лишена (лишен) статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина на период, в течение которого семья или одиноко проживающий гражданин были признаны малоимущими и являлись получателями государственной социальной помощи, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.Статус малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина прекращается либо отменяется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в настоящем пункте.
В случае установления центром факта несвоевременного извещения гражданином об обстоятельствах, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, по уважительным причинам (временная нетрудоспособность вследствие заболевания или травмы, беспомощное состояние, необходимость ухода за нуждающимися членами семьи, чрезвычайные и другие обстоятельства, объективно не позволившие гражданину своевременно известить центр), подтвержденным соответствующими документами, малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин не может быть лишена (лишен) статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Как установлено при рассмотрении дела решением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. в отношении несовершеннолетней дочери ответчика ФИО3, <...> г. года рождения, установлено отцовство ФИО7 ; с ФИО7 в пользу Гончаровой Е.В. взысканы алименты на содержание дочери ФИО1, <...> г. года рождения, в размере ... части всех видов заработка и (или_ иного дохода, ежемесячно, начиная с <...> г..
О данном обстоятельстве ответчик не сообщала истцу при обращении в Центр с заявлениями о признании семьи малоимущей <...> г., <...> г., <...> г..
При этом ответчик была уведомлена истцом о необходимости извещать Центр об изменениях сведений о составе семьи по месту жительства (месту пребывания), о принадлежащем на праве собственности имуществе, о выплатах получаемых ей и (или) членами ее семьи, являющихся основанием для прекращения статуса малоимущей семьи в течение двух недель, что подтверждается ее подписью в названных заявлениях.
Следует отметить, что при предоставлении ответчиком сведений о получении алиментов на содержание младшего ребенка в соответствии с решением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. материальное положение Гончаровой Е.В. изменилось таким образом, что произошло увеличение среднедушевого дохода семьи, который превысил прожиточный минимум, установленный в Республике Коми, в результате чего семья Гончаровой Е.В. утратила статус малоимущей.
Таким образом, Гончарова Е.В. не исполнила предусмотренную Порядком обязанность о необходимости сообщения Центру об изменении сведений о материальном положении своей семьи, в частности о взыскании судом алиментов на содержание несовершеннолетней дочери ФИО3.
Каких либо уважительных причин, препятствующих передаче информации о вынесенном судебном решении Центру, ответчиком в судебном заседании не приводилось.
Нарушение Гончаровой Е.В. обязательств, предусмотренных п.15 Порядка, является основанием для лишения ее семьи статуса малоимущей и взыскания денежных средств, полученных в связи с наличием данного статуса.
То обстоятельство, что ответчиком не предъявлялся ко взысканию исполнительный лист на получение алиментов на содержание младшего ребенка, свидетельствует о недобросовестном поведении ответчика, поскольку при его предъявлении материальное положение семьи будет выше на сумму получаемых алиментов, размер получаемых алиментов увеличивает доход семьи ответчика выше прожиточного минимума, что следует из расчета истца при обращении Гончаровой Е.В. с очередным заявлением о предоставлении государственной услуги о признании семьи малоимущей от <...> г..
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию следующие выплаты: ежемесячное пособие на детей и пособие на ребенка одинокой матери в общем размере 65054,10 рублей; социальное пособие малоимущей семье в размере 5544 рубля; государственная социальная помощь в виде материальной помощи в случае нахождения в сложной жизненной ситуации на приобретение одежды, обуви детям из малоимущих семей в размере 7085 рублей; расходы на питание обучающейся несовершеннолетней ФИО1 в размере 2602,50 рублей.
Статьей 159 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Данные субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 ст. 159 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту Правила).
Подпунктом б пункта 60 Правил предусмотрено, что предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии).
Как установлено в судебном заседании Гончарова Е.В. в период с <...> г. по <...> г. являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ..... Общая сумма субсидии, полученной Гончаровой Е.В. в указанный период составила 116031,49 рублей.
Заявляя требование о взыскании с ответчика названной суммы полученной субсидии, истцом указывается на недобросовестность Гончаровой Е.В., поскольку ответчик в установленный срок не сообщила об изменении размера дохода члена своей семьи, связанного с получением алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка.
В то же время истец не учитывает положения п. 60 Правил, которые предусматривают прекращение выплаты субсидии при изменении размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи только в том случае, если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии.
По требованию суда истцом сделан расчет доли расходов семьи Гончаровой Е.В. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, который в том числе образует сумма алиментов, которые могла бы получить Гончарова Е.В. при предъявлении исполнительного листа на взыскание алиментов на содержание младшей дочери.
Согласно данному расчету Гончарова Е.В. при условии включения в доход семьи суммы взысканных алиментов продолжала бы иметь право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; излишне выплаченная субсидия за шесть месяцев по заявлению от <...> г. составила 231,17 рублей.
Указанная сумма излишне выплаченной субсидии подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В остальной части требования ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» удовлетворить частично.
Взыскать с Гончаровой ФИО11 в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» сумму полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 231 рубль 17 копеек, пособие на детей в размере 65054 рубля 10 копеек, социальное пособие в размере 5544 рубля, материальную помощь в размере 7085 рублей, питание обучающимся в размере 2602 рубля 50 копеек, всего подлежит взысканию 80516 рублей 77 копеек.
Решение может обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, со 02 июня 2023 года.
Судья Н.В. Курлапова