УИД 24RS0056-01-2022-002822-92
Дело № 2-4684/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2022 г. г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Бурлака Н.В.,
при ведении протокола секретарем Зотиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования – г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Дроздовой Наталье Александровне, Макарову Артему Артемовичу, Шпак Татьяне Викторовне, Дроздову Семену Романовичу, Дроздову Егору Романовичу об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выплате денежной компенсации, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности,
по встречному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Красноярска в интересах Дроздовой Натальи Александровны к муниципальному образованию – г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого,
УСТАНОВИЛ:
МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к Дроздовой Н.А., Шпак Т.В., Дроздову С.Р., Дроздову Е.Р. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выплате денежной компенсации, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности.
Требования мотивированы тем, что ответчику Дроздовой Н.А. принадлежит на праве собственности квартира № 8 в многоквартирном аварийном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. <адрес>, в которой на регистрационном учете состоят ответчики. 16.02.2015 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчикам было направлено требование о сносе указанного дома совместно с другими собственниками жилых помещений в разумный срок - до 01.09.2020. Распоряжениями администрации г. Красноярска от 12.05.2021 № 72-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», земельный участок, на котором расположен вышеуказанный дом, а так же жилые помещения в указанном доме признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. 12.07.2021 отчётом специалиста определена стоимость возмещения в изымаемом жилом помещении – 2 073 000 руб., которая включает в себя рыночную стоимость спорной квартиры (с учётом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе рыночную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок), а также стоимость убытков, причинённых собственнику при изъятии жилого помещения. Истец предложил ответчику заключить соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, однако ответчик отказался, в связи с чем истец обратился с иском в суд.
В ходе рассмотрения дела прокурор Центрального района г. Красноярска обратился в интересах Дроздовой Н.А. со встречным исковым заявлением к МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен изымаемого, поскольку указанное жилое помещение является единственным жильем для ответчика, иных жилых помещений на праве собственности или на праве пользования на условиях договора социального найма у ответчика на дату признания дома аварийным, не имелось.
В судебное заседание представитель истца Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, третьего лица МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» Сидорова К.А. не явилась, ранее представила ходатайство о рассмотрении дела без её участия в связи с невозможностью присутствия в судебном заседании.
Представитель процессуального истца по встречному иску - помощник прокурора Гутарева Е.А. в судебном заседании встречные исковые требования поддержала с учетом их уточнения, просила удовлетворить, исковые требования Департамента просила удовлетворить частично с учетом встречных исковых требований.
Ответчик Дроздова Н.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Дроздова С.Р. и Дроздова Е.Р. в судебном заседании встречные исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что кроме оспариваемого жилого помещения у нее в собственности имеется квартира, полученная по наследству, при этом просила встречные исковые требования удовлетворить, поскольку полагает, что данный факт не является препятствием для обеспечения ее жилым помещением в соответствии с предусмотренными мерами поддержки.
Ответчики Макаров А.А., Шпак Т.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, представило в суд отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о помещении с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, наименование: квартира, назначение: жилое, площадью 48,4 кв.м. Ограничений (обременений) на данный объект недвижимости в ЕГРН не зарегистрирован.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив доказательства, представленные сторонами, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым возложить на МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обязанность предоставить ответчику жилое помещение не менее 48,4 кв.м. без уплаты разницы между стоимостями жилых помещений в пределах населенного пункта – г. Красноярска, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учётом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причинённые собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несёт в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 ЖК РФ) соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В п. 8 ст. 32 ЖК РФ указано, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Из ч. 9 ст. 32 ЖК РФ следует, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. 1 – ч. 3, ч. 5 – ч. 9 ст. 32 ЖК РФ.
Согласно правовым позициям, изложенным в п. 20, п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда также регулируются Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее «ФЗ от 21.07.2007 № 185»), устанавливающим правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
В п. 3 ст. 2 ФЗ от 21.07.2007 № 185 указано, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, ст. 86, ч. 2 и ч. 3 ст. 88 ЖК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 № 185 переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населённого пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населённого пункта по месту их жительства или в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Из правовой позиции, изложенной в разделе № 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014), следует, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ 21.07.2007 г. № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.
Как указано в п. 5.1 данной региональной адресной программы гражданам, переселяемым из занимаемого по договорам социального найма аварийного жилищного фонда, предоставляются жилые помещения, построенные и приобретённые в рамках программы, в соответствии со ст. 86, ст. 87, ст. 89 ЖК РФ.
Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставляется другое жилое помещение.
В случае если размер общей площади жилого помещения, предоставляемого собственнику с его согласия взамен изымаемого, превышает максимальный размер, указанный в п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» (далее «Закон от 09.07.2020 № 9-4060), собственник осуществляет доплату разницы в стоимости предоставляемого жилого помещения и жилого помещения, общая площадь которого соответствует максимальному размеру, указанному в Законе от 09.07.2020 г. № 9-4060.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда ст. 32 ЖК РФ дополнена ч. 8.1, действующей с 28.12.2019 и предусматривающей, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Как указано в п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 г. № 9-4060 дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в ст. 2 Закона от 09.07.2020, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определённого соглашением с собственником.
В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Судом установлено, что ответчик Дроздова Н.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, где она проживает по настоящее время. На регистрационном учете также состоят и проживают ответчики Макаров А.А., Шпак Т.В., Дроздов С.Р., Дроздов Е.Р.
Заключением межведомственной комиссии № от 16.02.2015 № 317 дом по адресу: <адрес> 8 признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п названный жилой дом включён в перечень домов, подлежащих сносу в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае в 2019-2025 г.».
12.05.2021 администрация г. Красноярска приняла распоряжение № 72-арх об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, направив уведомления ответчику о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса вышеуказанного многоквартирного дома.
Согласно отчету об оценке ООО «Оценочная компания «Паритет» от 12.007.2021, составленному по заказу МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства», рыночная стоимость изымаемого жилого помещения составляет 2 073 000 руб. с учётом стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, убытков, причинённых собственнику в связи с изъятием жилого помещения.
Ответчик Дроздова Н.А. отказалась подписывать соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, поскольку полагала, что на предложенную сумму взамен изымаемого аварийного жилого помещения равнозначное жилье приобрести не сможет.
Как пояснила в судебном заседании Дроздова Н.А. в её собственности имеется жилое помещение общей площадью 28,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что по мнению истца по первоначальному иску делает невозможным обеспечение Дроздовой Н.А. жилым помещением соответствии с мерами поддержки.
Однако доводы истца судом во внимание не принимаются, поскольку, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ 21.07.2007 № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения, вне зависимости у него иных жилых помещений, т.к. закон таких ограничений не содержит.
Поскольку жилой дом, где находится принадлежащая ответчику квартира, признан аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то ответчик в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 № 185 вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого равнозначного жилого помещения на праве собственности.
При этом право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав остается за ответчиком.
Ответчик выбрал способ обеспечения своих жилищных прав путём предоставления ему в собственность взамен изымаемого другого равнозначного жилого помещения, расположенного в границах г. Красноярска, отвечающего санитарно-техническим нормам, в связи с чем предъявил встречный иск, который подлежит удовлетворению.
Право на получение другого жилого помещения взамен изымаемого представляет собой самостоятельный способ восстановления жилищного права, выбор которого принадлежит исключительно собственнику изымаемого жилого помещения.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Дроздова Н.А. обратившаяся в Департамент с соответствующим заявлением, реализуя предоставленное законодательством право выбора, имеет право на предоставление равнозначного жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, признанного аварийным, в связи с чем на МО г. Красноярск следует возложить обязанность предоставить Дроздовой Н.А., отказавшейся от подписания соглашения об изъятии квартиры для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, и обратившейся в Департамент градостроительства с заявлением о предоставлении дополнительной меры поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с Законом Красноярского края от 9 июля 2020 г. № 9-4060, равноценное жилое помещение, расположенное на территории г. Красноярска, отвечающее санитарно-техническим нормам, исходя из площади предоставления не менее 48,4 кв.м и не более 61,4 кв.м. (48,4 + 13) без уплаты разницы между рыночной стоимостью и стоимостью изымаемого жилого помещения в соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 9 июля 2020 г. № 9-4060.
Ввиду признания жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, суд находит обоснованным требование об изъятии принадлежащей ответчику квартиры № № в указанном доме.
Изъятие имущества для муниципальных нужд влечёт прекращение права собственности ответчика на жилое помещение с последующим признанием права собственности на него за муниципальным образованием г. Красноярск, но только после предоставления ответчику равнозначного жилого помещения.
В связи с утратой права собственности на изымаемое жилое помещение, но после предоставления равнозначного жилого помещения, ответчик подлежит выселению из квартиры <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования муниципального образования – г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска удовлетворить частично.
Встречные исковые требования прокурора Центрального района г. Красноярска в интересах Дроздовой Натальи Александровны удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование – г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обязанность предоставить Дроздовой Наталье Александровне на праве собственности разнозначное жилое помещение в границах муниципального образования – г. Красноярск, отвечающее установленным санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 48,4 кв.м., с учетом допусков, установленных п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 N 9-4060 "О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции", взамен изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение.
После предоставления Дроздовой Наталье Александровне на праве собственности разнозначного жилого помещения, изъять для муниципальных нужд у Дроздовой Натальи Александровны жилое помещение по адресу: г. <адрес>, кадастровый номер №, прекратив право собственности Дроздовой Натальи Александровны на указанное жилое помещение, и выселив из указанного жилого помещения Дроздову Наталью Александровну, Макарова Артема Артемовича, Шпак Татьяну Викторовну, Дроздова Семена Романовича, Дроздова Егора Романовича.
Признать за муниципальным образованием – г. Красноярск право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Судья Н.В. Бурлак
Мотивированное решение составлено 30 января 2023 г.