Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-7430/2022 от 10.06.2022

Судья: Челаева Ю.А.                                       адм. дело № 33а-7430/2022

УИД: 63RS0014-01-2022-000577-27

Дело № 2а-618/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 августа 2022 года                                                                  город Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Хлыстовой Е.В.,

судей Ромадановой И.А. и Роменской В.Н.,

при секретаре Олейник Н.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области на решение Красноярского районного суда Самарской области от 12 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., возражения по доводам апелляционной жалобы представителя административного истца по доверенности Ковалюнас М.Д., судебная коллегия

установила:

Ковалюнас Д.А. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным распоряжения Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В обоснование требований административным истцом указано, что она обратилась в Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв. м, как гражданину, имеющему трех и более детей, однако 4 марта 2022 года Комитет отказал ей в предоставлении муниципальной услуги в связи с не подтверждением факта постоянного проживания на территории Самарской области в течение не менее пяти лет, предшествующих дате подачи заявления.

Расценивая основания для отказа не соответствующими действительности, административный истец просила суд признать незаконным распоряжение Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов от 4 марта 2022 года -з, обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области возобновить рассмотрение заявления Ковалюнас Д.А. в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Решением Красноярского районного суда Самарской области от 12 апреля 2022 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 74-81).

В апелляционной жалобе врио руководителя Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 86-88).

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.

Согласно пункту 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Ковалюнас (ранее ФИО14) Д.А. является матерью троих детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 38, 43, 48).

10 февраля 2022 года Ковалюнас Д.А. обратилась в Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства как гражданину, имеющему трех и более детей, на основании пункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 3 и 10 статьи 9, статьи 10.3 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года № 94-ГД «О земле» (л.д. 35-36).

Распоряжением Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области -з от 4 марта 2022 года Ковалюнас Д.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Основанием для отказа послужило то, что на момент обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка Ковалюнас Д.А. зарегистрирована на территории Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ, однако проживание на территории Самарской области в течение не менее 5 последних лет является одним из условий предоставления земельного участка.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным ответчиком не представлены доказательства наличия правовых оснований для отказа в удовлетворении заявления Ковалюнас Д.А.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года № 94-ГД «О земле» земельные участки предоставляются в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в порядке и при наличии оснований, предусмотренных частями 3, 4, 8, 10, 12, 13 и 14 настоящей статьи.

Согласно части 10 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года № 94-ГД «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

Предоставление земельных участков в случае, предусмотренном настоящей частью, осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, постоянно проживают на территории Самарской области не менее пяти последних лет.

В соответствии с частью 15 статьи 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года № 94-ГД «О земле» к документам, подтверждающим факт постоянного проживания гражданина на территории муниципального района (городского округа), в случаях предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей (за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), относятся:

1) паспорт гражданина Российской Федерации, содержащий отметку о регистрации по месту жительства в муниципальном районе (городском округе);

2) решение суда об установлении факта проживания гражданина на территории муниципального района (городского округа).

Доводы апелляционной жалобы о том, что представленная Ковалюнас Д.А. копия паспорта не свидетельствовала о ее постоянном проживании на территории Самарской области ввиду чего отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка правомерен, не свидетельствуют о незаконности принятого решения.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации из статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что под «местом пребывания» и «местом жительства» подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом «место жительства» может означать как «постоянное проживание», так и «преимущественное проживание» (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 14-П); право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти уполномочены лишь на регистрацию результата акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 года № 9-П).

Как следует из материалов дела, заявителем наряду с иными документами в уполномоченный орган представлен паспорт гражданина Российской Федерации серии , выданный 3 августа 2021 года ГУ МВД России по Самарской области на имя Ковалюнас Д.А. , имеющий отметку о регистрации ее по месту жительства в г. Самара с 4 декабря 2020 года по настоящее время (л.д. 36-37).

Впоследствии заявителем для приобщения к документам представлена копия ее паспорта гражданина Российской Федерации серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ Промышленным РУВД города Самары на имя ФИО17 Д.А. , с отметками о регистрации ее на территории города Самары с 10 октября 1995 года по 4 декабря 2020 года (л.д. 11-14).

Новым паспортом 3 августа 2021 года административный истец документирована в связи с переменой фамилии с ФИО14 на Ковалюнас, что следует из свидетельства о перемени имени от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Согласно представленным в суд апелляционной инстанции сведениям Отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Самарской области от 1 августа 2022 года Ковалюнас Д.А. в период с 21 марта 2012 года по 1 февраля 2018 года была зарегистрирована по адресу: <адрес>, в период с 9 февраля 2018 года по 4 декабря 2020 года: <адрес>, с 4 декабря 2020 года и по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт постоянного проживания Ковалюнас Д.А. на территории Самарской области в течение не менее пяти лет, предшествующих дате подачи заявления.

Иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в оспариваемом распоряжении не указано.

Таким образом, в рамках проверки законности оспариваемого распоряжения, судом первой инстанции установлено, что обстоятельства, указанные в распоряжении Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, отказ административного ответчика носит формальный характер.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, обязал Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области устранить допущенные нарушения, посредством возобновления работы по рассмотрению заявления Ковалюнас Д.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданного 10 февраля 2022 года вх. № 1249.

Следует отметить, что само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красноярского районного суда Самарской области от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

33а-7430/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ковалюнас Д.А.
Ответчики
Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области
Другие
Администрация сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области
Абрашкин И.А.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
14.07.2022Судебное заседание
14.06.2022Передача дела судье
02.08.2022Судебное заседание
22.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2022Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее