Уникальный идентификатор дела
11RS0018-01-2023-000001-46
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 08 февраля 2023 года по делу № 2-102/2023
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Барбуца О.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску государственного учреждения Республики Коми «Помоздинское лесничество» к обществу с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства,
установил:
Государственное учреждение Республики Коми «Помоздинское лесничество» (далее - ГУ РК «Помоздинское лесничество», Учреждение) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром»(далее – ООО «КомиИнвестПром») о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства. В обоснование исковых требований указано, что между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и ООО «КомиИнвестПром» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины № от ДД.ММ.ГГГГ. По условиям данного договора арендатору передан в аренду лесной участок площадью <данные изъяты> га, расположенный на территории ГУ РК «Помоздинское лесничество», Вольдинское участковое лесничество, кварталы №; Великопольское участковое лесничество, кварталы №; Пузлинское участковое лесничество, кварталы №. В нарушение подпункта «н» пункта 3.4 договора аренды арендатором не выполнено в срок мероприятие по воспроизводству лесов, а именно: не произведена подготовка почвы под лесные культуры будущего года в объеме <данные изъяты> га. По данному факту нарушений ответчику направлено претензионное письмо и вынесено предостережение от ДД.ММ.ГГГГ № с установлением срока до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по подготовке почвы под лесные культуры будущего года. В установленный срок нарушение не устранено. В связи с этим истец просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести подготовку почвы под лесные культуры будущего года методом полосной обработки почвы с применением плуга ПЛ-1 или другим равнозначным плугом на площади <данные изъяты> га на территории, предоставленной в аренду по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № на лесных участках: ГУ «Помоздинское лесничество» Великопольское участковое лесничество: квартал 27 выдел 5 делянка 1 площадь 10,2 га; квартал 112 выдел 9 делянка 1 площадь 11 га; квартал 112 выделы 9, 15, делянка 2 площадь 19,1 га; Пузлинское участковое лесничество: квартал 157 выдел 20 делянка 3 площадь 6,2 га; квартал 156 выделы 14, 18, 20 делянка 4 площадь 27,8 га; квартал 158 выдел 5 делянка 7 площадь 13,2 га.
Стороны надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, участие в судебном заседании не приняли. От представителя истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Учреждения.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему мнению.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса (далее – ЛК РФ). К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.
В силу части 1 и 5 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со статьей 25 ЛК РФ использование лесов может быть следующих видов: заготовка древесины; создание и эксплуатация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Статьей 46 ЛК РФ установлено, что использование лесов для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с созданием объектов переработки древесины и иных лесных ресурсов, производством продукции из них. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в аренду для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
На основании статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках. Воспроизводство лесов включает в себя: 1) лесное семеноводство; 2) лесовосстановление; 3) уход за лесами; 4) осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.
Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия. Лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30 и частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса. Лесовосстановление проводится в соответствии с проектом лесовосстановления, который разрабатывается в соответствии со статьей 89.1 настоящего Кодекса. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 62 ЛК РФ).
Введенной в действие с 01.01.2019 статьей 63.1 ЛК РФ предусмотрены особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения для отдельных категорий лиц.
Так, частью 1 данной статьи установлено, что если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 настоящего Кодекса.
Во исполнение указанной нормы Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 29.12.2021 утвердило Правила № 1024, устанавливающие порядок выполнения работ по лесовосстановлению, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления.
Как указано в пункте 2 Правил № 1024, лесовосстановление состоит из комплекса природных процессов, в том числе обусловленных специальными технологическими и организационными мероприятиями, по образованию молодых сомкнутых лесных насаждений (молодняков) основных лесных древесных пород на землях, предназначенных для лесовосстановления.
Лесовосстановление включает в себя: планирование - определение местоположения и ежегодный учет площадей земель; обследование участков земель; проектирование работ по лесовосстановлению; выполнение работ по лесовосстановлению; приемку выполненных работ по лесовосстановлению; инвентаризацию мероприятий по искусственному и комбинированному лесовосстановлению. Завершающим этапом лесовосстановления является обследование с целью отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, и подготовка акта об изменении документированной информации государственного лесного реестра
Подпунктом «в» пункта 6 Правил № 1024 определено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации.
Приказом Рослесхоза от 06.05.2022 № 556 утвержден Регламент организации и проведения мероприятий по государственной инвентаризации лесов центральным аппаратом Рослесхоза, территориальными органами Рослесхоза и подведомственными Рослесхозу организациями (далее – Регламент).
Согласно разделу 8 Приложения 27 Регламента в целях создания условий для качественного выполнения всех последующих технологических операций, а также для уменьшения пожарной опасности и улучшения санитарного состояния лесных культур проводится подготовка лесного участка для создания лесных культур.
Обработка почвы осуществляется на всем участке (сплошная обработка) или на его части (частичная обработка) механическим, химическим или огневым способами. Основной является механическая обработка почвы с применением техники.
При проверке подготовки почвы под лесные культуры определяются:
- местоположение, площадь участка с выполненным мероприятием.
- качество выполненного мероприятия.
Местоположение и площадь участка в натуре определяются по проекту лесовосстановления и отчетным материалам.
ООО «КомиИнвестПром» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ. Основной вид деятельности: распиловка и строгание древесины; дополнительные виды деятельности: лесозаготовка, предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок, производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий, производство топливных гранул и брикетов из отходов деревопереработки (выписка из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и обществом с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины №.
По условиям данного договора ответчику предан лесной участок площадью 90735 га, местоположение: Республика Коми, МО МР «Усть-Куломский», ГУ РК «Помоздинское лесничество», Вольдинское участковое лесничество, кварталы №; Великопольское участковое лесничество, кварталы №; Пузлинское участковое лесничество, кварталы № (пункт 1.2 договора). Срок действия договора установлен ДД.ММ.ГГГГ и составляет 49 лет (пункт 6.1 договора).
Исходя из требований подпункта «н» пункта 3.4 договора аренды, арендодатель обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и ООО «КомиИнвестПром» заключено соглашение № об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в 2022 году на лесном участке, арендованном ООО «КомиИнвестПром» по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Срок подготовки почвы под лесные культуры будущего года объемом <данные изъяты> га установлен до ДД.ММ.ГГГГ (таблица 1 соглашения №).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ арендатором вышеуказанные мероприятия не выполнены, что подтверждается отсутствием актов аттестации законченных производством лесохозяйственных работ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика истцом направлено претензионное письмо №, в котором предложено устранить выявленные нарушения, и ДД.ММ.ГГГГ вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором срок устранения нарушений установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств тому, что ответчиком приняты меры для устранения выявленных нарушений лесного законодательства, суду не предоставлено стороной ответчика, не добыто таковых и судом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Представителем истца заявлено об установлении срока исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что срок выполнения работ по подготовке почвы под лесные культуры будущего года уже продлевался ввиду неисполнения в установленный соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ срок, суд соглашается с мнением представителя истца об установлении разумного срока для исполнения заявленных требований – до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого возможно выполнить мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
В силу положений пункта 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с ответчика ООО «КомиИнвестПром» в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования государственного учреждения Республики Коми «Помоздинское лесничество» к обществу с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» (ОГРН 1071101000487) в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по подготовке почвы под лесные культуры будущего года методом полосной обработки почвы с применением плуга ПЛ-1 или другим равнозначным плугом на площади <данные изъяты> га на территории, предоставленной в аренду по договоры аренды от ДД.ММ.ГГГГ № на лесных участках:
- ГУ «Помоздинское лесничество» Великопольское участковое лесничество:
квартал 27 выдел 5 делянка 1 площадь 10,2 га,
квартал 112 выдел 9 делянка 1 площадь 11 га,
квартал 112 выделы 9,15, делянка 2 площадь 19,1 га;
- ГУ «Помоздинское лесничество» Пузлинское участковое лесничество:
квартал 157 выдел 20 делянка 3 площадь 6,2 га,
квартал 156 выделы 14, 18, 20 делянка 4 площадь 27,8 га,
квартал 158 выдел 5 делянка 7 площадь 13,2 га.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» (ОГРН 1071101000487) в доход бюджета муниципального района «Усть-Куломский» государственную пошлину в размере 6000 рублей.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 13 февраля 2023 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца