2-119/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
Председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Калининой О.В.,
с участием истца Осиповой Е.И., представителя администрации МО «Турочакский район Кащеевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Осиповой Е.И., Осипова К.В., Калинина В.П., Калинина И.В. к администрации МО «Турочакский район» о признании незаконным отказа на включение в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи за частично утраченное при чрезвычайной ситуации имущество и обязании включить их в списки на оказание единовременной финансовой помощи за частично утраченное при чрезвычайной ситуации имущество,
УСТАНОВИЛ:
Осипова Е.И., Осипов К.В., Калинин В.П., Калинин И.В. обратились в суд с указанным иском мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ они проживают в жилом доме по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, вызванного выходом из берегов р. Бия, квартира была затоплена. Вода стояла на уровне 10 см от пола, подмокла и пришла в негодность мебель, обвалилась штукатурка со стен, осыпалась печь отопления. Домовладение вошло в зону подтопления на территории Дмитриевского сельского поселения, единовременную материальную помощь получили. При обращении в администрацию МО «Турочакский район» с заявлением о включении в списки на оказание финансовой помощи за частично утраченное имущество, во включении истцов в указанные списки было отказано ( отказ № от ДД.ММ.ГГГГ года) по причине того, что акт обследования не содержит данных, позволяющих установить частичную утрату имущества. Просят суд признать отказ администрации МО «Турочакский район» незаконным и обязать администрацию МО «Турочакский район включить их в списки граждан на оказание финансовой помощи за частично утраченное при чрезвычайной ситуации имущество.
Истец Осипова Е.И. в судебном заседании поддержала исковые требования на доводах и основаниях искового заявления, пояснила, что квартира вошла в зону подтопления на территории Дмитриевского сельского поселения. В период наводнения вода стояла выше 10 см над уровнем пола, в результате чего намокла и пришла в негодность печь, осыпалась со стен штукатурка, от сырости перекосило оконные рамы и полопались стекла, пришел в негодность напольный линолеум. Также отсырел и пришел в негодность платяной шкаф, пришлось выбросить, сгорел холодильник. Имущество спасти не удалось, так как при затоплении муж был на работе, она с детьми несколько дней прожила у соседей. Часть имущества утрачена (платяной шкаф, линолеум, оконные стекла), печь переложили, холодильник отремонтировали. Просила обратить решение к немедленному исполнению.
Представитель администрации МО «Турочакский район» Кащеева О.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что акт обследования домовладения не позволяет установить частичную утрату имущества истцов при чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года, документов, подтверждающих ремонт истцами холодильника нет.
Истцы Осипов К.В., Калинин В.П., Калинин И.В., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, с учетом мнения истца Осиповой Е.И., представителя администрации МО «Турочакский район», на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся истцов.
Суд, заслушав стороны и оценив и исследовав в судебном заседании представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из содержания главы 25 ГПК РФ следует, что для признания незаконными решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие постановления, действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение такими постановлением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-фкз «О чрезвычайном положении».
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Федерального закона, устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты «г», «д» пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральными органами исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество- 100 тыс. рублей на человека).
Согласно пункта 11 указанных Правил для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований по мероприятиям, предусмотренным подпунктами «г», «д» пункта 2 настоящих Правил подготавливаются Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, согласно приложению №10, Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, согласно приложению № 12.
Положениями правил и указанными к ним приложениями, в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации и граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации и граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, включаются граждане, проживающие (зарегистрированные) по месту чрезвычайной ситуации.
Распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ № в Республике Алтай с ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации.
Из постановления Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае- июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости» следует, что пострадавшими в результате наводнения признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай в порядке, установленном федеральным законодательством. Гражданам, пострадавшим в результате наводнения в мае – июне 2014 года, за счет средств резервного Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, предоставляется единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека, финансовая помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (за частично утраченное имущество в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество- 100 тыс. рублей на человека). Орган местного самоуправления муниципального района в Республике Алтай составляет списки граждан на получение выплат по установленным формам и после утверждения Главой муниципального района согласовывает с руководителями уполномоченных органов ОФМС России по Республике Алтай, МЧС по Республике Алтай, далее списки направляются в Министерство труда и социального развития Республики Алтай. Согласно п.5 Порядка утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ выплаты производятся гражданам (их законным представителям) государственными учреждениями социальной поддержки населения Республики Алтай по месту жительства гражданина в течение 20 рабочих дней со дня утверждения списков Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай.
Таким образом, суд приходит к выводу, что списки граждан пострадавших от чрезвычайной ситуации формируются органом местного самоуправления муниципального района, после чего утверждаются главой муниципального района и согласовываются с руководителями уполномоченных органов.
МЧС России в соответствии с пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» разработан порядок подготовки документов для обоснования размера запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда, в настоящее время порядок не прошел регистрацию в Минюсте России.
Из указанного порядка следует, что при отсутствии у гражданина документов, подтверждающих право на получение единовременной и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства, граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости формируются на основании заявлений граждан и актов обследования утраченного имущества комиссией, создаваемой местной администрацией в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
К имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор продовольственных товаров, предметов общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Из материалов дела следует, что решением экстренного заседания КЧС МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ с 09 часов ДД.ММ.ГГГГ на территории МО «Турочакский район» введен режим «Чрезвычайная ситуация».
Решением КЧС МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ режим «Чрезвычайная ситуация» на территории МО «Турочакский район» снят с 10 часов ДД.ММ.ГГГГ года.
Распоряжением главы сельской администрации Дмитриевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ определены границы зоны затопления территории МО «Дмитриевское сельское поселение» Турочакского района Республики Алтай. В соответствии с данным распоряжением, в зону подтопления с Дмитриевка включены домовладения по <адрес>, в том числе нижний край с номерами домов от № до №, верхний край от № до № от № до №.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истцы зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой главы Дмитриевской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ о составе семьи Осиповой Е.И., копиями паспортов: №, выданного ТП ОФМС России по Республике Алтай в Турочакском районе ДД.ММ.ГГГГ на имя Осиповой Е.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 84 02 № 080828, выданного ДД.ММ.ГГГГ Турочакским РОВД на имя Калинина В.В., №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделением ОФМС России по Республике Алтай в Майминском районе на имя Калинина И.В., местом регистрации которых указано <адрес>, а также свидетельством о рождении № на имя Осипова К.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, матерью которого записана Осипова Е.И..
Проживание истцов в <адрес> подтопление домовладения с частичной утратой имущества, кроме пояснений заявителя, также подтверждается: «Актом обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ года», согласно которого домовладение Осиповой Е.И. по указанному выше адресу попало в зону подтопления и согласно заключения Осипова и члены ее семьи нуждаются в оказании единовременной материальной помощи. Подписи Осиповой Е.И. и членов комиссии имеются. Акт утвержден главой сельской администрации и согласован с руководителем управления (отдела) ГО и ЧС органа местного самоуправления; «Актом обследования утраченного имущества первой необходимости в результате возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в мае-июне 2014 года» от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которого жилая квартира в <адрес> подверглось подтоплению, согласно примечания к акту пришла в негодность печь отопления, линолеум, трещины стен по всему дому, перекошены оконные рамы, лопнули стекла.
Сведения, отраженные в актах, сторонами не оспариваются.
Заключение акта от ДД.ММ.ГГГГ о том, что имущество первой необходимости не утрачено, суд не принимает во внимание поскольку никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (части 1 и 2 ст. 67 ГПК РФ), поскольку они опровергаются материалами дела, а также пояснениями истца Осиповой Е.И. и свидетелей Сергеева А.В., Шмыкова В.В., Какаулиной Е.В., Вакуленко В.И..
Так свидетель Сергеев А.В. в судебном заседании пояснил, что хорошо знает истцов, они соседи. После наводнения он видел в их квартире следы воды и песка, печь в доме была разрушена, мебель намокла и разбухла, они сушили ее на улице (софа, кресла, шкафы, одежда).
Свидетель Шмыков В.В. в судебном заседании пояснил, что хорошо знает истцов, они соседи. После наводнения у разрушилась в доме печь, он ее перекладывал, вся мебель намокла и истцы ее сушили на улице.
Свидетель Какаулина Е.В. в судебном заседании пояснила, что проживает по соседству с истцами, после наводнения видела у них в квартире песок, мебель отсырела, стены дали трещины. Когда было наводнения она и истцы несколько дней ночевали у ее родственников.
Свидетель Вакуленко В.И. в судебном заседании пояснил, что производил ремонт сгоревшего при наводнении холодильника истцов. Причиной поломки было короткое замыкание от попадания воды (рамка и реле мотора в желтом налете от воды). После ремонта предоставлял Осиповой товарный чек.
Как следует из отказа № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации МО «Турочакский район», Осиповой Е.И. и членам ее семьи отказано во включении в списки нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, поскольку акт обследования не содержит данных, позволяющих установить утрату имущества.
По мнению суда, юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении дела являются - затопление домовладения и земельного участка истцов в результате чрезвычайной ситуации, причинение вреда имуществу истцов, постоянное их проживание в домовладении.
Наличие вышеуказанных обстоятельств установлено в судебном заседании, доказательств обратного в материалах дела не имеется и представителем ответчика не представлено.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Факт затопления квартиры и земельного участка по адресу: <адрес>, причинение вреда имуществу истцов и частичная утрата имущества при чрезвычайной ситуации установлены в судебном заседании из материалов дела, пояснений истца, свидетелей. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и представителем ответчика не представлено.
Представленные истцами и имеющиеся в деле доказательства суд расценивает как относимые, допустимые, достоверные каждого доказательства в отдельности, а также достаточные и взаимосвязанные в их совокупности.
При таких обстоятельствах, когда в судебном заседании из пояснений истца Осиповой Е.И., свидетелей и материалов дела установлено, что жилая квартира истцов, расположенная по адресу: <адрес> подверглась подтоплению при чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года, вызванного выходом из берегов р. Бия, при этом пострадало и частично утрачено имущество (имущество первой необходимости), суд считает отказ администрации МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, а требования истцов об обязании администрации МО «Турочакский район» включить их в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение финансовой помощи за частичную утрату имущества (имущества первой необходимости) подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Часть 1 ст. 212 ГПК РФ предусматривает право суда по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Истцом заявлено требование об обращении решения к немедленному исполнению в связи с тем, что она и члены ее семьи необоснованно не включены в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение финансовой помощи за частичную утрату имущества первой необходимости, что в свою очередь влечет нарушение их прав на получение финансовой помощи от государства.
Рассматриваемое дело имеет высокую социальную значимость. В целях восстановления гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами прав, свобод и интересов истцов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, учитывая сокращенные сроки формирования списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, руководствуясь положениями ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает правильным и необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подп. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, в связи с этим государственная пошлина на основании ст. 98 ГПК РФ не подлежит взысканию.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Осиповой Е.И., Осипова К.В., Калинина В.П., Калинина И.В. к администрации МО «Турочакский район», удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации МО «Турочакский район» № от ДД.ММ.ГГГГ включить Осипову Е.И., Осипова К.В., Калинина В.П., Калинина И.В. в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) вследствие чрезвычайной ситуации на территории Дмитриевского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай в мае-июне 2014 года.
Обязать администрацию МО «Турочакский район» включить Осипову Е.И., Осипова К.В., Калинина В.П., Калинина И.В. в списки граждан нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) вследствие чрезвычайной ситуации на территории Дмитриевского сельского поселения <адрес> Республики Алтай в мае-июне 2014 года.
Решение суда в части возложения обязанности на администрацию МО «Турочакский район» включить Осипову Е.И., Осипова К.В., Калинина В.П., Калинина И.В. в списки граждан пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение финансовой помощи за частичную утрату имущества первой необходимости, обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 30 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Турочакский районный суд.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья К.В. Албанчинова