Дело (УИД) №29RS0026-01-2024-000370-21
Производство №2-252/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2024 года с. Холмогоры
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Куликовой А.Б.,
при секретаре Пузыревой О.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Холмогорского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Холмогорская центральная районная больница» и Министерству здравоохранения Архангельской области о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ в поликлинику,
установил:
прокурор Холмогорского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗАО «Холмогорская центральная районная больница» о возложении обязанности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать для инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ в поликлинику по адресу: Ангельская область, Холмогорский район, с. Холмогоры, ул. Набережная им. Горончаровского, д. 12, а именно провести мероприятия по оборудованию: главного входа и внутренних помещений тактильно-контрастными наземными указателями информации для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (входам, лестницам, местам размещения и др.); многомаршевых лестниц с двух сторон поручнями; непрерывным поручнем с внутренней стороны маршевой лестницы по всей ее высоте; перед нижними и верхними маршами лестницы завершающими частями поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м; ограждением и поручнем на первой нижней наклонной поверхности уличного пандуса, расположенного у главного входа; поручня на высоте 0,7 м у уличного пандуса главного входа; искусственным освещением наклонных поверхностей уличного пандуса, расположенного у главного входа; (освещенностью не менее 100 лк); главного входа знаками доступности для инвалидов, предусмотренными действующими правилами, стандартами и нормами; помещений для людей с нарушением зрения информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефноточечного шрифта Брайля; главного входа и внутренних помещений визуальным, тактильным, радио- или звуковым информированием для пациентов и посетителей-инвалидов с указанием групп помещений (отделений), в которые можно попасть через данный вход.
К Министерству здравоохранения Архангельской области прокурор предъявляет требование организовать материально-техническое и финансовое обеспечение проведения указанных работ. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов и маломобильных групп веления в части доступности медицинской помощи в поликлинике ГБУЗ Архангельской области «Холмогорская ЦРБ» и установлено, что здание поликлиники не соответствует требованиям законодательства в проверяемой части. По выявленным нарушениям руководителю ГБУЗ АО Холмогорская ЦРБ» внесено представление, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Несоблюдение требований доступности зданий для инвалидов и маломобильных групп населения ущемляет социальные права пациентов с инвалидностью и другими ограничениями, связанными с состоянием здоровья, на получение качественной и своевременной медицинской помощи
В судебном заседании помощник прокурора Тоболкина А.С. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГБУЗ АО «Холмогорская центральная районная больница» Хильченко А.Ю. с иском не согласился, настаивал на том, что выполнение ГБУЗ АО «Холмогорская центральная районная больница» перечисленных в исковом заявлении работ возможно только при условии их финансирования Министерством здравоохранения Архангельской области.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Архангельской области в судебном заседании участия не принимал, в письменном отзыве полагал Министерство здравоохранения Архангельской области ненадлежащим ответчиком.
Третье лицо Территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Архангельской области и НАО представителя в судебное заседание не направило, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден Приказом Минздрава России от 12.11.2015 N 802н.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка органы и организации, предоставляющие услуги, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым них услугам, возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них.
В целях реализации законодательства о социальной защите инвалидов утверждены Национальные стандарты Российской Федерации «ГОСТ Р 51671-2020. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», «ГОСТ Р 51261-2022. Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования», Свод правил «СП 59.13330.2020. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», закрепляющие основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.
Согласно пунктам 5.1.16, 5.1.17 СП 59.13330.2020, пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м, а верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне поверхности пешеходного пути.
В соответствии с пунктами 5.1.13, 6.2.11 СП 59.13330.2020 с двух сторон одно- и многомаршевых внешних и внутренних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261-2022. Перед нижним и верхним маршами внешней лестницы следует предусматривать завершающие части поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м.
В соответствии с пунктами 5.2.3, 5.2.4 ГОСТ Р 51261-2022 завершающие части поручней пандуса в его начале и конце должны иметь участки протяженностью не менее (300 +/- 30) мм, выходящие за пределы длины наклонного участка пандуса и с вертикальной опорой на примыкающих к этому участку горизонтальных площадках для заезда на пандус. Конструкция завершающих частей поручней должна исключать наличие острых краев. Завершающие части верхнего и нижнего поручней с каждой стороны пандуса должны быть соединены между собой или переходить в ограждение горизонтальной площадки.
Согласно пункту 8.3.3 СП 59.13330.2020, на входах в медицинские организации для пациентов и посетителей должны быть обеспечены визуальное, тактильное, радио- иди звуковое информирование с указанием групп помещений (отделений), в которые можно попасть через данный вход (при наличии нескольких входов).
В соответствии с пунктами 6.5.1, 6.5.9 СП 59.13330.2020 входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках, должны обозначаться знаком доступности для маломобильных групп населения. Для идентификации помещений использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться формирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) перед одами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием качения помещения, перед входами в универсальные кабины уборных, рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Согласно пункту 5.1.10 СП 59.13330.2020, информацию для инвалидов с рушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по Национальному стандарту Российской Федерации ОСТ Р 52875-2018. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению, Технические требования».
Судом установлено, что ГБУЗ АО «Холмогорская ЦРБ» на основании лицензии № Л029-01-002977 20.11.2020 по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, с. Холмогоры, ул. Набережная, д. 12, осуществляет, в том числе доврачебную медицинскую помощь; действует на основании Устава от 11.12.2012, в силу подп. 3 п. 3.3 которого обязано содержать в надлежащем состоянии (отвечающем всем нормам и правилам) находящееся у учреждения движимое и недвижимое имущество.
В материалах дела содержатся акт осмотра здания поликлиники от 25.09.2023, подтверждающий наличие выявленных нарушений законодательства (л.д.15-26), внесенное в адрес руководителя ГБУЗ АО «Холмогорская ЦРБ» представление прокурора района с указанием на необходимость устранения выявленных нарушений (л.д.10-12), ответ о признании представления обоснованным (л.д.13).
Кроме того, по результатам проведенной прокурором проверки Территориальным отделом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Архангельской области и НАО 30.10.2023 вынесено постановление, которым ГБУЗ АО «Холмогорская ЦРБ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере 20000 руб. (л.д. 59-63).
Таким образом, факты нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов и маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ в поликлинику по адресу: Ангельская область, Холмогорский район, с. Холмогоры, ул. Набережная им. Горончаровского, д. 12, подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, их наличие никто из лиц, участвующих в деле, не оспаривал, как и не оспаривал факт их устранения на момент рассмотрения дела в суде, в силу чего исковые требования прокурора к ГБУЗ Архангельской области «Холмогорская ЦРБ» о возложении обязанности по проведению рассматриваемых мероприятий подлежат удовлетворению.
Рассматривая исковые требования прокурора к министерству здравоохранения Архангельской области о понуждении организовать материально-техническое и финансовое обеспечение проведения ГБУЗ Архангельской области «Холмогорская ЦРБ» в отношении здания поликлиники мероприятий по оборудованию перечисленными в иске приспособлениями и средствами, обеспечивающими доступность медицинской помощи инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями здоровья, суд исходит из следующего.
Согласно материалам дела, учредителем некоммерческой организацией ГБУЗ АО «Холмогорская ЦРБ» является Архангельская область в лице министерства здравоохранения.
В соответствии с п. 1.8 Устава финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета Архангельской области, а также за счет средств, полученных в результате приносящей доходы деятельности.
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Расходование бюджетных средств, полученных в качестве субсидии на выполнение государственного задания, осуществляется учреждением самостоятельно, а полученных бюджетных средств в качестве иных субсидий, бюджетных инвестиций и других бюджетных ассигнований, - в соответствии с условиями их предоставления (п. 5.8 Устава).
Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ установлено, что под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В соответствии с п. 1 Положения о министерстве здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 27.03.2012 № 119-пп министерство здравоохранения Архангельской области, является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере охраны здоровья.
Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные государственные учреждения Архангельской области.
Министерство осуществляет следующие полномочия в сфере своего ведения: создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности, в том числе посредством оснащения государственных медицинских организаций Архангельской области оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья (подп. 2 п. 8 Положения); организация оказания населению Архангельской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи, скорой (в том числе скорой специализированной) медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в государственных медицинских организациях Архангельской области (подп. 6 п. 8 Положения).
Министерство осуществляет следующие полномочия в сфере своего ведения: утверждение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных государственных казенных учреждений Архангельской области; утверждение порядка составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных бюджетных и автономных учреждений Архангельской области (подп. 1, 2 п. 8 Положения).
Министерство осуществляет полномочия главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств областною бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию ею компетенции (подп. 6 п. 13 Положения).
Министерство, как главный распорядитель и получатель средств бюджета, в соответствии со ст. 158 БК РФ наряду с другими полномочиями распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные задания, соответственно, является органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания.
Статьей 38.1 БК РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае прокурор просит не о надлежащем содержании имущества, находящегося на балансе больницы, а об оснащении имеющегося имущества новыми приспособлениями и средствами, обеспечивающими доступность медицинской помощи инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями здоровья.
С учетом всего изложенного выше, именно министерство здравоохранения Архангельской области в силу п. 8 Положения обязано в пределах компетенции условия обеспечить доступность медицинской помощи, в том числе с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья, именно оно обязано организовать материально-техническое и финансовое обеспечение проведения ГБУЗ Архангельской области «Холмогорская ЦРБ» в отношении здания поликлиники мероприятий по оборудованию перечисленными в иске приспособлениями и средствами, обеспечивающими доступность медицинской помощи инвалидам и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
Министерство здравоохранения Архангельской области в силу закона должно организовать оказание населению Архангельской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи, скорой (в том числе скорой специализированной) медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в государственных медицинских организациях Архангельской области.
Учитывая, наличие у учреждения кредиторской задолженности и отсутствие у учреждения денежных средств на финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства о здравоохранении, принимая во внимание, что учреждение согласно представленным в материалы дела документам самостоятельно фактически неплатежеспособно, суд приходит к выводу, что обязанность профинансировать указанные мероприятия должна быть возложена на учредителя учреждения здравоохранения - министерство здравоохранения Архангельской области.
При определении срока устранения нарушений с учетом доводов ответчиков, суд полагает, что заявленный прокурором срок устранения нарушений достаточен для соблюдения требований бюджетного законодательства.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика ГБУЗ Архангельской области «Холмогорская ЦРБ» в доход бюджета муниципального округа подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб. 00 коп., от уплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Холмогорского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Холмогорская центральная районная больница» и Министерству здравоохранения Архангельской области о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ в поликлинику удовлетворить.
Возложить на министерство здравоохранения Архангельской области (ИНН 2901070303, ОГРН 1022900547207) обязанность в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу организовать материально-техническое и финансовое обеспечение проведения ГБУЗ Архангельской области «Холмогорская ЦРБ» в отношении здания поликлиники, расположенной по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, с. Холмогоры, ул. Набережная д. 12, мероприятий по оборудованию:
главного входа и внутренних помещений тактильно-контрастными наземными указателями информации для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (входам, лестницам, местам размещения и др.);
многомаршевых лестниц с двух сторон поручнями;
непрерывным поручнем с внутренней стороны маршевой лестницы по всей высоте;
перед нижними и верхними маршами лестницы завершающими частями поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м;
ограждением и поручнем на первой нижней наклонной поверхности уличного пандуса, расположенного у главного входа;
поручня на высоте 0,7 м у уличного пандуса главного входа;
искусственным освещением наклонных поверхностей уличного пандуса, расположенного у главного входа (освещенностью не менее 100 лк);
главного входа знаками доступности для инвалидов, предусмотренными действующими правилами, стандартами и нормами;
помещений для людей с нарушением зрения информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации;
помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля;
главного входа и внутренних помещений визуальным, тактильным, радио- или звуковым информированием для пациентов и посетителей-инвалидов с указанием групп помещений (отделений), в которые можно попасть через данный вход.
Возложить на ГБУЗ Архангельской области «Холмогорская ЦРБ» (ИНН 2923006894, ОГРН 2222900956441), обязанность в течение 1 (одного) года 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в отношении здания поликлиники, расположенного по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, с. Холмогоры, ул. Набережная д. 12, провести мероприятия по оборудованию:
главного входа и внутренних помещений тактильно-контрастными наземными указателями информации для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (входам, лестницам, местам размещения и др.);
многомаршевых лестниц с двух сторон поручнями;
непрерывным поручнем с внутренней стороны маршевой лестницы по всей высоте;
перед нижними и верхними маршами лестницы завершающими частями поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м;
ограждением и поручнем на первой нижней наклонной поверхности уличного пандуса, расположенного у главного входа;
поручня на высоте 0,7 м у уличного пандуса главного входа;
искусственным освещением наклонных поверхностей уличного пандуса, расположенного у главного входа (освещенностью не менее 100 лк);
главного входа знаками доступности для инвалидов, предусмотренными действующими правилами, стандартами и нормами;
помещений для людей с нарушением зрения информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации;
помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля;
главного входа и внутренних помещений визуальным, тактильным, радио- или звуковым информированием для пациентов и посетителей-инвалидов с указанием групп помещений (отделений), в которые можно попасть через данный вход.
Взыскать с ГБУЗ Архангельской области «Холмогорская ЦРБ» (ИНН 2923006894, ОГРН 2222900956441) в доход бюджета Холмогорского муниципального округа Архангельской области государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Холмогорский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, а именно с 07 июня 2024 года.
Председательствующий А.Б. Куликова