Дело № 2-4060/2023 | 1 ноября 2023 года 78RS0014-01-2023-000190-53 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Лифановой О.Н.,
при секретаре Ширяевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к ФИО3, Квилинской В.Б. о признании права собственности на жилое помещение,
установил:
Мязин Е.С. изначально обратился в суд с иском к Администрации Московского района Санкт-Петербурга о признании права собственности на жилое помещение в виде квартиры, площадью 54,6 кв.м, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, согласно измененной в порядке ст.39 ГПК РФ редакции иска, к ответчикам Квилинской В.Б., Мязиной А.С., согласно которому просил суд признать право собственности по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с отцом Мязиным С.В., который умер в октябре 2022 года, не зарегистрировав переход права собственности, в связи с чем после смерти дарителя регистрирующим органом истцу было отказано в государственной регистрации права собственности и данное обстоятельство повлекло необходимость обращения истца с данным иском в суд.
В судебном заседании истец Мязин Е.С., его представитель Сёмин К.А. на удовлетворении иска настаивали, просили его удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Ответчики Мязина А.С., Квилинская В.Б., являющиеся наследниками после смерти отца и мужа Мязина С.В., иск Мязина Е.С. признали, пояснили, что на спорную квартиру не претендуют, поскольку им известно о совершении её дарения при жизни наследодателя, однако переход права собственности на истца не был зарегистрирован, в связи с чем против признания права на квартиру за истцом, ответчики не возражали.
Третьи лица Администрация Московского района Санкт-Петербурга, нотариус Аверьянов А.С., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств и возражений на иск не заявили.
Выслушав доводы истца, его представителя, признание иска ответчиков, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных третьих лиц, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
В силу ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В случае, когда одна из сторон договора купли-продажи уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности (статья 6, пункт 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", на основании статей 58, 1110 и 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 Гражданского кодекса Российской Федерации) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца. При отсутствии наследников продавца либо при ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать, что покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании отказа в регистрации этих прав установлены Законом N 218-ФЗ (пункт 6 статьи 131 Гражданского кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14, пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 58 Закона N 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорная квартира площадью 54,6 кв.м, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, на основании договора № передачи квартиры в собственность граждан ДД.ММ.ГГГГ была приватизирована в собственность Мязина С.В.
ДД.ММ.ГГГГ Мязин С.В. на основании договора купли-продажи продал спорную квартиру своей матери Мязиной В.В.
ДД.ММ.ГГГГ Мязина В.В. умерла, единственным наследником, обратившимся в установленный срок за принятием наследства и принявшим его, являлся Мязин С.В., к которому в порядке наследования перешло право собственности на спорную квартиру.
ДД.ММ.ГГГГ Мязину С.В. было выдано свидетельство о праве на наследство, в том числе на спорную квартиру.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом Мязиным Е.С. и его отцом Мязиным С.В. был заключен договор дарения спорной квартиры, совершенный в пользу истца.
Вместе с тем, государственная регистрация перехода права собственности на квартиру по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> после оформления наследства к Мязину С.В. и после совершения им дарения в пользу сына Мязина Е.С. не производилась, согласно выписке из ЕГРН с ДД.ММ.ГГГГ собственником данной квартиры значится Мязина В.В.
В октябре 2022 года Мязин С.В. скончался, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о смерти.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению истца Мязина Е.С. нотариусом Санкт-Петербурга Смотровым Ю.А. было заведено наследственное дело после смерти Мязина С.В., его дочь и ответчик по делу Мязина А.С. отказалась от причитающегося ей наследства в пользу брата и сына наследодателя Мязина Е.С.
Ответчик Квилинская В.Б. на момент смерти Мязина С.В., в браке с ним уже не состояла, правопритязаний на квартиру, приобретенную в браке с Мязиным С.В., не заявила, иск сына Мязина Е.С. признала, пояснив, что против признания права собственности на квартиру за истцом не возражает.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу в адрес истца Мязина Е.С. было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на спорную квартиру на основании представленного истцом договора дарения, совершенного ДД.ММ.ГГГГ в его пользу отцом, поскольку согласно сведениям ЕГРН право собственности за Мязиным С.В. не зарегистрировано, а сам он скончался, в связи с чем вопрос о признании права собственности на квартиру может быть решен только в судебном порядке.
Таким образом, установлено судом, что договор дарения квартиры между Мязиным С.В. и его сыном истцом по делу Мязиным Е.С. был совершён ДД.ММ.ГГГГ в письменной форме, существенные условия договора (предмет, порядок передачи имущества) сторонами согласованы и нотариально удостоверен.
Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" правило о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащееся в статье 574 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежит применению к договорам, заключаемым после ДД.ММ.ГГГГ
В связи с этим спорный договор дарения жилого помещения государственной регистрации не подлежал.
Переход к одаряемому права собственности на квартиру не зарегистрирован, поскольку до момента проведения государственной регистрации даритель умер.
Вместе с тем, отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости в ЕГРН не влияет на действительность самой сделки.
Поскольку договор дарения, заключенный между Мязиным С.В. и Мязиным Е.С. ДД.ММ.ГГГГ (то есть после ДД.ММ.ГГГГ), государственной регистрации не подлежал, то правовые последствия по данной сделке наступили с момента его заключения.
Судом установлено и другими участниками по делу не оспаривалось, что недвижимое имущество передано дарителем истцу и принято им во владение.
Более того, истец является единственным наследником дарителя по закону, однако спорная квартира не вошла в состав наследственного имущества в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о переходе прав на неё к наследодателю, который при жизни своих прав на квартиру путем обращения в Росреестра не оформил.
При таком положении, принимая во внимание, что спорная квартира, изначально принадлежащая Мязину С.В., была им принята в порядке наследования по закону после смерти матери Мязиной В.В., однако государственная регистрация права собственности при жизни Мязиным С.В. не произведена, в день принятия квартиры по наследству им совершен нотариально удостоверенный договор дарения в пользу сына – истца по делу, которым также не произведена государственная регистрация перехода права собственности, при этом в период с 2013 года до 2022 года, то есть до момента смерти дарителя, договор дарения ни кем не оспорен, на спорную квартиру, которая фактически входила в состав наследства после смерти Мязина С.В. никто из других наследников не претендовал и в ходе разбирательства по делу своих правопритязаний не выразил, как и бывшая супруга дарителя, иных наследников принявших наследство после смерти Мязина С.В., кроме его сына - истца, судом не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что препятствия для признания права собственности на квартиру за истцом в соответствии с договором дарения и в порядке наследования отсутствуют, а потому право собственности на спорную квартиру подлежит признанию за истцом Мязиным Е.С.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 167, 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 –– удовлетворить.
Признать за ФИО2, родившимся ДД.ММ.ГГГГ в г. Санкт-Петербург, паспорт №, проживающим по адресу Санкт-Петербург, <адрес> <адрес>, по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, общей площадью 54,6 кв.м, жилой площадью 30,7 кв.м., с кадастровым номером №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья