Дело № 2-2937/2022
УИД 05RS0021-01-2022-006756-29
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(в окончательной формулировке)
г. Каспийск 08 ноября 2022 года
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джамалдиновой Р.И.,
при секретаре судебного заседания Рамазановой З.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску М.а М. А. к Администрации ГО «<адрес>» о признании незаконным отказа Администрации в предоставлении в собственность земельного участка и признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
М. М.А. обратился с указанным иском в суд к Администрации ГО «<адрес>», в обоснование доводов приводя, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером №, площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на что ему было отказано, ссылаясь на то, что у истца отсутствуют основания для предоставления испрашиваемого земельного участка бесплатно. Полагая отказ незаконным ввиду того, что истец является членом садоводческого товарищества «<адрес>», истец обратился с указанным иском в суд и просит признать за ним право собственности на испрашиваемый земельный участок.
В судебное заседание истец М. М.А. извещенный надлежащим образом, не явился, о причинах неявки суд не известил.
В судебное заседание представитель М.а М.А. – Р. А.Р. (по доверенности), извещенный надлежащим образом, не явился, в заявлении адресованном суду просил о рассмотрении гражданского дела без его участия.
Представитель Администрации ГО «<адрес>» Айдиев М.М. (по доверенности) в судебное заседание, извещенный надлежащим образом, не явился, в заявлении адресованном суду просил о рассмотрении гражданского дела без его участия, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Иные лица (Управление имущественных отношений <адрес>), извещены надлежащим образом, в суд представителей не направили, ходатайств об отложении не заявляли, в связи с чем дело рассмотрено судом в отсутствие их представителей.
Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
На основании п. 58, п. 59 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Иск о признании права собственности подлежит удовлетворению только в случае предоставления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) статья 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнена пунктом 2.7, которым регламентированы порядок и условия приобретения без проведения торгов в собственность бесплатно членами некоммерческих организаций, земельных участков.
Установленные пунктом 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", упрощенные правила приобретения земельных участков, находящихся в публичной собственности и предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, образованных из земельного участка, предоставленного садовому товариществу до вступления в силу данного Закона, являются частью "дачной амнистии", направлены на стимулирование садоводов, огородников и дачников, которые используют земельные участки, предоставленные им до указанной даты, на основании членства в соответствующих товариществах и партнерствах, приватизировать бесплатно как личные участки, так участки общего пользования до даты, предусмотренной в названном пункте.
Правила пункта 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ не распространяются на отношения по предоставлению членам садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ земельных участков, образованных из земельного участка предоставленного такому товариществу после введения в действие Закона N 137-ФЗ.
Согласно п. 2.7 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа (пункт 2.8).
Как следует из п. 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 г.г., утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Закона о садоводческих объединениях), вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Пунктом 4 статьи 28 Закона предусмотрено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
При этом эта норма закона не ставила передачу членам данного некоммерческого объединения земельных участков в собственность бесплатно в зависимость от основания предоставления земельного участка некоммерческому объединению (временно на праве аренды или постоянно на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Закон о садоводческих объединениях утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ.
Согласно ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (ч. 1).
Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории (ч. 2).
Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 3).
Таким образом, действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ и действующее с ДД.ММ.ГГГГ законодательство указывает на возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан при определенных условиях, при этом отсутствие утвержденного проекта границ территории садоводческого некоммерческого объединения не может повлечь отказ в реализации права члена данного некоммерческого объединения на предоставление земельного участка, поскольку такое основание в Законе о садоводческих объединениях отсутствует (указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 78-КГ16-3 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 78-КГ16-37).
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок для ведения коллективного садоводства в районе <адрес>ю 20 га, предоставлен СНТ Азимут на основании решения Каспийского малого совета народных депутатов №, что подтверждается архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ, из протокола заседания Каспийского малого совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено и из материалов дела следует, что М. М.А. принят в члены СНТ «<адрес>» на основании решения общего собрания членов СНТ 07.07.2007г. и за ним закреплен земельный участок площадью 500 кв.м., расположенный в <адрес>.
Постановлением Администрации ГО «<адрес>» от 11.04.2022г. № был образован земельный участок площадью 500 кв.м., из категории земель – земли населенных пунктов в кадастровом квартале № с разрешенным видом использования – садоводство, расположенный по адресу: <адрес>.
Пунктом 2 названного постановления была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №, установлены границы земельного участка. Согласно выписке из ЕГРН площадь земельного участка составляет 500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения садоводства.
При обращении в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении истцу в собственность указанного земельного участка, ему в этом было отказано, в обоснование мотивов отказа приведено, что земельный участок расположен за пределами Административных границ <адрес>.
При таких обстоятельствах следует, что М. М.А., являясь членом СНТ "<адрес>", образованного до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", на законных основаниях владея спорным участком, расположенным на территории данного СНТ и выделенной товариществу до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", используя участок по целевому назначению - для ведения садоводства и регулярно оплачивая членские взносы и налоговые платежи, имеет право приобрести земельный участок в собственность и препятствий для реализации данного права законом не установлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии у Администрации правовых оснований для отказа в предоставлении спорного участка в собственность М.а М.А. Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставлении истцу, ответчиками не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление М.а М. А. к Администрации ГО «<адрес>», удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации ГО «<адрес>» от 26.08.2022г. в предоставлении М.у М.А. бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за М.ым М. А.. право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд Республики Дагестан.
Председательствующий:
Решение в окончательной формулировке изготовлено 11 ноября 2022 года.