Дело № 2-252/2024 (2-2557/2023)
УИД 23RS0025-01-2023-003301-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курганинск 22 января 2024 г.
Краснодарский край
Курганинский районный суд Краснодарского края
в составе
судьи Ищенко А.Ю.,
при секретаре Беловой И.Л.,
с участием помощника прокурора Курганинского района Краснодарского края Яхутль Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курганинского района Краснодарского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Петропавловскому сельскому потребительскому обществу об обязании представить сведения о состоянии производственного травматизма, информацию о проведении специальной оценки условий труда, провести специальную оценку условий труда рабочих мест,
установил:
прокурор Курганинского района Краснодарского края, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Петропавловскому сельскому потребительскому обществу об обязании представить сведения о состоянии производственного травматизма, информацию о проведении специальной оценки условий труда, провести специальную оценку условий труда рабочих мест.
По утверждению помощника прокурора Яхутль Д.А. в судебном заседании, прокуратурой Курганинского района проведена проверка исполнения трудового законодательства в деятельности Петропавловского сельского потребительского общества, по результатам которой выявлены нарушения законодательства об охране труда. Так, Петропавловское сельское потребительское общество осуществляет свою деятельность в сфере торговли розничной прочной в неспециализированных магазинах. Согласно сведениям Центр занятости населения для осуществления предпринимательской деятельности Петропавловским сельским потребительским обществом заключен трудовой договор с 3 работниками, однако требования закона об охране труда в полном объеме не исполнены, а именно не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест и не предоставлена информация о проведении специальной оценки условий труда, а также о состоянии производственного травматизма на рабочем месте в ГКУ КК «Центр занятости населения Курганинского района».
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ответчик надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения гражданского дела. При таком положении суд находит возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие представителя ответчика в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 стати 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов лиц, обращающихся в суд.
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор наделен полномочиями обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (статьи 37 и 41).
В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) защита от безработицы и содействие в трудоустройстве является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В соответствии со статьей 219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.
В силу статьи 210 ТК РФ некоторыми из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ от 28.12.2013) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Статьей 8 Закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 установлено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Таким образом, вопреки указанным требованиям закона Петропавловским сельским потребительским обществом специальная оценка условий труда на рабочем месте не проведена, что подтверждается предоставленными сведениями ГКУ КК «Центр занятости населения Курганинского района».
Согласно части 3 (1) статьи 4 Закона Краснодарского края от 03.06.1998 № 133-K3 «Об охране труда» (далее - Закон 03.06.1998 № 133-K3) к полномочиям учреждений, подведомственных органу исполнительной власти Краснодарского края в области содействия занятости населения, охраны, социального партнерства и трудовых отношений,-центров занятости населения в муниципальных образованиях Краснодарского края относятся участие в организации сбора и обработки информации (мониторинга) о состоянии условий и охраны труда у работодателей, в том числе анализ состояния условий охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев и повреждения здоровья работников.
В соответствии со статьей 7.1 Закона от 03.06.1998 № 133-K3 мониторинг состояния условий и охраны труда в Краснодарском крае организует и проводит орган исполнительной власти Краснодарского края в области охраны труда и подведомственные ему государственные казенные учреждения Краснодарского края центры занятости населения в муниципальных образованиях в соответствии с законодательством Краснодарского края.
Согласно пункту «б» статьи 17 Закона от 03.06.1998 № 133-K3 работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2012 № 1591 «О формах и сроках представления информации о состоянии условий и охраны труда в организациях Краснодарского края» работодатели каждое полугодие обязаны предоставлять информацию о состоянии условий и охраны труда, а также ежеквартально о состоянии производственного травматизма в уполномоченные органы труда и занятости.
Судом установлено, что Петропавловским сельским потребительским обществом обязанность по представлению в ГКУ КК «Центр занятости населения Курганинского района» информации о проведении специальной оценки условий труда, а также о состоянии производственного травматизма на рабочем месте не исполнена.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что не проведение специальной оценки условий труда и непредставление или несвоевременное предоставление информации о её проведении в ГКУ КК «Центр занятости населения Курганинского района» влечет неблагоприятные последствия как для работодателей, так и для работников организаций, круг которых не определен, так как постоянно меняется, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
удовлетворить исковые требования прокурора Курганинского района Краснодарского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Петропавловскому сельскому потребительскому обществу об обязании представить сведения о состоянии производственного травматизма, информацию о проведении специальной оценки условий труда, провести специальную оценку условий труда рабочих мест.
Обязать Петропавловское сельское потребительское общество (ИНН 2339001875, ОГРН 1022304132553) представить сведения в ГКУ КК «Центр занятости населения Курганинского района» о состоянии производственного травматизма в порядке, предусмотренном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2012 № 1591.
Обязать Петропавловское сельское потребительское общество (ИНН 2339001875, ОГРН 1022304132553) представить в ГКУ КК «Центр занятости населения Курганинского района» информацию о проведении специальной оценки условий труда в порядке, предусмотренном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2012 № 1591.
Обязать Петропавловское сельское потребительское общество (ИНН 2339001875, ОГРН 1022304132553), провести специальную оценку условий труда рабочих мест в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда».
Резолютивная часть решения объявлена 22.01.2024.
Мотивированное решение составлено 22.01.2024.
Копию мотивированного решения суда направить лицам, участвующим в деле.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Курганинский районный суд Краснодарского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, т.е. с 22.01.2024.
Судья А.Ю. Ищенко