Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4232/2024 ~ М-2502/2024 от 09.04.2024

Копия                                                                              УИД: 16RS0050-01-2024-005871-31

Дело № 2-4232/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2024 года                                                               город Казань

Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ю.В. Еремченко,

с участием помощников прокурора Приволжского района г.Казани А.В. Ивановой, Д.А. Колесовой, истца А.А. Артемьева,

при ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.С. Московцевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемьева А. А. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Запорожской области о признании увольнения незаконным, отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, оплаты за время простоя, компенсации морального вреда,

установил:

Артемьев А. А. (далее по тексту А.А. Артемьев, истец) обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Запорожской области (далее по тексту ответчик) о признании увольнения незаконным, отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, оплаты за время простоя, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что 01.08.2022 года А.А. Артемьев был трудоустроен на должность исполняющего обязанности заместителя Министра в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Запорожской области, с ним 01.08.2022 года заключен трудовой договор № 01/3.

27.02.2024 года истцу вручено уведомление № 0348/2024/исх., согласно которому А.А. Артемьева уведомили о том, что Указом Губернатора Запорожской области от 12.01.2024 года № 14-у создано Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Запорожской области. С момента создания Министерства все функции и полномочия передаются вновь созданному Министерству. В связи с чем, сотрудники, обеспечивающие исполнение функций Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства переходят в новое Министерство. Истцу предложена для замещения должность государственной гражданской службы главного консультанта отдела бюджетного регулирования, бухгалтерского учета и отчетности управления бюджетного регулирования и формирования государственных программ. Указано, что в случае отказа, трудовой договор будет расторгнут досрочно 11.03.2024 года на основании п. 7 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации. По мнению истца, процедура увольнения ответчиком нарушена, об увольнении он извещен менее чем за две недели, какие-либо организационные изменения, свидетельствующие о появлении новых должностей, отсутствуют. С учётом изложенного, истец просил суд признать его увольнение незаконным, отменить приказ об увольнении, восстановить в должности исполняющего обязанности заместителя Министра Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Запорожской области, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула по день вынесения решения суда в размере 13 858,73 руб., оплату за время простоя в сумме 184 773,33 руб., компенсацию морального вреда в размере 200 000,00 руб.

Истец А.А. Артемьев в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить, указал, что 27.02.2024 года ему ответчиком было вручено уведомление № 0348/2024/исх. Однако его не устроила предложенная ответчиком для замещения должность главного консультанта отдела бюджетного регулирования, бухгалтерского учета и отчетности управления бюджетного регулирования и формирования государственных программ, поскольку она не является руководящей, а также не устроил размер оплаты труда по предложенной должности, в связи с чем, он устно выразил 11.03.2024 года ответчику отказ.

Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Запорожской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (л.д.190), представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.198), а также письменные возражения на исковое заявление (л.д.152-153), в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований, а также дополнения к возражению (л.д.193-195).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), привлеченного судом к участию в деле на стороне ответчика, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебного извещения (л.д.192), уважительных причин неявки не сообщил.

Суд, выслушав истца, заключение прокурора, полагавшего требования истца не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 01.08.2022 года А.А. Артемьев был трудоустроен на должность исполняющего обязанности заместителя Министра в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Запорожской области, с ним заключен 01.08.2022 года трудовой договор № 01/3 (л.д.35). Приказ № 01/3-лс о принятии А.А. Артемьева на работу на должность исполняющего обязанности заместителя Министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства с 01.08.2022 издан от 01.08.2022 года (л.д.40).

Распоряжением Председателя Совета министров Военно-гражданской администрации Запорожской области от 11.11.2022 года № 102 А.А. Артемьев назначен исполняющим обязанности заместителя Министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Военно-гражданской администрации Запорожской области (л.д.41-42).

27.02.2024 года А.А. Артемьеву вручено уведомление № 0348/2024/исх., согласно которому истца уведомили о том, что Указом Губернатора Запорожской области от 12.01.2024 года № 14-у создано Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Запорожской области. С момента создания Министерства все функции и полномочия, ранее закрепленные за Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Военно-гражданской администрации Запорожской области передаются вновь созданному Министерству. В связи с чем, сотрудники, обеспечивающие исполнение функций Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Военно-гражданской администрации Запорожской области переходят в новое Министерство. Истцу предложена для замещения должность государственной гражданской службы главного консультанта отдела бюджетного регулирования, бухгалтерского учета и отчетности управления бюджетного регулирования и формирования государственных программ. Указано, что в случае отказа, трудовой договор будет расторгнут досрочно 11.03.2024 года на основании п. 7 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д.51-52).

В соответствии с актом № 04 от 11.03.2024 года, составленным Минстроем Запорожской области, 27.02.2024 года А.А. Артемьев был ознакомлен с уведомлением № 0348/2024/исх. от 27.02.2024 года, однако по истечению двухнедельного срока рассмотрения предложения от А.А. Артемьева заявлен устный отказ от предложенной должности, сделать запись о принятом решении в уведомлении он отказался, что подтверждено лицами, подписавшими акт (л.д.174).

Приказом исполняющего обязанности министра Минстроя Запорожской области № 43-лс от 11.03.2024 года А.А. Артемьев уволен с должности исполняющего обязанности заместителя Министра 11.03.2024 года на основании п.7 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (л.д.53).

Частью 1 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

В части 2 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено указанным кодексом.

Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями (часть 8 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации).

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 названного кодекса (части 3, 4 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», разрешая дела о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми был прекращен по пункту 7 части 1 статьи 77 Кодекса (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора), либо о признании незаконным изменения определенных сторонами условий трудового договора при продолжении работником работы без изменения трудовой функции (статья 74 ТК РФ), необходимо учитывать, что исходя из статьи 56 ГПК РФ работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств, прекращение трудового договора по пункту 7 части 1 статьи 77 Кодекса или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 года № 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области» - Нормативные правовые акты, применяемые в соответствии с решениями военно-гражданской администрации Запорожской области на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, действуют на территории Запорожской области до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Запорожской области.

12.01.2024 года издан Указ Губернатора Запорожской области № 14-у «О создании Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Запорожской области» в соответствии с п.3 ст.4 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 года № 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области» (л.д.163).

В Указе постановлено, что Министерству передаются функции и полномочия Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Военно-гражданской администрации Запорожской области.

Губернатором Запорожской области от 11.01.2024 года утверждено Положение о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Запорожской области (л.д.163-165).

На основании писем Губернатора Запорожской области от 28.02.2024 года № 425-п и от 01.03.2024 года № 463-п, руководителям органов исполнительной власти Запорожской области надлежало ускорить и завершить проведение работы по увольнению сотрудников из министерств (ведомств) Военно-гражданской администрации Запорожской области (л.д.168,169).

Пунктом 38 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 года № 2571 «Об особенностях применения трудового законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» установлено, что руководители организаций, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, вправе принимать решения, действующие до 01.01.2025 года, об уведомлении работника о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, не позднее чем за 2 недели если меньший срок не предусмотрен Трудовым кодексом Российской Федерации. В случае отказа работника от продолжения работы в новых условиях или от предложенной иной работать трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 Трудовой кодекса Российской Федерации с выплатой дополнительной компенсации работнику в размере полуторамесячного заработка.

Разрешая спор, суд учитывает, что причиной, связанной с изменением организационных или технологических условий труда, послужил Указ Губернатора Запорожской области от 12.01.2024 года №14-у «О создании Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Запорожской области» (далее - Указ Губернатора 30 от 12.01.2024 №14-у). Таким образом, изменение организационных условий труда не было решением работодателя, и произошло не по его инициативе, и по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудовых отношений.

Под технологическими и организационными изменениями условий труда понимается: реорганизация структуры компании (новое территориальное расположение филиала, места работы сотрудника; слияние компаний; создание дополнительных подразделений, влекущее новую систему подчиненности).

К числу организационных изменений условий труда могут быть отнесены: изменения в структуре управления организации, внедрение форм организации труда (бригадные, арендные, подрядные и др.), изменение режимов труда и отдыха, введение, замена и пересмотр норм труда, изменения в организационной структуре предприятия с перераспределением нагрузки на подразделения или на конкретные должности и, как следствие, изменение систем оплаты труда.

Изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, а также других условий, устанавливаемых в соответствии с рудовым кодексом.

В пределах срока, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2571, А.А. Артемьеву вручено ответчиком уведомление, что не отрицалось истцом в судебном заседании, как и то, что ему предлагалась к замещению должность государственной гражданской службы главного консультанта отдела бюджетного регулирования, бухгалтерского учета и отчетности управления бюджетного регулирования и формирования государственных программ, однако он отказался.

Исходя из положений ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией специальностью с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы.

Таким образом, в соответствии с утвержденным штатным расписанием Минстроя Военно-гражданской администрации Запорожской области, на момент направления уведомления А.А. Артемьеву отсутствовала иная вакантная должность, соответствующая его специальности с указанием квалификации, как и отсутствовала должность заместителя Министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Запорожской области, предполагающая возложение обязанностей Главного бухгалтера Министерства Военно-гражданской администрации Запорожской области (Распоряжение Правительства Запорожской области от 15.02.2024 № 70 «О внесении изменений в распоряжение Правительства Запорожской области от 25.01.2024 № 32 «Об утверждении структуры Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Запорожской области» л.д.166).

А.А. Артемьеву предложена единственная вакантная должность соответствующая его специальности без изменения трудовой функции, согласно штатному расписанию (л.д.171).

Из объяснений истца, данных в судебном заседании, следует, что заработная плата, а также не руководящая должность его не устроила. Актом от 11.03.2024 года зафиксирован устный отказ А.А. Артемьева от предложенной должности, согласие о замещении должности в адрес ответчика от истца не поступало.

Установив по делу обстоятельства, приняв во внимание нормы закона, регулирующие спорные правоотношения, учитывая отсутствие согласия истца на продолжение работы в новых условиях и отсутствием его согласия на предложенную работу по имеющимся вакансиям, у работодателя имелись основания для увольнения работника по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки которого не были нарушены.

Таким образом, расторжение трудового договора с истцом осуществлено при наличии законных оснований, без нарушения установленного порядка и соответствует требованиям действующего трудового законодательства.

При таком положении оснований для удовлетворения требований о признании увольнения незаконным, отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, оплаты за время простоя, компенсации морального вреда судом не установлено, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

       РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Артемьева А. А. (ИНН ) к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Запорожской области (ОГРН 1229000021282, ИНН 9001012647) о признании увольнения незаконным, отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:       подпись

Копия верна

Судья Приволжского

районного суда г. Казани                                              Ю.В. Еремченко

Мотивированное решение изготовлено 05 сентября 2024 года.

Судья Приволжского

районного суда г. Казани                                              Ю.В. Еремченко

2-4232/2024 ~ М-2502/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Артемьев Алексей Анатольевич
Ответчики
Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Запорожской области
Другие
Министерство строительства Российской Федерации
Прокуратура Приволжского района г.Казани
Суд
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан
Судья
Еремченко Юлия Владимировна
Дело на странице суда
privolzhsky--tat.sudrf.ru
09.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2024Передача материалов судье
09.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.06.2024Предварительное судебное заседание
17.06.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Судебное заседание
05.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее