55RS0007-01-2023-000286-32
Дело № 2-1086/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2023 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Лисиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ЧВВ к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области, ПАО «Сибнефтегеофизика», АО «Центральная геофизическая экспедиция» о включении периодов работы в страховой стаж, установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
установил:
ЧВВ обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее – ОСФР по Омской области) о включении периодов работы в страховой стаж, установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В обоснование указала, что с 23.04.2009 ей установлена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 05.12.2022 истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) с целью установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от 12.12.2022 в перерасчете пенсии отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа.
С учетом уточнения исковых требований, которые истец заявила к ответчикам ОСФР по Омской области, ПАО «Сибнефтегеофизика», АО «Центральная геофизическая экспедиция», просила обязать ОСФР по Омской области включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы: с 29.12.1979 по 24.12.1980, с 01.05.2006 по 28.05.2006, с 11.08.2007 по 29.10.2007, с 22.05.2008 по 14.08.2008, с 18.10.2008 по 14.11.2008, с19.04.2009 по 28.10.2009, с 17.04.2010 по 13.11.2010, с 30.03.2011 по 25.07.2011, с 01.08.2011 по 04.10.2011, с 13.05.2013 по 05.07.2013, обязать ответчика ОСФР по Омской области установить истцу повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи приобретением необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, взыскать с ответчика ОСФР по Омской области судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 25 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец ЧВВ в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежаще.
Представитель истца ПНА, действующий на основании ордера, заявленные истцом требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Ответчик ОСФР по Омской области в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежаще, ранее в ходе судебного разбирательства представитель ответчика ОСФР по Омской области ПКП, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Законом СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 01.01.2015 введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии (далее – Закон о страховых пенсиях).
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец с 23.04.2009 является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
05.12.2022 истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии в соответствии с частью 8 статьи 18 Закона о страховых пенсиях с целью установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи приобретением необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. Решением пенсионного органа от 12.12.2022 в перерасчете пенсии отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа.
Оспаривая законность решения органа пенсионного обеспечения, ЧВВ обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
Согласно статье 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Закона о страховых пенсиях).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Закона о страховых пенсиях).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из статьи 3 Федерального закона от 01.041.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 указанного закона).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 28 Закона о страховых пенсиях работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Согласно сведениям из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица, ЧВВ зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
С этого периода страховой (специальный) стаж должен подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При изложенных обстоятельствах, периоды работы истца, заявленные к включению в стаж после ДД.ММ.ГГГГ, включению в таковой не подлежат, поскольку оценены пенсионным органом согласно данным индивидуального лицевого счета застрахованного лица. По данным индивидуального лицевого счета застрахованного лица, за спорные периоды работы после указанной даты работы истца в особых условиях страхователями не подтверждены.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в периоды с 18.10.2008 по 14.11.2008, с 24.04.2009 по 20.08.2009, с 28.06.2010 по 13.11.2010, с 01.07.2011 по 25.07.2011, с 01.10.2011 по 04.10.2011, с 13.05.2013 по 05.07.2013 истцу предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы.
В указанной связи суд принимает во внимание изложенные выше требования части 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях, в силу которых в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с пунктом 3 названного выше Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в специальный стаж включаются периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, которая выполнялась постоянно, в течение полного рабочего дня. При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды отпусков без сохранения заработной платы не входят в их число.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в указанной части требования истца не подлежат удовлетворению.
Разрешая требование истца о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода с 29.12.1979 по 24.12.1980, суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что в период с 29.12.1979 по 24.12.1980 истцу предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до полутора лет. Указанный период исключен из подсчета северного стажа по заявлению самого истца от 21.11.2017 о перерасчете размера пенсии в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 Закона о страховых пенсиях в связи с заменой периода работы на совпадающий по времени период ухода за ребенком до полутора лет, что является наиболее выгодным для истца при оценке его пенсионных прав.
При изложенных обстоятельствах, указанный период включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, включению также не подлежит.
По правилам части 8 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, в случае достижения пенсионером возраста 80 лет, установления I группы инвалидности или изменения группы инвалидности, изменения количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца либо в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства, приобретения необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в сельском хозяйстве, предусмотренного настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в сельскую местность, оставления работы и (или) иной деятельности либо поступления на такую работу и (или) осуществления иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно расчетам пенсионного органа, продолжительность стажа МКС составила 17 лет 3 месяца 5 дней, РКС – 1 месяц 29 дней, что является недостаточным для установления истцу повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
При изложенных обстоятельствах, оснований для признания оспариваемого решения ОСФР по Омской области незаконным не имеется, оно вынесено в рамках полномочий, предоставленных ответчику изложенными выше нормативными актами.
На момент обращения истца в пенсионный орган и принятия пенсионным органом решения право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости у истца отсутствовало.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований ЧВВ к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области, ПАО «Сибнефтегеофизика», АО «Центральная геофизическая экспедиция» о включении периодов работы в страховой стаж, установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.А. Калинина
Решение в окончательной форме изготовлено 03 августа 2023 года.