Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-435/2024 (2-4217/2023;) ~ М-4155/2023 от 23.11.2023

Дело №2-435/2024

УИД23RS0003-01-2023-006806-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2024 года город-курорт Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Грошковой В.В.

при секретаре Фетисове В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаптева А. А.ича, Булыгиной Л. В., Козловой С. В., Мирошниченко Е. В. к АО «Теплоэнерго» о признании расчета коммунальной услуги отопительный период 2022 -2023 годы незаконным и проведении перерасчета,

у с т а н о в и л :

Лаптев А. А.ич, Булыгина Л. В., Козлова С. В., Мирошниченко Е. В. обратились в суд с иском к АО «Теплоэнерго» о признании расчета коммунальной услуги отопительный период 2022 -2023 годы незаконным и проведении перерасчета.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> проводимого в форме очно-заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией; ООО “УК “УПРАВЛЕНЕЦ” (ИНН 2301090763) выбрано управляющей организацией многоквартирного дома. Большинством голосов собственниками принято решение о заключении прямых договоров теплоснабжения между собственниками помещений и АО “Теплоэнерго” согласно Федерального закона №59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.-к. Анапа, <адрес>, проводимого в форме очно-заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией; ООО “УК “УПРАВЛЕНЕЦ” (ИНН 2301090763) выбрано управляющей организацией многоквартирного дома. Большинством голосов собственниками принято решение о заключении прямых договоров теплоснабжения между собственниками помещений и АО “Теплоэнерго” согласно Федерального закона №59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

В ноябре 2022 г. Лаптев А. А.ич, собственник <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>; Булыгина Л. В., собственник <адрес> расположенной по адресу:<адрес>; Козлова С. В., собственник <адрес> расположенной по адресу:<адрес>; Мирошниченко Е. В., собственник <адрес> расположенной по адресу: <адрес>, были получены платежные документы от АО «Теплоэнерго» за коммунальные услуги - горячее водоснабжение и отопление, по результатам изучения которых истцам стало ясно, что при расчете коммунальной услуги за отопление за ноябрь 2022 года не были использованы показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, установленных в указанных многоквартирных домах для определения объемов тепловой энергии на отопление по каждой квартире. Для расчета коммунальной услуги отопление в ноябре 2022 г. ответчиком были применены нормативы потребления тепловой энергии.

Истцы обратились к ответчику за разъяснениями, на что получили ответ, что в отопительном периоде 2022 г. общедомовые и индивидуальные приборы учета на отопление не принимаются к расчету в связи с одним прибором учета теплоснабжения на два дома. Уведомления о подобном решении ответчика собственники помещений не получали.

Истцы запросили документы, имеющиеся у обслуживающей дома организации ООО “УК “УПРАВЛЕНЕЦ”. В результате им стало известно, что за исходящим от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес ООО «УК «УПРАВЛЕНЕЦ» было направлено уведомление о том, что во исполнение предостережения Государственной жилищной инспекции <адрес> узлы учета тепловой энергии, расположенные в многоквартирных домах по адресу: <адрес>, корпус 6 и корпус 7 с ДД.ММ.ГГГГ будут выведены из эксплуатации и не приняты в качестве коммерческих узлов учета. Одновременно было рекомендовано в кратчайшие сроки внести изменения в систему ГИС ЖКХ с целью учета данных многоквартирных домов как единого строения, имеющего общие инженерные коммуникации, в том числе узлы учета поставляемых коммунальных ресурсов.

Истцы не согласны с принятым ответчиком решением. Так, застройщиком обеспечено оснащение многоквартирных домов общедомовым и индивидуальными приборами учета тепловой энергии на стадии строительства и ввода многоквартирных домов в эксплуатацию. Начиная с даты ввода многоквартирных домов в эксплуатацию и подачи тепловой энергии в многоквартирные дома, расчет коммунальных услуг осуществлялся ответчиком с применением показаний общедомового и индивидуальных приборов учета. В 2022 г. общедомовой прибор учета тепловой энергии был повторно допущен в эксплуатацию. Индивидуальные приборы учета тепловой энергии введены ответчиком в эксплуатацию, отсутствуют обстоятельства для их вывода из эксплуатации, предусмотренные пунктом 81(12) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ

В связи с тем, что общедомовой прибор учета тепловой энергии, смонтированный согласно проектной документации, разработанной на основании технических условий, выданных ответчиком, был введен последним в эксплуатацию и отсутствием причин, указанных в п. 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1034 для признания прибора учета вышедшим из строя, оснований для осуществления расчета ответчиком коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления в случае отсутствия общедомового прибора не имеется. Расчет должен производится строго по показаниям общедомового прибора учета ииндивидуальных приборов учета.

Конструктивно многоквартирные дома являются одним строением секционного типа, возможность установки общедомового прибора учета в каждом многоквартирном доме без реконструкции существующих внутридомовых инженерных систем или без созданияновых отсутствует.

Действия ответчика нарушают законодательство об энергоэффективности. Расчет коммунальной услуги отопление с использованием нормативов потребления значительно увеличил платеж истцов по сравнению с аналогичным перио<адрес>., что привело к неосновательному обогащению со стороны ответчика.

Ссылаясь на изложенное, истцы (с учетом уточненного иска) просят суд признать расчет АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления в многоквартирном доме по адресу: <адрес> незаконным; обязать АО «Теплоэнерго» произвести истцам по делу перерасчет по коммунальной услуге отопление, начиная с ноября 2022 г. по дату вступления решения суда в законную силу, в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 7 с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета; обязать АО «Теплоэнерго» производить расчет коммунальной услуги отопление с ноября 2022 в вышеуказанных многоквартирных домах (корпус 6 и корпус 7) с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета; обязать АО «Теплоэнерго» исключить начисленные пени по жилым помещениям истцов за период непринятия к учету индивидуальных приборов учета по дату вступления судебного акта в законную силу; взыскать в счет компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей каждому, штраф за отказ от добровольного удовлетворения исковых требований в размере 50 % от присужденной судом суммы каждому; а также судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей каждому.

Истцы Лаптев А.А., Булыгина Л.В., Козлова С.В., Мирошниченко Е.В., а также представитель истца Булыгиной Л.В. - Ширяев В.А., действующий на основании устного ходатайства, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчик АО «Теплоэнерго», надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, от представителя ответчика Яковенко Н.Ю., действующей на основании доверенности, поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Кроме того в материалы дела также представлен письменный отзыв ответчика за подписью представителя Яковенко Н.Ю., в котором ответчик просит суд отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что в настоящее время спорный многоквартирный дом на основании данных ФИАС занесен в систему ГИС ЖКХ как два самостоятельных многоквартирных дома, в связи с чем в адрес ответчика Государственной жилищной инспекцией было внесено предостережение о недопустимости нарушения обязательны требований и Правил предоставления коммунальных услуг в части начисления оплаты по отоплению при применении общедомового (коллективного) и индивидуального прибора учета тепла и о непринятии к учету общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного на нескольких МКД.

Третьи лица без самостоятельных требований ООО “УК “УПРАВЛЕНЕЦ”, ООО “Фройда-С”, Государственная жилищная инспекция <адрес>, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в материалах дела имеется заявление представителя ГЖИ <адрес> о рассмотрении дела в их отсутствие, от иных лиц ходатайств не поступало, доказательств уважительности причиняя неявки не предоставлено.

В связи с надлежащим извещением участвующих в деле лиц суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц..

Изучив доводы искового и уточненного искового заявлений, отзыва на иск, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец Лаптев А.А. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>; истец Булыгина Л.В. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>; истец Козлова С.В. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>; истец Мирошниченко Е.В. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Судом также установлено, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> корпус 7 ООО УК “УПРАВЛЕНЕЦ” (ИНН 2301090763) выбрано управляющей организацией, что следует из протоколов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в очно-заочной форме голосования, на котором принято решение о заключении прямых договоров теплоснабжения между собственниками помещений и АО “Теплоэнерго”.

Основанием для обращения истцов в суд послужили начисления истцам как собственникам квартир оплаты за коммунальные услуги по отоплению, начиная с ноября 2022 года, с применением норматива потребления тепловой энергии, без учета показаний общедомовых приборов учета и индивидуальных приборов учета на отопление.

Давая оценку указанным обстоятельствам, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Статья 157 ЖК РФ устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ издало постановление «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Пунктом 2 Правил норматив потребления коммунальной услуги определен как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Абзацем вторым пункта 42 Правил предусмотрено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами приложения к данным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Так формула предполагает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованных указанными приборами учета тепловой энергии многоквартирном доме и жилом доме при осуществлении оплаты в течение отопительного периода путем произведения площади помещений на норматив потребления коммунальной услуги по отоплению и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Согласно части 2 данной статьи расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В части 7 вышеуказанной статьи также указано, что многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.

Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , дано понятие ввода в эксплуатацию узла учета – это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (п. 3). Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (п. 58). При этом проектирование узла учета при подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства и (или) условиями подключения. В указанном случае составление отдельного проекта узла учета и его согласование не требуются (п.49).

В рассматриваемом случае судом установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию разрешением от 26.07.2019г. , выданным Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа, как «Жилой комплекс «Бельведер» 6 этап строительства <адрес> из которого следует, что показатели вводимого в эксплуатацию объекта <адрес> в общих объемах. Также в разрешении указано о соответствии требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что многоквартирный дом «Жилой комплекс «Бельведер» по <адрес>, 4, 5, 6, 7, 8 этап строительства» построен согласно проектной документации.

Согласно проектной документации ЖК «Бельведер» по <адрес> этапы строительства. Корректировка, подготовленной ООО ТМ «АрхКом», строительство комплекса запроектировано из 7-ми жилых домов по две секции в каждой. Секции 1,1А, 2,3,3А однотипные с незначительными отличиями в планировке. Тип здания - сблокированное. Многоквартирные дома корпус 6 и 7 были запроектированы как 6 этап строительства (с учетом корректировки проектной документации) - возведение одного здания, состоящего из двух секций тип 1 и 1А каждое (литеры 7,8). В подвале для жилого дома запроектированы узел ввода воды, ИТП, электрощитовая, помещение уборочного инвентаря.

Из Раздела 5 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Книга 1. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Секции тип 1,1 А», Раздел 5 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Книга 1. «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха следует, что ввод тепловых сетей предусматривается от ИТП, расположенного в подвале жилого дома Литеров 2,4,6,7. Теплоснабжение сдвоенных секций предусматривается от ИТП, расположенного в подвале жилого дома литеров 2,4,6,7, один на 2 литера.

Для подключения систем отопления и горячего водоснабжения жилого дома запроектирован индивидуальный тепловой узел один на два типа секций. Учет расхода тепла на здание осуществляется в ИТП с помощью стандартного узла ввода А1. В жилом доме запроектированы поквартирные двухтрубные горизонтальные тупиковые системы отопления с установкой узлов учета тепла для каждой квартиры, расположенных в общем коридоре. Каждый нагревательный прибор оборудуется радиаторным термостатом фирмы «Danfoss». Радиаторные терморегуляторы позволяют выполнить индивидуальное регулирование температуры воздуха в отапливаемых помещениях и поддерживают ее на постоянном уровне, задаваемом самим потребителем.

Проектная документация после корректировки получила положительное заключение экспертизы, выполненное ООО «Эксперт -Проект» от 31.07.2017г. Раздел «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» по составу соответствует требованиям «Положение о составе проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , по содержанию соответствует требованиям п.п. 15-20, 22 указанного Положения, ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также национальных стандартов и сводов правил, заданию на проектирование. Раздел «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» по составу соответствует требованиям «Положение о составе проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , по содержанию соответствует требованиям п.п. 15-20, 22 указанного Положения, ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также национальных стандартов и сводов правил, заданию на проектирование.

Таким образом при вводе многоквартирного дома в эксплуатацию были введены в эксплуатацию общедомовой прибор учета и индивидуальные приборы учета.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что расположение одного прибора учета на два типа секций было согласовано на стадии проекта и при принятии решения о вводе в эксплуатацию объекта «Жилой комплекс «Бельведер» 6 этап строительства литер 7,8 (<адрес>)». В связи с чем доводы ответчика о том, что корпуса 6 и 7 поставлены на кадастровый учет с присвоением им самостоятельных кадастровых номеров как отдельным строениям, суд находит необоснованными.

Более того судом также принимается во внимание, что с момента ввода данного многоквартирного дома в эксплуатацию и заключения с собственниками жилых помещений данного дома договоров теплоснабжения расчет коммунальной услуги по отоплению до ноября 2022 года производился с применением данных общедомового и индивидуальных приборов учета.

В 2022 г. согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии общедомовой прибор учета многоквартирных домов допущен в эксплуатацию с 03.06.2022г.

Сведений о том, что указанный узел учета тепловой энергии у потребителя вышел из строя, в материалы дела не представлено.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета используются ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.

Поскольку спорный жилой многоквартирный дом оснащен общедомовым и индивидуальными приборами учета, то АО «Теплоэнерго» при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу должны учитывать показания таких приборов учета.

Решением Анапского городского суда по делу (вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ) предостережение Государственной жилищной инспекции от 08.04.2022г., в целях исполнения которого ответчик производил расчет коммунальной услуги за топление в указанных многоквартирных домах с применением норматива, признано незаконным.

При таких обстоятельствах требования истцов о признании незаконным расчета АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги за отопление с применением норматива потребления в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпуса 6 и 7, суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению с возложением на ответчика обязанности производить расчет коммунальной услуги за отопление с ноября 2022 г., а также произвести перерасчет с ноября 2022 г. по дату вступления решения суда в законную силу за коммунальную услугу отопление с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета. Кроме того на ответчика подлежит возложению обязанность по осуществлению перерасчета по коммунальной услуге отопление за указный период по квартирам , , , расположенным по адресу: <адрес>, корпус 7 и по <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, корпус 6, с применением показаний приборов учета.

Указанное согласуется с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -ЭС21-1668.

В соответствии с п. 155 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителя», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон РФ «О защите прав потребителей» применяется в части, не урегулированной специальными законами.

С учетом положений статьи 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об освобождении от уплаты госпошлины (статья 17).

Как предусмотрено статьей 15 Закона о защите прав потребителей, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (п.155).

Анализируя изложенное, суд находит требования истцов о взыскании морального вреда подлежащими частичному удовлетворению.

Учитывая обстоятельства нарушения прав потребителей и вину ответчика за необоснованное начисление платы за жилое помещение по нормативу, характер причиненных потребителям физических и нравственных страданий, а также требования разумности и справедливости, суд считает подлежащим взысканию моральный вред в размере 1 000 руб. в пользу каждого истца.

Рассматривая требования истцов, изложенные в уточненном иске о взыскании с ответчика в их пользу штрафа в размере 50% от присужденной судом суммы в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», суд находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 157 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ урегулирован вопрос взыскания штрафа в пользу потребителя. Согласно указанной норме права штраф взыскивается только при предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", в строго определенных Правилами случаях.

Однако неверный расчет коммунальной услуги в перечень указанных случаев не входит.

Кроме того по смыслу ч.6 ст. 13 Закона О защите прав потребителей и разъяснений, содержащихся в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» штраф взыскивается при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Учитывая, что судом в денежном выражении удовлетворены только требования истцов о взыскании компенсации морального вреда, однако с данными требованиями истцы к ответчику в досудебном порядке не обращались, правовых оснований для взыскания штрафа не имеется.

Истцами в исковом заявлении также заявлены требования о взыскании в их пользу расходов на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб.

В обоснование несения расходов истцами представлены договор оказания юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Ширяевым В.А. и истцами, по условиям которого (п. 3.1) стоимость оказываемых Ширяевым В.А, истцам юридических услуг составляет 40 000 руб, а также приложены квитанции, подтверждающие факт платы истцами Ширяеву В.А. в счет обязательств по вышеуказанному договору по 10 000 руб (всего 40 000 руб).

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Учитывая категорию дела, длительность его рассмотрения, объем оказанных представителем услуг, а также требования разумности, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истцов в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя по 5 000 руб в пользу каждого.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Уточненное исковое заявление Лаптева А. А.ича (<данные изъяты>), Булыгиной Л. В. (<данные изъяты>), Козловой С. В. <данные изъяты>), Мирошниченко Е. В. <данные изъяты>) к АО «Теплоэнерго» (ИНН 2301080564, ОГРН 1122301002064) о признании расчета коммунальной услуги отопительный период 2022 -2023 годы незаконным и проведении перерасчета, - удовлетворить частично.

Признать незаконным расчет АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности Лаптеву А. А.ичу, Булыгиной Л. В., Козловой С. В., Мирошниченко Е. В. в многоквартирном доме по адресу: <адрес>

Обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление, начиная с ноября 2022 г. по дату вынесения решения суда, в отношении жилых помещений истцов Лаптева А. А.ича, Булыгиной Л. В., Козловой С. В., Мирошниченко Е. В. в многоквартирном доме по адресу: <адрес> с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета.

Обязать АО «Теплоэнерго» производить истцам Лаптеву А. А.ичу, Булыгиной Л. В., Козловой С. В., Мирошниченко Е. В. расчет коммунальной услуги отопление с ноября 2022 г. в многоквартирном доме по адресу: <адрес> с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета.

Обязать АО «Теплоэнерго» исключить начисление пени по жилым помещениям истцов Лаптева А. А.ича, Булыгиной Л. В., Козловой С. В., Мирошниченко Е. В. за период непринятия к учету индивидуальных приборов учета с ноября 2022 по день вынесения решения суда.

Взыскать с АО «Теплоэнерго» в пользу Лаптева А. А.ича, Булыгиной Л. В., Козловой С. В., Мирошниченко Е. В. в счет компенсации морального вреда по 1 000 руб в пользу каждого и в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя по 5 000 руб в пользу каждого а всего взыскать в пользу каждого из истцов с ответчика по 6000 (шесть тысяч) руб.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда через Анапский городской суд.

Судья: (подпись) Грошкова В.В.

Мотивированное решение изготовлено 27.03.2024 года

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

    

2-435/2024 (2-4217/2023;) ~ М-4155/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Булыгина Людмила Васильевна
Козлова Светлана Васильевна
Мирошниченко Елена Викторовна
Лаптев Александр Александрович
Ответчики
АО "Теплоэнерго"
Другие
ООО «Фройда-С»
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
ООО "УК "Управленец"
Суд
Анапский городской суд Краснодарского края
Судья
Грошкова Виктория Викторовна
Дело на странице суда
anapa-gor--krd.sudrf.ru
23.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2023Передача материалов судье
27.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2023Подготовка дела (собеседование)
27.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее