УИД- 05RS0№-07
Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИФИО1
04 сентября 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего: судьи Омаровой М.А., при секретаре ФИО3, с участием представителя истца ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения в размере 140 948 рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с расчетом по день фактического исполнения обязательств,
Установил:
Представитель истца Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД по доверенности ФИО4 обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения в размере 140 948 рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с расчетом по день фактического исполнения обязательств, указав в обоснование иска, что заявление ФИО2 о предоставлении бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам от ДД.ММ.ГГГГ в книге регистраций заявлений граждан значится под № (приложения №).
В декабре 2022 года, по поручению начальника Управления делами Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан была проведена комиссионная проверка в отделе бюджетного планирования Управления делами.
Для сведения: в полномочия отдела бюджетного планирования Управления делами Минстроя РД входят, наряду с другими, полномочия по реализации Положения № (приложение №).
По результатам проверки выявлены многочисленные факты нарушения закона при формировании списка граждан - получателей бюджетных субсидий для компенсации расходов по оплате части процентов по ипотечным жилищным кредитам, которые были отражены в Акте комиссионной проверки в отделе бюджетного планирования и социальной политики Управления делами от ДД.ММ.ГГГГ (приложение №).
В частности, в список незаконно включены граждане, ранее получившие социальную выплату на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту, предусмотренную Положением о порядке и условиях предоставления учителям общеобразовательных организаций социальных выплат при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании) в рамках реализации подпрограммы «Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан» государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>», утверждённой постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Положение №) (приложение №).
В связи с выявленными комиссионной проверкой многочисленными нарушениями при формировании списка граждан - получателей бюджетных субсидий для компенсации расходов по оплате части процентов по ипотечным жилищным кредитам, допущенными отделом бюджетного планирования и социальной политики Управления Делами, приказом Минстроя РД от 25.6l.2023 № с/п назначена комплексная проверка служебной деятельности отдела бюджетного планирования и социальной политики Управления Делами за 2022 год (приложение №).
В рамках проведения комплексной проверки Минстрой РД от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим №.4-4768/23 обратилось в Правительство Республики Дагестан за официальными разъяснениями Положения № и Положения №, по вопросу правомерности выплаты субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения гражданам (учителям общеобразовательных организаций), уже получившим социальную выплату на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) (приложение №).
Согласно абзацу 2 ст. 85 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормативных правовых актах Республики Дагестан», Правительство Республики Дагестан дает толкование нормативных постановлений Правительства Республики Дагестан.
Рассмотрение письма Минстроя РД Председателем Правительства Республики Дагестан ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ за № поручено Министерству юстиции Республики Дагестан.
Согласно ответу Министерства юстиции Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за №, учителя общеобразовательных организаций имеют право на получение социальных выплат по одному основанию. В случае, если ранее они не получали указанную выплату по основанию, содержащемуся в пункте 8 Положения №, то нормы п. 24 Положения № позволяют указанной категории граждан получить социальную поддержку по Положению № (приложение №).
На ответ Минюста РД, Председателем Правительства Республики Дагестан поставлена резолюция «принять к сведению» (приложение №).
Согласно ст. 5 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правительстве Республики Дагестан», Правительство Республики Дагестан состоит из членов Правительства Республики Дагестан - Председателя Правительства Республики Дагестан, заместителей Председателя Правительства Республики Дагестан, министров Республики Дагестан.
Таким образом, в письме Министерства юстиции Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за №.1 -3429/23, согласно абзацу 2 ст. 85 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, изложено официальное разъяснение (толкование) применения Положения 1 и Положения №, по вопросу правомерности выплаты субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения гражданам (учителям общеобразовательных организаций), уже получившим социальную выплату на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу).
ФИО2 получила социальную выплату в размере 274 860 руб. предусмотренную Положением №.
ФИО2 не может получить второй раз социальную поддержку за счет республиканского бюджета. Полученная сумма, в рамках реализации мероприятий по предоставлению гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Положением №, подлежит взысканию, как неосновательное обогащение.
Согласно п. 3.1.2 договора купли-продажи квартиры (при ипотеке в силу закона) от ДД.ММ.ГГГГ, часть стоимости квартиры в размере 274 860 рублей уплачивается за счет социальной выплаты, гарантируемой Министерством строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Дагестан, согласно Свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ № (приложение №).
Согласно п. 2.2. кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ №/му, кредит предоставляется после поступления на счет ФИО2 социальной выплаты в размере 274 860 рублей, выплачиваемой Министерством строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Дагестан, согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ № (приложение №). »
Согласно п. 8 Положения №, при наличии у гражданина права на получение за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан социальной поддержки при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании) по настоящему Положению и иному нормативному правовому акту Республики Дагестан социальная поддержка предоставляется по одному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Поскольку ФИО2 получила социальную выплату, согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотренную Положением №, выплаченная ей бюджетная субсидии для компенсации расходов по оплате части процентов по ипотечному жилищному кредиту, предусмотренная Положением №, в размере 140 948 рублей, которая подтверждается заявкой на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ №-и на сумму 140 948 руб., является необоснованной и подлежит взысканию, как неосновательное обогащение.
Приказом Минстроя РД от ДД.ММ.ГГГГ №-Пр-81 из реестра граждан - получателей бюджетных субсидий на оплату части процентов по ипотечном жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения, утвержденного приказом Минстроя РД от 12.10.20016 №, исключены учителя общеобразовательных организаций, получивших социальные выплаты на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу), среди которых значится ФИО2 (приложение №).
Об исключении из реестра граждан - получателей бюджетных субсидий на оплату части процентов по ипотечном жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения, до ФИО2 было доведено досудебной претензией от
№.1-8699/23 с требованием вернуть в республиканский бюджет Республики Дагестан необоснованно полученную бюджетную субсидию в размере 140 948 рублей.
На досудебную претензию ответ от ФИО2 на сегодняшний день в Минстроя РД не поступил.
Минстрою РД о необоснованном получении ФИО2 бюджетной субсидии в размере 140 948 рублей стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ, из разъяснения (толкования) содержащееся в письме Министерства юстиции Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №.1-3429/23.
Кроме того, истец указывает, что Советским районным судом <адрес> рассматривалось административное исковое заявления одного из исключенных из реестра граждан о признании незаконным приказа Минстроя от ДД.ММ.ГГГГ №-Пр-81 и обязании устранить допущенные нарушения.
По результатам рассмотрения вышеуказанного административного искового заявления, Советским районным судом <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-4351/2023 (Судья ФИО6) об отказе в удовлетворении заявленных административных требований.
Таким образом, Советский районный суд <адрес> признал законными и обоснованными действия Минстроя РД по исключению из реестра граждан - получателей бюджетных субсидий на оплату части процентов по ипотечном жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения, утвержденного приказом Минстроя РД от 12.10.20016 №, учителей общеобразовательных организаций, получивших социальные выплаты на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу), среди которых значится ФИО2
На основании изложенного, просит суд взыскать с ФИО2 в пользу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан денежную сумму неосновательного обогащения в размере 140 948 (сто сорок тысяч девятьсот сорок восемь) рублей, а также проценты за пользование чужими денежными средствами с расчетом по день фактического исполнения обязательств.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО7 исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчица ФИО2 в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, уважительных причин своей неявки суду не сообщила.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Ответчица объяснения или возражения против заявленных исковых требований не представила, в судебное заседание не явилась.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Одним из приоритетов государственной политики является поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, а также создание специальных условий ипотечного жилищного кредитования отдельных категорий граждан.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>»», утверждена подпрограмма «Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан», которая направлена на оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
В рамках указанной подпрограммы утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам (далее - Положение №)
Мероприятия по предоставлению гражданам субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения (далее - бюджетная субсидия) на территории республики реализуются Минстроем РД.
Бюджетная субсидия предоставляется гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, и используется только на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Согласно п. 14 Положения № заявление гражданина о предоставлении бюджетной субсидии регистрируется в книге регистраций заявлений (далее- Книга регистрации). Регистрация заявлений осуществляется в той хронологической последовательности, в которой каждый гражданин подал заявление с приложением всех документов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчица ФИО2 обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью в книге регистраций заявлений граждан, где ее заявление значится под №.
В связи с выявленными комиссионной проверкой многочисленными нарушениями при формировании списка граждан - получателей бюджетных субсидий для компенсации расходов по оплате части процентов по ипотечным жилищным кредитам, допущенными отделом бюджетного планирования и социальной политики Управления Делами, приказом Минстроя РД от 25.6l.2023 № с/п назначена комплексная проверка служебной деятельности отдела бюджетного планирования и социальной политики Управления Делами за 2022 год (приложение №).
В рамках проведения комплексной проверки Минстрой РД от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим №.4-4768/23 обратилось в Правительство Республики Дагестан за официальными разъяснениями Положения № и Положения №, по вопросу правомерности выплаты субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения гражданам (учителям общеобразовательных организаций), уже получившим социальную выплату на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) (приложение №).
Согласно абзацу 2 ст. 85 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормативных правовых актах Республики Дагестан», Правительство Республики Дагестан дает толкование нормативных постановлений Правительства Республики Дагестан.
Рассмотрение письма Минстроя РД Председателем Правительства Республики Дагестан ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ за № поручено Министерству юстиции Республики Дагестан.
Согласно ответу Министерства юстиции Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за №, учителя общеобразовательных организаций имеют право на получение социальных выплат по одному основанию. В случае, если ранее они не получали указанную выплату по основанию, содержащемуся в пункте 8 Положения №, то нормы п. 24 Положения № позволяют указанной категории граждан получить социальную поддержку по Положению № (приложение №).
На ответ Минюста РД, Председателем Правительства Республики Дагестан поставлена резолюция «принять к сведению» (приложение №).
Согласно ст. 5 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правительстве Республики Дагестан», Правительство Республики Дагестан состоит из членов Правительства Республики Дагестан - Председателя Правительства Республики Дагестан, заместителей Председателя Правительства Республики Дагестан, министров Республики Дагестан.
Таким образом, в письме Министерства юстиции Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за №.1 -3429/23, согласно абзацу 2 ст. 85 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, изложено официальное разъяснение (толкование) применения Положения 1 и Положения №, по вопросу правомерности выплаты субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения гражданам (учителям общеобразовательных организаций), уже получившим социальную выплату на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу).
Судом установлено, что ответчица ФИО2 получила социальную выплату в размере 274 860 руб. предусмотренную Положением №.
Таким образом, ответчица ФИО2 не может получить второй раз социальную поддержку за счет республиканского бюджета. Полученная сумма, в рамках реализации мероприятий по предоставлению гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Положением №, подлежит взысканию, как неосновательное обогащение.
Согласно п. 3.1.2 договора купли-продажи квартиры (при ипотеке в силу закона) от ДД.ММ.ГГГГ, часть стоимости квартиры в размере 274 860 рублей уплачивается за счет социальной выплаты, гарантируемой Министерством строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Дагестан, согласно Свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ № (приложение №).
Согласно п. 2.2. кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ №/му, кредит предоставляется после поступления на счет ФИО2 социальной выплаты в размере 274 860 рублей, выплачиваемой Министерством строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Дагестан, согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ № (приложение №). »
Согласно п. 8 Положения №, при наличии у гражданина права на получение за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан социальной поддержки при ипотечном жилищном кредитовании (заимствовании) по настоящему Положению и иному нормативному правовому акту Республики Дагестан социальная поддержка предоставляется по одному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Поскольку ответчица ФИО2 получила социальную выплату, согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотренную Положением №, выплаченная ей бюджетная субсидии для компенсации расходов по оплате части процентов по ипотечному жилищному кредиту, предусмотренная Положением №, в размере 140 948 рублей, которая подтверждается заявкой на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ №-и на сумму 140 948 руб., является необоснованной и подлежит взысканию, как неосновательное обогащение.
Приказом Минстроя РД от ДД.ММ.ГГГГ №-Пр-81 из реестра граждан - получателей бюджетных субсидий на оплату части процентов по ипотечном жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения, утвержденного приказом Минстроя РД от 12.10.20016 №, исключены учителя общеобразовательных организаций, получивших социальные выплаты на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу), среди которых значится ФИО2 (приложение №).
Об исключении из реестра граждан - получателей бюджетных субсидий на оплату части процентов по ипотечном жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения, до ФИО2 было доведено досудебной претензией №.1-8699/23 с требованием вернуть в республиканский бюджет Республики Дагестан необоснованно полученную бюджетную субсидию в размере 140 948 рублей.
На досудебную претензию ответ от ФИО2 на сегодняшний день в Минстроя РД не поступил.
В соответствии с ч.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 196 ГК РФ Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Ст. 200 ГК РФ гласит, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Минстрою РД о необоснованном получении ФИО2 бюджетной субсидии в размере 140 948 рублей стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ, из разъяснения (толкования) содержащееся в письме Министерства юстиции Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №.1-3429/23.
Согласно п.1 ст.395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат взысканию с ответчика проценты в размере 2 708 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из представленных стороной истца материалов дела, решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-4351/2023 (Судья ФИО6) по иску о признании незаконным приказа Минстроя от ДД.ММ.ГГГГ №-Пр-81 и обязании устранить допущенные нарушения было принято решение об отказе в удовлетворении заявленных административных требований.
Таким образом, судом признаны законными и обоснованными действия Минстроя РД по исключению из реестра граждан - получателей бюджетных субсидий на оплату части процентов по ипотечном жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения, утвержденного приказом Минстроя РД от 12.10.20016 №, учителей общеобразовательных организаций, получивших социальные выплаты на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу), среди которых значится ФИО2
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Применительно к вышеуказанной норм закона стороной ответчика возражений не представлено и доказательств, опровергающих доводы истца.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения в размере 140 948 рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с расчетом по день фактического исполнения обязательств обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–198, 233–237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД (ИНН: 0562067892) к ФИО2)ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт 82 11 №) о взыскании неосновательного обогащения в размере 140 948 рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с расчетом по день фактического исполнения обязательств— удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан денежную сумму неосновательного обогащения в размере 140 948 (сто сорок тысяч девятьсот сорок восемь) рублей, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2 708 рублей, всего: 143 656 (сто сорок четыре тысячи шестьсот пятьдесят шесть) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, — в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: судья М.А. Омарова