Судья Лазарев О.С. Дело № 7-117/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 24 декабря 2020 года
Судья Кировского областного суда Зяблицев С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Меньшикова Д.А. на постановление судьи Шабалинского районного суда Кировской области от 16 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Меньшикова Д.А.,
У С Т А Н О В И Л :
03.11.2020 г. ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Александровой С.А. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Меньшикова Д.А.
Постановлением судьи Шабалинского районного суда Кировской области от 16.11.2020 г. Меньшиков Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и ему с применением ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7500 рублей.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, Меньшиков Д.А., не оспаривая обстоятельства дела и виновность в совершении административного правонарушения, выражает несогласие с постановлением судьи в части вывода об отсутствии оснований для применения к нему положений ст. 2.9 КоАП РФ, ссылаясь на то, что совершенное им правонарушение не причинило ущерба охраняемым общественным правоотношениям, угроза причинения такого ущерба также отсутствовала, поскольку он не был заражен коронавирусной инфекцией COVID-19, что подтверждается результатом лабораторного исследования. Полагает, что допущенное нарушение, хотя и содержит признаки состава административного правонарушения, является малозначительным, в связи с чем просит постановление отменить, дело об административном правонарушении прекратить ввиду его малозначительности с объявлением ему устного замечания.
В письменном отзыве на жалобу начальник ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Федяева И.Н. считает доводы Меньшикова Д.А. необоснованными, просит оставить его жалобу без удовлетворения, а решение судьи - без изменения.
Меньшиков Д.А. и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - ведущий специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Александрова С.А. извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений о его отложении не представили. В поданной жалобе Меньшиков Д.А. просил рассмотреть ее без его участия.
При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут для граждан наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, а под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Статья 10 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ предусматривает, что граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Положениями ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ установлено, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (п. 1). Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (п. 2). Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3).
Как следует из содержания п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 г. № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715.
В связи с сохраняющимся риском распространения заболевания, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) на территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 31, п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ Главным государственным санитарным врачом РФ 18.03.2020 г. вынесено постановление № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.07.2020 г. № 22) (далее - Постановление № 7 от 18.03.2020 г.).
В силу требований пп. 2.2 п. 2 Постановления № 7 от 18.03.2020 г. гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку), необходимо в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ (единый портал государственных услуг), заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/l).
В соответствии с указом Губернатора Кировской области от 17.03.2020 г. № 44 на территории Кировской области введен режим повышенной готовности с целью предупреждения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 г. № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - СП 3.1.3597-20), устанавливающие требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Пункт 2.1 СП 3.1.3597-20 к мероприятиям, направленным на предупреждение распространение COVID-19, относит, в том числе, мониторинг заболеваемости и эпидемиологическую диагностику.
Согласно п. 4.1 СП 3.1.3597-20 противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положениями п. 4.2 СП 3.1.3597-20 определено, что эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию, установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавшим с больным COVID-19, проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения), дезинфекцию, экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска и др.
Из материалов дела усматривается, что согласно протоколу об административном правонарушении № от 03.11.2020 г. специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Александровой С.А. установлено, что 10.10.2020 г. Меньшиков Д.А. прибыл на территорию Российской Федерации из <данные изъяты> на самолете <данные изъяты> № «<данные изъяты>» (место пересечения границы <адрес>), однако в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации не прошел лабораторные исследования на COVID-2019 методом ПЦР и не разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID-2019 методом ПЦР в ЕПГУ в форме «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1), чем нарушил требования ст.ст. 10, 30, 31 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715, п.п. 4.1, 4.2 СП 3.1.3597-20, пп. 2.2 п. 2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 г. № 7 (в редакции от 27.07.2020 г.).
Данное деяние Меньшикова Д.А. квалифицировано должностным лицом, составившим протокол, по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
06.11.2020 г. протокол и другие материалы дела об административном правонарушении направлены для рассмотрения в Котельничский районный суд Кировской области, куда поступили 11.11.2020 г.
16.11.2020 г. судьей Шабалинского районного суда Кировской области вынесено постановление, которым Меньшиков Д.А. признан виновным по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и с применением положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 7500 рублей.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что Меньшиков Д.А. прибыл в Российскую Федерацию в пятницу 09.10.2020 г., после чего поездом <данные изъяты> приехал по месту регистрации, затем по окончании выходных - 12.10.2020 г. сдал анализы для проведения лабораторного исследования на COVID-19, по результатам которого коронавируса не обнаружено, однако информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 в ЕПГУ не разместил.
При этом согласно обжалуемому постановлению судьей на основании исследованных материалов дела из обстоятельств вменяемого Меньшикову Д.А. правонарушения исключено указание на то, последний не прошел лабораторное исследование, поскольку таковое им было пройдено, а также отмечено, что указание на дату прибытия Меньшикова Д.А. в Российскую Федерацию 10.10.2020 г. вместо 09.10.2020 г. на квалификацию совершенного правонарушения не влияет.
С учетом изложенного, судьей сделан вывод, что бездействие Меньшикова Д.А. образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а вина последнего подтверждается представленными доказательствами, в том числе сведениями, содержащимися в: протоколе об административном правонарушении; материалах о перелете Меньшикова Д.А. из <данные изъяты> на территорию Российской Федерации по маршруту <данные изъяты>; информации о прибывающих в Российскую Федерацию из зарубежных стран, не разместивших сведения о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в информационной базе ЕПГУ, в отношении Меньшикова Д.А.; справке Горьковского железнодорожного агентства о приобретении Меньшиковым Д.А. билета <данные изъяты> с датой отправления 09.10.2020 г.; справке централизованной клинико-диагностической лаборатории КОГБУЗ «Инфекционная клиническая больница», согласно которой дата забора биоматериала у Меньшикова Д.А. - 12.10.2020 г., дата выполнения анализов - 15.10.2020 г., дата выдачи результата - 29.10.2020, результат - «коронавируса 2019-nCoV не обнаружено».
Допустимость и достоверность доказательств, принятых во внимание судьей, сомнений не вызывает, а их совокупность являлась достаточной для разрешения дела по существу.
Постановление о привлечении Меньшикова Д.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, вынесено судьей районного суда с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
На момент совершения вменяемого административного правонарушения Меньшиков Д.А. военнослужащим не являлся, что подтверждается: списком военнослужащих и членов их семей, убывающих на территорию Российской Федерации, из которого усматривается, что Меньшиков Д.А. выбыл на территорию Российской Федерации в связи с увольнением; представленной последним копией предписания от 16.09.2020 г., а также телефонограммой от 21.12.2020 г. согласно которой Меньшиков Д.А. подтвердил факт увольнения.
Решая вопрос о назначении Меньшикову Д.А. наказания, судья районного суда учел: характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение Меньшикова Д.А., наличие смягчающих обстоятельств (раскаяние, полное признание вины, совершение административного правонарушения впервые), отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и назначил последнему административный штраф в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ - в размере, составляющем половину минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. При этом оснований для применения в отношении Меньшикова Д.А. положений ст. 2.9 КоАП РФ судья не усмотрел, сославшись на то, что тот, нарушив санитарно-эпидемиологическое законодательство, подверг опасности свои жизнь и здоровье, а также членов своей семьи. Общественная же опасность совершенного Меньшиковым Д.А. деяния заключается в пренебрежительном отношении к соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в условиях масштабного распространения новой коронавирусной инфекции.
Вместе с тем, согласиться с выводом судьи об отсутствии по делу обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, нельзя, в то время как доводы жалобы Меньшикова Д.А. в указанной части следует признать обоснованными.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в п. 21 постановления от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, характер и конкретные обстоятельства совершения правонарушения, свидетельствующие о том, что Меньшиков Д.А. в установленный Постановлением № 7 от 18.03.2020 г. срок со дня прибытия на территорию Российской Федерации прошел лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, а также об отсутствии, вопреки мнению судьи первой инстанции, неблагоприятных последствий неразмещения Меньшиковым Д.А. информации о результате лабораторного исследования в ЕПГУ, с учетом того, что коронавируса у последнего не обнаружено, прихожу к выводу, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным, поскольку не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае возбуждением дела об административном правонарушении и рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст.ст. 1.2, 3.1 КоАП РФ, а применение административного наказания будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины Меньшикова Д.А.
С учетом изложенного прихожу к выводу о наличии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и считаю необходимым постановление судьи районного суда отменить, освободив Меньшикова Д.А. от административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ с объявлением ему устного замечания, производство по делу прекратить в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу Меньшикова Д.А. удовлетворить.
Постановление судьи Шабалинского районного суда Кировской области от 16 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Меньшикова Д.А. отменить.
Производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с объявлением Меньшикову Д.А. устного замечания.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Кировского областного суда С.В. Зяблицев