Дело № 2-633/2023
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 апреля 2022 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Гордеевой К.В.,
при секретаре судебного заседания Скворцовой Т.И.,
с участием прокурора - старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Михайлова А.Ю.,
представителя ответчика Николаева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сугайкасинская ООШ» Канашского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности обустроить уборную для маломобильных групп населения, установить тактильные или тактильно-звуковые схемы о размещении помещений в здании школы,
у с т а н о в и л:
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в Канашский районный суд Чувашской Республики с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сугайкасинская ООШ» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (далее по тексту - МБОУ «Сугайкасинская ООШ») о возложении обязанности обустроить уборную для маломобильных групп населения путем установки стационарных и откидных опорных поручней, а также установить тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании школы (в вестибюле), с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка исполнения образовательными учреждения <адрес> и <адрес> Чувашской Республики законодательства о защите прав инвалидов и законодательства об образовании, в ходе которой выявлено, что уборная для маломобильных групп населения в здании МБОУ «Сугайкасинская ООШ», расположенной по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, не обустроена, тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании (в вестибюле), с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание, отсутствуют. По результатам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой внесено представление в адрес директора МБОУ «Сугайкасинская ООШ» об устранении выявленных нарушений и недопущению впредь. После рассмотрения представления поступило сообщение о невозможности устранить указанные нарушения.
В судебном заседании прокурор - старший помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Михайлов А.Ю. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил удовлетворить.
Ответчик - представитель МБОУ «Сугайкасинская ООШ» Николаев С.В. исковые требования признал, дополнительно пояснил, что на сегодняшний день уборная для маломобильных групп населения в здании школы оборудована, также был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на закупку товара «Тактильная мнемосхема» с ИП ФИО4 Также указал, что в настоящее время мнемосхема при входе в здание школы еще не установлена. В образовательном учреждении отсутствуют маломобильные группы населения.
Третьи лица - представители администрации Канашского муниципального округа Чувашской Республики, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач Российской Федерации как социального государства.
Согласно п. 2 и п. 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пункт 9 ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об образовании» предусматривает, что охрана жизни и здоровья является основным правом обучающихся.
На основании п. 3 ч. 4 ст. 41 ФЗ «Об образовании» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с ч. 3 ст. 79 ФЗ «Об образовании» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются в том числе обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно статье 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий.
В соответствии с п.п. «в», п. 20 Приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми - инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают в том числе для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Согласно п. 6.3.1 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Пунктом 6.3.2 данных Правил установлено, что уборные для маломобильных групп населения размещаются как внутри туалетных блоков - доступные кабины, так и с автономным входом - универсальные кабины. В каждом доступном для маломобильных групп населения здании, сооружении при наличии уборных для посетителей должна быть, как минимум, одна универсальная кабина уборной.
В соответствии с п. 6.3.3 указанных Правил, в универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, следует предусматривать установку стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений по п. 6.3.5.
Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п. 3 ст. 2), Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», предусматривающего, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр утвержден СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», который содержит требования, предъявляемые к доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, в соответствии с которыми в зданиях с массовым пребыванием людей для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в зданиях, которые должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание (п. п. 3.27, 3.29, 6.5.2, 6.5.3, 6.5.9, 6.5.12 Свода правил).
Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в ходе проверки установлено, что уборная для маломобильных групп населения в здании МБОУ «Сугайкасинская ООШ», расположенной по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, не обустроена, тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании (в вестибюле), с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание, отсутствуют, тем самым ответчиком не созданы условия для беспрепятственного достижения маломобильных групп населения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству в здании администрации сельского поселения, поэтому исковые требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
МБОУ «Сугайкасинская ООШ» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на закупку товара «Тактильная мнемосхема» с ИП ФИО4, однако в настоящее время мнемосхема не установлена.
Вместе с тем, в процессе судебного разбирательства ответчиком представлены сведения о добровольном исполнении требования прокурора в части оборудования уборной для маломобильных групп населения путем установки стационарных и откидных опорных поручней, в связи с чем решение в этой части считать исполненным. При этом, указанное обстоятельство не свидетельствует о необоснованности иска прокурора.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
При этом суд считает, что МБОУ «Сугайкасинская ООШ», для устранения недостатков, выявленных в ходе проверки, с учетом объема работ и материальных затрат, разумно определить шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку прокурор при подаче иска в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в равных долях подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сугайкасинская общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН 2106003573) в здании школы, расположенной по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, оборудовать уборную для маломобильных групп населения путем установки стационарных и откидных опорных поручней, установить тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании школы (в вестибюле), с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение в части оборудования уборной для маломобильных групп населения путем установки стационарных и откидных опорных поручней в соответствии с требованиями действующего законодательства считать исполненным.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сугайкасинская общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН 2106003573) государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования «<адрес> Республики» в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья К.В. Гордеева
Мотивированное решение составлено 27 апреля 2023 года.