Дело № 2-796/2023
УИД 21RS0017-01-2023-001293-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2023 года г. Шумерля, Чувашской Республики
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Мироновой Н.Б., при секретаре Макаровой Т.М.,
с участием старшего помощника Шумерлинского межрайонного прокурора Егоровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Шумерлинского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств №1» г.Шумерля и Отделу образования, молодежной и социальной политики администрации г.Шумерля Чувашской Республики об обязании обеспечить финансирование и установление системы, обеспечивающей автоматическую разблокировку и открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники на территорию учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Шумерлинский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств №1» г.Шумерля (далее – МАУДО «ДШИ №1»), Отделу образования, молодежной и социальной политики администрации г.Шумерля Чувашской Республики (далее – Отдел образования) об обязании Отдела образования в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по установке системы, обеспечивающей автоматическую разблокировку и открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники на территорию МАУДО «ДШИ №1»; обязании МАУДО «ДШИ №1» в течении 4 месяцев с момента перечисления денежных средств принять меры по установлению системы, обеспечивающей автоматическую разблокировку и открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники на территорию учреждения, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г.Шумерля, ул.Урукова, д.29.
Требования прокурора мотивированы тем, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения МАУДО «ДШИ №1» федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних лиц, а также антитеррористической защищенности пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении. Проведенной проверкой установлено, что МАУДО «ДШИ №1» допускаются нарушения федерального законодательства в указанной сфере. В нарушение п.71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479 система противопожарной защиты объекта в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. При этом в качестве альтернативного варианта не предусмотрено круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот на проездах, либо для обеспечения дистанционного открывания не устроена видео- и аудиосвязь. Осуществление деятельности МАУДО «ДШИ №1» при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.
В судебном заседании старший помощник прокурора Егорова Е.Н. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.
Представители ответчиков МАУДО «ДШИ №1», Отдела образования в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав участников, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2021 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах полномочий (п.3 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно п.п.7.1, 8, 10 ч.2 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся: разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии с п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.
МАУДО «ДШИ №1» осуществляет образовательную деятельность по адресу: Чувашская Республика, г.Шумерля, ул.Урукова, д.29.
В соответствии с п.2.1 Устава МАУДО «ДШИ №1» основным предметом деятельности является реализация образовательных программ в области искусства, которая основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторов, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.
Согласно пп. «в» п.3.1.2 Устава директор учреждения обязан обеспечить охрану их жизни и здоровья во время образовательной деятельности, соблюдать права и свободы обучающихся и работников учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что МАУДО «ДШИ №1» требования, предусмотренные п.71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, не выполнены, а именно, система противопожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и открывание ворот, установленных на проездах и подъездах для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. При этом, в качестве альтернативного варианта не предусмотрено круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот на проездах, либо для обеспечения дистанционного открывания не устроена видео- и аудиосвязь.
"___" ___________ г. заместителем Шумерлинского межрайпрокурора в адрес директора МАУДО «ДШИ №1» выдано представление № ___________/Прдп№ ___________ об устранении вышеуказанных нарушений федерального законодательства.
Из ответа № ___________ от "___" ___________ г. директора МАУДО «ДШИ №1» на предписание прокурора следует, что потребность в дополнительном финансирование на устранение нарушений МАУДО «ДШИ №1» зафиксировано в письме МКУ «ЦФОМУ» г.Шумерля от "___" ___________ г. № ___________; учредителю МАУДО «ДШИ №1» направлено письмо от "___" ___________ г. № ___________ о выделении денежных средств на устранение нарушений.
Согласно п.1.5 Устава МАУДО «ДШИ №1» учредителем учреждения является муниципальное образование – г.Шумерля Чувашской Республики. Функции и полномочия учредителя от имени г.Шумерля осуществляет Отдел образования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
Согласно Положению об Отделе образования на него возложены полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств, МАУДО «ДШИ №1» находится в ведении Отдела образования.
Таким образом, осуществление деятельности МАУДО «ДШИ №1» при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также ущерб имуществу.
В связи с изложенным, устранение нарушенных прав неопределенного круга лиц может быть обеспечено только возложением обязанности на Отдел образования обеспечить финансирование мероприятий по установке системы, обеспечивающей автоматическую разблокировку и открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники на территорию муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №1» на МАУДО «ДШИ №1» обязанности принять меры по установлению системы, обеспечивающей автоматическую разблокировку и открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники на территорию учреждения.
По имеющимся доказательствам суд приходит к выводу о том, что имеет место нарушение требований пожарной безопасности, поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Возложить на Отдел образования, молодежной и социальной политики администрации г.Шумерля Чувашской Республики обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по установке системы, обеспечивающей автоматическую разблокировку и открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники на территорию муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №1» г.Шумерля.
Возложить на Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №1 г.Шумерля» в течение четырех месяцев с момента перечисления денежных средств принять меры по установлению системы, обеспечивающей автоматическую разблокировку и открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники на территорию учреждения, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г.Шумерля, ул.Урукова, д.29.
Взыскать с Отдела образования, молодежной и социальной политики Администрации г.Шумерля Чувашской Республики и с Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №1 г.Шумерля» госпошлину в размере по 300 (триста) рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Шумерлинский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2023 года.
Судья Н.Б.Миронова