Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2022 года г. Облучье
Облученский районный суд ЕАО в составе:
председательствующего судьи Будченко Т.В.,
при секретаре судебного заседания Ласкиной Ю.В.,
с участием истца – старшего помощника прокурора Облученского района ЕАО Эрлих К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бираканского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области, муниципальному казенному учреждению культуры «Информационно-культурно-досуговый центр» муниципального образования «Бираканское городское поселение» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Облученского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению культуры «Информационно-культурно-досуговый центр» муниципального образования «Бираканское городское поселение», в котором указал, что в ходе проверки в рамках надзорной деятельности исполнения МКУК «ИКДЦ» законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации, выявлены нарушения статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Установлено, что контрольная проверка и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания МКУК «ИКДЦ» по адресу: <адрес> ЕАО с даты его ввода в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ года, не проводились. Эксплуатационный контроль здания ответчиком не осуществляется, что влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания и создает угрозу его обветшания и утраты, а так же предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц. Прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит обязать МКУК «ИКДЦ» провести по правилам ГОСТ 31937-2011 контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания МКУК «ИКДЦ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе производства по делу к участию в качестве соответчика привлечена администрация Бираканского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО.
В судебном заседании участвующий по делу прокурор Эрлих К.А. просила обязать администрацию Бираканского городского поселения, МКУК «ИКДЦ»» провести по правилам Федерального закона от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания МКУК «ИКДЦ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований привел доводы, указанные в иске.
Представители ответчиков – администрации Бираканского городского поселения, МКУК «ИКД» в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, просити рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признали.
На основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (часть 7 статьи 55.24 ГрК РФ).
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (часть 8 статьи 55.24 ГрК РФ).
Под сетью инженерно-технического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, а сама система инженерно-технического обеспечения представляет одну из систем здания или сооружения, предназначенную для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, размещения инженерных сетей, в т.ч. и подземных (пункты 20, 21 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
В силу части 1 статьи 55.25 ГрК РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также в строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона № 384 и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона № 384 перечни, или требований специальных технических условий.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, в том числе в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части.
Положениями статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (часть 1). Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», обеспечивает применение на обязательной основе пункта 13.1 ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», введенного в действие приказом Росстандарта от 11.12.2014 № 1974-ст, согласно которому оценку технического состояния строительных объектов проводят: по истечении расчетного срока службы объекта; в случае любого вида ремонта (комплексного, капитального, текущего) зданий и конструкций, подвергшихся износу при длительной эксплуатации; при проведении технического мониторинга.
Пунктом 4.1 ГОСТа 31937-2011 «Межгосударственный стандарт «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенным в действие приказом Госстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст, предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
По правилам пункта 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011, цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.
При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций (пункт 5.1.2 ГОСТ 31937-2011).
Из материалов дела установлено, что МКУК «ИКДЦ» расположено в двухэтажном нежилом здании ДД.ММ.ГГГГ года постройки, общей площадью 817,9 кв.м., по адресу <адрес>, процент износа здания, по данным технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 39 %.
Помещения, расположенные в здании по <адрес>,, за исключением одного, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию «Бираканское городское поселение», что подтверждается информацией администрации Бираканского городского поселения, муниципальными контрактами о приобретении администрацией Бираканского городского поселения в муниципальную собственность помещений общей площадью 661,3 кв.м., выписками из ЕГРН.
Согласно выпискам из ЕГРН на втором этаже нежилого здания по <адрес>, помещения 13-14, 9-11, площадью 244,8 кв.м., с наименованием Дом культуры и библиотека, а также помещения 2-4, 15-16 принадлежат на праве собственности МО «Бираканское городское поселение»» Облученского муниципального района ЕАО.
На основании договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями, от ДД.ММ.ГГГГ администрация Бираканского городского поселения передала в безвозмездное временное пользования МКУК «ИКДЦ» расположенные по адресу: <адрес>, помещения: №, №, №, №, №, №, общей площадью 103,8 кв.м. для использования его по целевому назначению – предоставление услуг в сфере культурно – развлекательного досуга населения.
По условиям договора безвозмездного пользования МКУК «ИКДЦ» помещениями администрация Бираканского городского поселения оплачивает коммунальные услуги и при необходимости осуществляет ремонт помещений, распоряжается имуществом в учреждения в пределах установленных договором о закреплении имущества, заключает договоры с физическими и юридическими лицами, отвечает за организационно- техническое обеспечении учреждения, утверждает сметы учреждения, МКУК «ИКДЦ», осуществляющее виды деятельности библиотека и дом культуры использует помещения в соответствии с договором и его назначением, поддерживает помещение в надлежащем состоянии.
По результатам проведенной прокуратурой Облученского района ЕАО проверки соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации установлено, что капитальный ремонт здания с помещениями МКУК «ИКДЦ», с даты его эксплуатации, контрольные проверки и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания в котором осуществляет деятельность МКУК «ИКДЦ», не проводились.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени нарушения, указанные прокурором, не устранены, проверка и (или) мониторинг технического состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания МКУК «ИКДЦ» не проведены, доказательств обратного ответчиками суду не представлено.
Осуществление деятельности МКУК «ИКДЦ», которое посещает неопределенный круг лиц (население, работники) в отсутствие указанных прокурором мероприятий не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области безопасности в процессе эксплуатации здания, в котором расположены помещения принадлежащие администрации Бираканского городского поселения, переданные в безвозмездное пользование МКУК «ИКДЦ».
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего иска требования действующего законодательства не исполнены, собственником помещений большей площади в здании и ответственным за проведение ремонтов помещений, переданных МКУК «ИКДЦ» в безвозмездное пользование, является администрация Бираканского городского поселения, которая признала исковые требования, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные прокурором требования о возложении на администрацию Бираканского городского поселение Облученского муниципального района ЕАО обязанности провести контрольную проверку и (или) мониторинг технического состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания, в котором осуществляет деятельность МКУК «ИКДЦ», в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а в удовлетворении требований к МКУК «ИКДЦ» отказать.
Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения ответчиком решения, принимая во внимание, что для проверки и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания требуется, в том числе при необходимости привлечение специалистов на платной основе, учитывая порядок формирования бюджета, отсутствие возражений со стороны ответчика относительно указанного прокурором срока, суд полагает разумным установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу подпунктов 9 и 19 пункта 1 статьи 33.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, освобождается: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
С учетом изложенного государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче настоящего иска, не подлежит взысканию с ответчика администрации Бираканского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО, как органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бираканского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать администрацию Бираканского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>.
Исковые требования прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению культуры «Информационно-культурно-досуговый центр» муниципального образования «Бираканское городское поселение» о понуждении к совершению действий, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Будченко
мотивированное решение составлено 22.08.2022