Дело № 12- 112/2023
59RS0044-01-2023-001163-93 подлинник
РЕШЕНИЕ
25 мая 2023 года г. Горнозаводск Пермского края
Судья Чусовского городского суда Пермского края ( постоянное судебное присутствие в г. Горнозаводске ) Баширова А.А. (Пермский край, г.Горнозаводск, ул. Мира,8),
С участием представителя администрации Горнозаводского городского округа Пермского края А, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Горнозаводского городского округа Пермского края на постановление начальника отделения старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Чусовому и Горнозаводскому району ГУФССП России по Пермскому краю Т ...-АП от дата о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением начальника отделения старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Чусовому и Горнозаводскому району ГУФССП России по Пермскому краю ...-АП от дата администрация Горнозаводского городского округа признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Чусовской городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г.Горнозаводск), Администрация Горнозаводского городского округа Пермского края указывает, что с постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Чусовому и Горнозаводскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю старшего лейтенанта внутренней службы Т от дата ...-АП не согласна, так как дата в администрацию поступило требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда по делу ..., согласно которому администрация обязана предоставить Ф, К, Ф, Ф, К, Ф, Ф, Ф вне очереди жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное и пригодное для постоянного проживания в пределах территории Горнозаводского городского округа Пермского края. На территории Горнозаводского городского округа нет свободных жилых помещений, соответствующим требованиям, указанным в решении суда. Ф было предложено по договору социального найма жилое помещение по адресу: адрес общей площадью 44,5 кв.м., от которого Ф отказалась. Решение суда по предоставлению Федосеевым жилого помещения исполнить не предоставляется возможным по уважительным причинам, ввиду отсутствия в бюджете Горнозаводского городского округа Пермского края необходимых денежных средств. Горнозаводский городской округ является дотационной территорией, заключено между администрацией и Министерством финансов Пермского края от 04.08.2022 соглашение «О мерах по восстановлению платежеспособности муниципального образования Пермского края», в соответствии с которым муниципалитет обязан обеспечить погашение кредиторской задолженности в объеме 50 747, 4 тыс. руб. до дата за счет собственных средств бюджета, также обязан не вносить на рассмотрение в представительный орган муниципального образования Пермского края проектов решений о бюджете муниципального образования Пермского края на очередной финансовый год плановый период и о внесении изменений в решение о бюджете до согласования с Министерством финансов Пермского края. У судебного пристава-исполнителя на момент наложения административного штрафа имелась информация, свидетельствующая о том, что администрацией предприняты все зависящие от нее меры для исполнения решения суда. Указанные обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, предметом проверки исследования не являлись, оставлены без внимания и правовой оценки, а при наложении административного штрафа судебный пристав ограничился формальным указанием на отсутствие доказательств совершения администрацией конкретных действий, направленных на исполнение содержащихся в исполнительном документе требований. Судебным приставом не доказана объективная стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. В связи с чем, администрация просит постановление административного органа отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Представитель Администрации Горнозаводского городского округа Пермского края, в отношении которого ведется административное дело об административном правонарушении, А на доводах жалобы настаивала, просила постановление административного органа отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Должностное лицо - начальник отделения – старший судебный пристав отделения судебных приставов по г. Чусовому и Горнозаводскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю старший лейтенант внутренней службы Т, просил рассмотреть жалобу в отсутствие, оставить постановление без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Прокуратура Горнозаводского района просила рассмотреть жалобу Администрации Горнозаводского городского округа Пермского края без участия прокурора.
Заслушав представителя Администрации Горнозаводского городского округа Пермского края, в отношении которого ведется административное дело об административном правонарушении, А, изучив жалобу и приложенные к ней материалы, материалы дела об административном правонарушении, материалы исполнительного производства, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Статьей 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные данным Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статьей 113 Федерального закона от 02.10.2007, предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что дата было возбуждено исполнительное производство ...-ИП в отношении должника администрации Горнозаводского городского округа, предмет исполнения: решение Горнозаводского районного суда Пермского края (дело ...) о возложении обязанности на администрацию Горнозаводского городского округа предоставить Ф, К, Ф, Ф, К, Ф, Ф, Ф во внеочередном порядке в пределах территории Горнозаводского городского округа Пермского края, по договору социального найма, жилое помещение благоустроенное и пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, не менее 41,8 кв.м. общей площадью и не менее 31,8 кв.м. жилой площади.
На основании постановления судебного пристава–исполнителя от дата, с должника администрации Горнозаводского городского округа взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 руб.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения администрации Горнозаводского городского округа к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с обжалуемым постановлением, послужило неисполнение в установленный срок до дата требования от дата по исполнению исполнительного документа (ФС 040232203 от дата) (требование получено должником дата).
Согласно требования, А. Г. городского округа в срок до 22 03.2023 надлежало принять меры к исполнению исполнительного документа ФС ... от дата. Согласно ответу на требование ...исх от дата, А. Г. городского округа указала на то, что требования исполнительного документы не исполнены по независящим от А. причинам, на территории Г. городского округа отсутствуют свободные жилые помещения жилищного фонда социального использования, отвечающие требованиям исполнительного документа, а также ввиду отсутствия денежных средств на приобретение жилья необходимой площади. было предложено по договору социального найма жилое помещение по адресу: адрес общей площадью 44,5 кв.м., от которого Ф отказалась в связи с тем, что по решению суда жилая площадь предоставляемого жилого помещения должна составлять не менее 31,8 кв.м.
Данные обстоятельства подтверждаются исполнительным листом серии ФС ..., постановлением от дата о возбуждении исполнительного производства ...-ИП, постановлением от дата о взыскании исполнительского сбора и установлении срока исполнения судебного акта до дата; требованием от дата о необходимости исполнения исполнительного документа в срок до дата, полученным Администрацией Горнозаводского городского округа Пермского края дата, другими собранными по делу доказательствами.
Собранные по делу доказательства, в их совокупности, подтверждают тот факт, что администрация Горнозаводского городского округа, являясь должником по исполнительному производству, после применения меры ответственности за неисполнение судебного решения в виде взыскания исполнительского сбора на основании постановления судебного пристава-исполнителя от дата, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до дата, то есть в срок установленный судебным приставом-исполнителем.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как должник по исполнительному производству Администрация Горнозаводского городского округа Пермского края не только имеет права, но и несет обязанности в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» неисполнение которых влечет, в том числе, административную ответственность.
Исходя из положений статей 1,5, 2.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации Российской Федерации об административных правонарушениях или субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (пункт 1 статьи 105 Закона).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (пункт 2 статьи 105 Закона).
Пунктом 1 части 2 статьи 52 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом.
Доводы Администрации Горнозаводского городского округа Пермского края о том, что судебным приставом не доказана объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ являются несостоятельными, исходя из следующего.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ состоит в том, что виновный не исполняет (т.е. прямо отказывается исполнить или уклоняется от этого) требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после взыскания исполнительского сбора.
Изложенная в протоколе об административном правонарушении формулировка события административного правонарушения позволяет определить деяние Администрации, признанное административным органом как неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что соответствует описанию объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Событие в протоколе об административном правонарушении изложено применительно к диспозиции рассматриваемой нормы, с учетом факта вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, срока исполнения требований, направленных после вынесения соответствующего постановления.
Постановление должностного лица вопреки доводам жалобы также содержит все необходимые сведения, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Доводы о том, что исполнить решение суда по предоставлению семье Ф жилого помещения не представляется возможным ввиду отсутствия в бюджете Г. городского округа необходимых денежных средств, подлежат отклонению, поскольку доказательств принятия в течение длительного периода времени мер к получению необходимых финансовых ресурсов не представлены, в том числе отсутствуют доказательства принятия мер, направленных на получение бюджетный ассигнований, необходимых для исполнения судебного акта, и мер, направленных на организацию мероприятий для ликвидации несанкционированной свалки.
Доводы жалобы об отсутствии средств в бюджете муниципального образования, который является дотационным, не влекут отмену постановления по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, следует отметить, что отсутствие денежных средств и недостаточное финансирование из соответствующего бюджета не является основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствует о совершении должником всех зависящих от него мер по исполнению судебного акта, в связи с чем не является основанием, исключающим административную ответственность Администрации Горнозаводского городского округа Пермского края в совершении вмененного ей административного правонарушения, так как возложенная на орган местного самоуправления вышеперечисленная обязанность не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств либо иных условий.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, ФЗ "Об исполнительном производстве" сомнений не вызывает.
Назначенное наказание мотивированно, является наиболее мягким из числа предусмотренных санкцией ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Администрация Горнозаводского городского округа Пермского края обоснованно привлечена должностным лицом за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, что соответствует описанию объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела не усматривается то, что должником приняты своевременно все зависящие от него и исчерпывающие меры организационно-правового характера, направленные на исполнение конкретного судебного решения в установленный требованием срок.
Совершенное правонарушение также не отвечает признакам малозначительности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Наступление неблагоприятных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Длительное неисполнение судебного решения ( с 2018 года) существенным образом затрагивает права и законные интересы граждан, представляет существенное нарушение охраняемых общественных отношений.
Доказательства отсутствия бездействия Администрации Горнозаводского городского округа Пермского края в период, указанный в требовании, не представлены. Какие препятствия имелись в установленный период принять зависящие меры, способствующие исполнению исполнительного документа, с представлением подтверждающих документов, сведения не представлены.
Административное наказание Администрации Горнозаводского городского округа Пермского края назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ для юридических лиц, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам не является основанием к отмене акта должностного лица, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
При вынесении постановления о назначении Администрации Горнозаводского городского округа Пермского края административного наказания обстоятельства дела, свидетельствующие о наличии события правонарушения, ответственность за которое определена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, установлены правильно.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица, вынесенное с учетом всех обстоятельств дела, подтвержденных исследованными доказательствами, является законным, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Чусовому и Горнозаводскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю старшего лейтенанта внутренней службы Т от дата ...-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Горнозаводского городского округа Пермского края оставить без изменения, жалобу Администрации Горнозаводского городского округа Пермского края - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г.Горнозаводск) в течение 10 суток со дня вручения копии решения.
Судья А. А. Баширова