РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре судебного заседания Добиной Д.Д.,
с участием:
представителя заинтересованного лица ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» Лаврищевой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-147/2021 по административному исковому заявлению Башканова Александра Александровича к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП «Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
у с т а н о в и л:
Башканов А.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в его собственности находятся два земельных участка:
- с кадастровым номером №, площадью 95 037 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий, виды разрешенного использования: для туристско-рекреационной деятельности, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 6 963 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий, виды разрешенного использования: для туристско-рекреационной деятельности, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>.
Кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков определена Постановлением Правительства Самарской области от 06.11.2019 № 798 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов в Самарской области» по состоянию на 01.01.2019 года, и для земельного участка с кадастровым номером № она составила 38 225 782 рубля 14 копеек, для земельного участка с кадастровым номером № – 3 469 662 рубля 90 копеек.
Административный истец, посчитав кадастровую оценку указанных объектов, завышенной и отличающейся от их рыночной стоимости, пришел к выводу о необходимости проведения оценки рыночной стоимости земельных участков по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
Согласно отчету ООО «<данные изъяты>» № 643.62.19.17-2020/09 от 14.10.2020 года, по состоянию на дату оценки – 01.01.2019 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 18 057 030 рублей, земельного участка с кадастровым номером № – 1 838 232 рубля.
Несоответствие кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку налог за земельные участки исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Башканов А.А. просит суд установить кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков, в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, на основании отчета об оценке.
Представитель административного истца по доверенности Бакирова Г.М. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражений на заключение эксперта ООО «<данные изъяты>» не представила.
Представитель заинтересованного лица государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки по доверенности Лаврищева Н.Л. в судебном заседании не возражала против установления кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости на основании экспертного заключения ООО «<данные изъяты>».
Представители: Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации муниципального района Шигонский Самарской области, Администрации сельского поселения Муранка муниципального района Шигонский Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил суду письменные пояснения, в которых разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Относительно заявленных требований Администрация муниципального района Шигонский Самарской области представила письменный отзыв, в котором просила в иске отказать.
Иные лица, участвующие в деле письменных возражений на административное исковое заявление в адрес суда не направили.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, полагает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ от 03.07.2016).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 237-ФЗ от 03.07.2016 государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение (ч.2 ст. 6 Федерального закона № 237-ФЗ от 03.07.2016).
На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 237-ФЗ от 03.07.2016 определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет. Требования к отчету устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (далее - требования к отчету) (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 237-ФЗ от 03.07.2016).
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 237-ФЗ от 03.07.2016 уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 237-ФЗ от 03.07.2016 к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (далее - переходный период). В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами. Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28.02.2018 № 106 (ред. от 23.08.2018) установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» - 1 марта 2018 года. Министерство имущественных отношений Самарской области определено органом, уполномоченным в сфере проведения государственной кадастровой оценки. Министерству имущественных отношений Самарской области поручено обеспечить изменение типа государственного казенного учреждения «Региональный центр недвижимости» в целях создания государственного бюджетного учреждения с последующим наделением его полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Самарской области от 22.08.2018 № 484 (ред. от 31.05.2019) изменен тип государственного казенного учреждения Самарской области «Региональный центр недвижимости» в целях создания государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки» (далее - Учреждение), основной целью его деятельности установлено определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при проведении государственной кадастровой оценки на территории Самарской области.
В соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ от 03.07.2016 на основании отчета об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков, выполненного государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки», уведомления об отсутствии нарушений требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.09.2019 № 15-01269/19, постановлением Правительства Самарской области от 06.11.2019 № 798 утверждена прилагаемая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов в Самарской области, признано утратившим силу постановление Правительства Самарской области от 26.12.2012 № 813 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов в Самарской области».
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ от 03.07.2016 результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость – ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ от 03.07.2016.
Из материалов дела следует, что в собственности Башканова А.А. находятся два земельных участка: с кадастровым номером №, площадью 95 037 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий, виды разрешенного использования: для туристско-рекреационной деятельности, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, и с кадастровым номером №, площадью 6 963 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий, виды разрешенного использования: для туристско-рекреационной деятельности, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 23.06.2020 г.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена Постановлением Правительства Самарской области от 06.11.2019 № 798 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов в Самарской области» и по состоянию на 01.01.2019 составляет: земельного участка с кадастровым номером № – 38 225 782 рубля 14 копеек, земельного участка с кадастровым номером № – 3 469 662 рубля 90 копеек.
Сведения об указанной кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственной реестр недвижимости 23.01.2020 г., что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22.06.2020 г. и 23.06.2020 г.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как собственника земельных участков от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельных участков и считая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке рыночной стоимости № 643.62.19.17-2020/09 от 14.10.2020, выполненный независимым оценщиком ООО «<данные изъяты>», согласно которому по состоянию на дату оценки – 01.01.2019 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 18 057 030 рублей, земельного участка с кадастровым номером № – 1 838 232 рубля.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Таким образом, исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству заинтересованного лица ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «<данные изъяты>». Экспертиза проведена этим учреждением, и по ее результатам получено экспертное заключение о величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 г. в размере 21 763 473 рубля, земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 г. в размере 1 970 529 рублей.
Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение судебной экспертизы отвечает требованиям статей 79, 82, 84, 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При оценке земельных участков, эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости земельных участков, описание их качественных и количественных характеристик, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; обоснование выбора используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Оснований подвергать сомнению выводы эксперта у суда не имеется, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, не заинтересован в исходе дела.
Каких-либо доказательств в опровержение выводов заключения судебной экспертизы ООО «<данные изъяты>» не представлено. Ходатайств о назначении повторной, дополнительной экспертиз сторонами и заинтересованными лицами не заявлено.
С учётом изложенного, суд считает возможным принять заключение эксперта ООО «<данные изъяты>» в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №, № по состоянию на 01.01.2019 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного заключения.
Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости спорных объектов в соответствии с отчетом об оценке не имеется, поскольку выводы судебного эксперта ничем не опровергнуты.
Таким образом, суд полагает, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: №, № подлежит определению в соответствии с экспертным заключением ООО «<данные изъяты>», а требования Башканова А.А. – частичному удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что административный истец не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, дата обращения в суд – 02.12.2020 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск Башканова Александра Александровича – удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 95 037 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий, виды разрешенного использования: для туристско-рекреационной деятельности, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 21 763 473 рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером №, площадью 6 963 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий, виды разрешенного использования: для туристско-рекреационной деятельности, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 1 970 529 рублей.
Датой обращения Башканова А.А. в суд считать 02 декабря 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: С. Н. Ласковская
Решение суда в окончательной форме изготовлено 04 марта 2021 года.