дело № 2-113/2023 (50RS0050-01-2022-2864-22)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 30 марта 2023 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Богатковой З.Г.,
при секретаре судебного заседания Шарковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузьмичевой Татьяны Геннадьевны к администрации Городского округа Шатура Московской области о признании дома домом блокированной застройки, признании права собственности на долю дома блокированной застройки,
установил:
истец обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что ей на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО3 принадлежит ? доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Определением Шатурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено мировое соглашение, по условиям которого жилой дом был поделен между прежними собственниками ФИО3 и ФИО4 В собственность ФИО11 было выделено помещение №.
В настоящее время помещение № обособлено от помещения №, общих коммуникаций не имеет, общего имущества тоже и, как следствие не может являться многоквартирным домом. Просит признать домом блокированной застройки, признать право собственности на долю дома блокированной застройки.
Истец Кузьмичева Т.Г. в судебном заседании поддержала требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Ответчик администрация Городского округа Шатура Московской области в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представителя в суд не направила.
Третьи лица Казарин А.А., привлеченный к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ, представитель Управление Федеральной службы, государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцу на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом ФИО6 после смерти ФИО3, на праве собственности принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 10, 35).
По сведениям ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанное здание с кадастровым номером № площадью 42,3 кв.м., учтено как объект – жилой <адрес> года постройки (л.д. 35).
Определением Шатурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ утверждено мировое соглашение, по условиям которого ФИО3 выделено в собственность помещение №, состоящее из комнат в основном строении литер А часть комнаты № площадью 8,8 кв.м., литер А1 часть комнаты № площадью 11,6 кв.м.; служебные строения – баня, предбанник (л.д. 11). Определение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
По учетным сведения ГУП МО МО БТИ объект по адресу: <адрес> учтен как жилой дом (л.д. 13-19).
Настоящие исковые требования обоснованы тем, что жилой дом фактически разделен, не имеет общих коммуникаций, в связи с чем истец просит признать данную квартиру отдельным жилым блокированным домом, для оформления впоследствии прав на земельный участок при доме с целью газификации.
В силу части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Понятие жилого дома блокированной застройки содержится в пункте 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), согласно которому под жилым домом блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В соответствии со строительными нормами и правилами "Дома жилые одноквартирные" (СНиП 31-02-2001), утвержденными Постановлением Госстроя России от 22 марта 2001 г. N 35, данные нормы и правила распространяются также на блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они: не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций; имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.
При этом согласно строительным нормам и правилам "Здания жилые многоквартирные" (СНиП 31-01-2003), утвержденным постановлением Госстроя России от 23 июня 2003 г. N 109, данные нормы и правила не распространяются: на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СНиП 31-02, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом и общими являются только стены между соседними блоками.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).
В то же время в жилых домах блокированной застройки для проживания одной семьи предназначена не квартира, а блок, расположенный на отдельном земельном участке (пункт 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ). С учетом части 2 статьи 49 ГрК РФ в целях эксплуатации указанных жилых домов каждый блок должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования.
В Приложении Б "Термины и определения" к СНиП 31-02-2001 указано, что настоящий документ распространяется на блокированные дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок. При этом под автономным жилым блоком понимают жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над (под) другими жилыми блоками.
Таким образом, из изложенных выше положений следует, что ключевыми различиями многоквартирного дома и жилого дома блокированной застройки (каждый блок которого соответствует признакам индивидуального жилого дома) являются: наличие (отсутствие) общего имущества (кроме стен между соседними блоками); статус земельного участка (каждый блок жилого дома находится на отдельном земельном участке).
В пункте 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 г., разъяснено, что часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости как блок, если она является обособленной и изолированной. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Доводы истца, что спорный жилой дом фактически состоит из двух отдельных жилых домов, имеющих только общую стену и не имеющих помещений общего пользования, является не состоятельными.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что жилой дом по адресу: <адрес> по своим техническим характеристикам не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым домам блокированной застройки (пункт 2 статьи 49 ГрК РФ). Напротив, его конструктивно-технические особенности позволяют определить данное здание как жилой дом, это подтверждается и технической документацией. Более того, истец поясняла суду, что строительство дома осуществлялось по плану индивидуальной жилой застройки. Дальнейший раздел дома между собственниками свидетельствует лишь об определении и закреплении порядка пользования жилым домом, а не о смене учетного статуса объекта недвижимости.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст. ст. 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные", оценив представленные доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, по основанию, что истцом не представлено доказательств того, что спорное строение, выстроено на земельном участке, разрешенное использование которого предусматривает строительство дома блокированной застройки, а также не представлено доказательств, что спорный объект капитального строительства соответствует требованиям, предъявляемым к домам блокированной застройки. Истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку фактически истец хочет защитить свое право на земельный участок, однако в этих целях ею подан иск, направленный на признание жилищных прав, что не может быть признано надлежащим способом защиты, истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком её земельных прав.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.04.2023 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░