Дело № 12-781/2021
Р Е Ш Е Н И Е
30 ноября 2021 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инспектора по особым поручениям ООПАЗ УОООП МВД по Республике Крым Жуненко Н.А. на постановление судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 октября 2021 года № 5-2065/2021,
у с т а н о в и л :
постановлением судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 октября 2021 года № 5-2065/2021 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с принятым постановлением суда, инспектор по особым поручениям ООПАЗ УОООП МВД по Республике Крым Жуненко Н.А. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит постановление суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Жалоба мотивирована тем, что в материалах дела имеются все необходимые сведения, подтверждающие наличие события административного правонарушения, а также виновности Бекирова Р.М. в его совершении.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно п. 6 п.п. 6.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 года № 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства постановлено соблюдать дистанцию до других лиц не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
В соответствии с пунктом 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 (далее - СП 3.1.3597-20), мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, является, в том числе соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, 25 октября 2021 года в 11 часов 20 минут Бекиров Р.М., находясь возле здания <адрес>, по адресу: <адрес>, принимал добровольное участие в массовом одновременном пребывании граждан в общественном месте с целью выражения поддержки в пользу ФИО5, ФИО6 и ФИО7, в нарушение ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52- ФЗ «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения», п. 6 п.п. 6.2 Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 30.03.2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», а также п. 4.4 СП 3.1.3597-20, находился на расстоянии одного метра от лиц, участвующих в данном мероприятии, чем создал угрозу распространения заболевания новой короновирусной инфекцией, а также создал помехи движению пешеходов и транспортных средств.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Бекирова Р.М. события административного правонарушения. В обоснование данного вывода судья в постановлении сослался лишь на исследованную в ходе рассмотрения дела видеозапись, которая не свидетельствует об участии в массовой акции Бекирова Р.М. и нарушении им санитарных норм и правил.
Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным актом суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку содержащиеся в нем выводы сделаны без всестороннего анализа и полной проверки всех доказательств, то есть без учета требований статей 24.1, 26.1, 26.2, 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных.
Так, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года № 1721-О, положение статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяя через категорию «массовое одновременное пребывание или передвижение в общественных местах» общественные отношения, на которые распространяется его действие, как по своему буквальному смыслу, так и с учетом его места в системе действующего правового регулирования, относит к данной категории не любые проводимые в общественных местах мероприятия, а лишь такие массовые мероприятия, которые преследуют заранее определенную цель, характеризуются единым замыслом их участников и свободным доступом граждан к участию в них, но не являются публичными мероприятиями по смыслу Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», определенными в пунктах 1 - 6 статьи 2. При этом наступление ответственности связывается данным законоположением с наличием указанных в нем негативных последствий.
Диспозиция части 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за организацию и участие в массовых мероприятиях, не подпадающих под правовую категорию «публичные мероприятия», при наступлении общественно опасных последствий.
Конструктивным элементом объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются наступившие негативные последствия.
Таким образом, объективную сторону данного административного правонарушения составляют не только действия виновных лиц, повлекшие нарушение санитарных норм и правил, но и действия, повлекшие иные последствия, в том числе создание помехи движению пешеходов или транспортных средств, доступ граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры и др.
Субъектами правонарушения по части 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются граждане, достигшие 16-летнего возраста, в том числе фактически участвующие в массовом одновременном пребывании или передвижении в общественных местах.
С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется умышленной формой вины, то есть лицо, его совершившее, должно сознавать противоправный характер своего действия, предвидеть его вредные последствия и желать наступления таких последствий или сознательно их допускать либо относиться к ним безразлично (часть 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из содержания постановления судьи районного суда следует, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Бекирова Р.М. судьёй была дана оценка лишь одному доказательству по делу - видеозаписи.
Вместе с тем, какие-либо сведения и доказательства того, что данная видеозапись фиксирует событие административного правонарушения непосредственно с самого его начала, при этом содержит в себе отображения всех участвовавших в мероприятии лиц с одновременной фиксацией всех совершаемых последними действий, материалы дела не содержат.
Анализ и оценка иных имеющихся в деле доказательств судьёй районного суда в постановлении не приведена, конкретные обстоятельства, указывающие на отсутствие оснований доверять этим доказательствам, в обжалуемом постановлении не указаны, как и не указано, в связи с чем судья приходит к выводу о допустимости одного из представленных доказательств и недопустимости других, что не отвечает требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, имеющиеся, по мнению судьи, в деле противоречия и сомнения могли быть устранены судьёй районного суда при непосредственном рассмотрении дела.
Судья при рассмотрении дела не был лишен возможности в порядке, установленном пунктом 7 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вызвать для опроса по обстоятельствам дела должностных лиц, составивших процессуальные и иные документы по делу, а также допросить в судебном заседании иных граждан, которые давали письменные объяснения по делу относительно события административного правонарушения.
Таким образом, выводы судьи районного суда, изложенные в постановлении являются преждевременными, поскольку фактические и юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судьёй не установлены.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек.
При новом рассмотрении дела судье районного суда необходимо исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принять судебный акт на основании норм законодательства, подлежащего применению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу инспектора по особым поручениям ООПАЗ УОООП МВД по Республике Крым Жуненко Н.А. на постановление Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 октября 2021 года № 5-2065/2021 - удовлетворить.
Постановление Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 октября 2021 года № 5-2065/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Симферополя.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>