Судья Пудовкина Е.А Дело № 7п-100/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск «22» февраля 2023 г.
Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Николаева В.А. на постановление судьи Лесосибирского городского суда Красноярского края от 11 января 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Фу Юньлуна,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Лесосибирского городского суда Красноярского края от 11 января 2023 г. Фу Юньлун признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
Согласно постановлению, гражданин КНР Фу Юньлун прибыл на территорию Российской Федерации 20 ноября 2021 г. по визе сроком до 7 февраля 2022 г., после истечения которого и истечения продления срока пребывания по 17 августа 2022 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. № 364 из Российской Федерации не выехал, с 18 августа 2022 г. в нарушение п.п.1 и 2 ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» находился на территории Российской Федерации, что было выявлено 10 января 2023 г. в <адрес>.
В поданной в краевой суд жалобе защитник Николаев В.А. просит постановление судьи изменить, приводя доводы о необоснованности назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в связи с наличие у Фу Юньлуна в Российской Федерации являющихся её гражданами близких родственников.
В судебном заседании Николаев В.А. на удовлетворении жалобы настаивал.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение в том числе иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлён срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приёма в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьёй 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьёй 13.2 настоящего Федерального закона.
Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приостановлено с 16 июня 2021 г. до истечения 90 суток с даты снятия введённых Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учёт по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. № 1253-р «О Перечне иностранных государств, в отношении которых сняты введённые Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение» утверждён перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введённые Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение, а также установлено, что датой снятия временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством является дата его включения в перечень, утверждённый пунктом 1 настоящего распоряжения.
Указанный Перечень включает Китайскую Народную Республику.
Из материалов дела следует, что Фу Юньлун, являясь гражданином КНР, 20 ноября 2021 г. въехал на территорию Российской Федерации по визе сроком по 7 февраля 2022 г., после истечения которого и истечения 17 августа 2022 г. 90-суточного срока с даты снятия 20 мая 2022 г. временных ограничений на транспортное сообщение с Китайской Народной Республикой с территории Российской Федерации не выехал и продолжил пребывание на её территории в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, что было выявлено 10 января 2023 г.
Данных о принятии Фу Юньлуном до 18 августа 2022 г. предусмотренных законом мер, позволявших продлить срок пребывания (проживания) его в Российской Федерации, в том числе о продлении срока его визы, выдаче ему новой визы, принятии у него заявления и иных документов, необходимые для получения разрешения на временное проживание, материалы дела не содержат, с жалобой не представлено.
При таких обстоятельствах содеянное им по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ квалифицировано верно.
Постановление о привлечении Фу Юньлуна к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Вместе с тем, с учётом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно первому предложению части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации семья находятся под защитой государства.
Пунктом 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Из материалов дела и приложенных к настоящей жалобе документов усматривается, что на территории Российской Федерации проживают близкие родственники лица, привлекаемого к административной ответственности: отец – Фу Цзичан, единородная сестра Захарова Диана Цзичановна, 21 июня 2006 года рождения, которые являются гражданами Российской Федерации.
Обстоятельства, на которые ссылается защитник в настоящей жалобе, подтверждены представленными при подаче жалобы документами, в частности, копиями нотариального акта о рождении Фу Юньлуна, паспорта Фу Цзичана и копией свидетельства о рождении Захаровой Д.Ц.
В соответствии с абзацем первым и пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если в отношении него вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинён в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершённому преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведённые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учёт причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинён в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П и др.).
В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
С учётом личности Фу Юньлуна, ранее к административной ответственности не привлекавшегося (л.д.18), а также конкретных обстоятельств настоящего дела, назначение Фу Юньлуну административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит вышеприведённым положениям Конституции Российской Федерации.
Принимая во внимание выраженную в упомянутых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, постановление судьи Лесосибирского городского суда Красноярского края от 11 января 2023 г., вынесенное в отношении Фу Юньлуна по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению путём исключения из него указания на назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Лесосибирского городского суда Красноярского края от 11 января 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Фу Юньлуна изменить: исключить из него указание на назначение Фу Юньлуну наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья
Красноярского краевого суда: Колпаков И.Ю.