Дело №2-637/2022
10RS0013-01-2022-001025-61 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2022 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при ведении протокола помощником судьи С.А.Тарасовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия к Тараненко Василию Александровичу о взыскании неосновательного обогащения
у с т а н о в и л:
администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее также по тексту истец, Администрация) обратилась в суд с иском к Тараненко Василию Александровичу (далее также по тексту ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по тем основаниям, что 03.06.2021 между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия (Министерство) и Тараненко В.А. был заключен договор аренды земельного участка №. Предметом указанного договора является передача арендодателем Министерством в аренду ответчику Тараненко В.А. земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ..., вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона Ж1. Зона индивидуальной жилой застройки. В соответствии с п.3.1 и 3.2 договора аренды арендная плата составляет 495 459,76 руб. в год, подлежит перечислению в бюджет Прионежского муниципального района ежеквартально по 15 число включительно в первый месяц отчетного квартала. Поскольку ответчик нарушил обязательства по внесению арендных платежей, истец просил взыскать с ответчика задолженность по договору аренды земельного участка за период с 03.06.2021 по 20.07.2022 647 706,62 руб., а также пени за просрочку внесения арендной платы в сумме 127 251,63 руб.
В порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) сторона истца уточнила предмет заявленных требований и просила взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере 673 158,32 руб., мотивируя тем, что договор аренды земельного участка №, заключенный между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Тараненко В.А. является ничтожным о чем известно ответчику, однако, до настоящего времени ответчик земельный участок арендодателю не вернул. Срок неосновательного обогащения с 03.06.2021 по 18.10.2022.
Определением суда от 09.09.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Представитель истца, действующая по доверенности, в судебном заседании уточненные требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в ходатайстве об изменении основания иска.
Ответчик Тараненко В.А. и его представитель Коновалов М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования истца не признали, просили истцу в иске отказать, указали, что оснований для удовлетворения требований истца о взыскании неосновательного обогащения не имеется.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явился, уведомлены о рассмотрении дела, представили письменный отзыв, согласно которому полагали, что у суда имеются оснований для взыскания с ответчика задолженности по арендной плате, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. По уточненным требованиям истца отзыв не представили.
Суд, заслушав участников процесса, изучив письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Положениями статьи 606 ГК РФ предусмотрено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
На основании статьи 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Статьей 614 ГК РФ установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Арендная плата устанавливается в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.
В силу ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Земельным кодексом Российской Федерации определен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.7 ст. 1 ЗК РФ).
На основании ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом, а за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 65 ЗК РФ).
В силу ст.3 Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 N 390-П (ред. от 02.03.2022) "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия" функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничен, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Администрация как главный администратор доходов бюджета Прионежского муниципального района осуществляют администрирование неналоговых доходов, для чего выполняют начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей по доходам, пеням и штрафам по ним, а также проводит работу по взысканию в судебном порядке задолженности по платежам.
Судом установлено, что 03.06.2021 между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Тараненко В.А. заключен договор аренды земельного участка №. Предметом указанного договора является передача арендодателем в аренду Тараненко В.А. сроком на 4 года и 10 месяцев земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ..., вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, территориальная зона - Ж-1. Зона индивидуальной жилой застройки.
В соответствии с разделом 3 договора арендная плата за земельный участок устанавливается в размере 495 459,76 руб.; арендная плата подлежит перечислению арендатором в безналичном порядке ежеквартально по 15 число (включительно) в первый месяц отчетного квартала в бюджет Прионежского муниципального района.
В соответствии с п.5.3 договора за нарушение срока внесения арендной платы арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,1% от расчета невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
Обстоятельства передачи ответчику земельного участка стороной ответчика не оспорены.
Из материалов дела также следует, что за период с даты передачи земельного участка ответчиком не вносилась арендная плата, в связи с чем образовалась задолженность в размере 647 706,62 руб., а также пени за просрочку внесения арендной платы в сумме 127 251,63 руб.
Также судом установлено, что договор аренды земельного участка, заключенный Министерством с Тараненко В.А. до настоящего времени не зарегистрирован, что следует из уведомления от 22.09.2022 об отсутствии в ЕГРН сведений о регистрации договора, представленного филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия по запросу суда.
Также судом установлено, что решением Петрозаводского городского суда от 28.02.2022 административный иск Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия к Управлению Росреестра по Республике Карелия о признании уведомлений незаконными, оставлен без удовлетворения. Суд признал законность действий Управления Росреестра по Республике Карелия по отказу в государственной регистрации права аренды земельных участков, в т.ч. по регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером № в пользу Тараненко В.А. Решение суда вступило в законную силу 16.06.2022 апелляционным определением Верховного суда Республики Карелия. 01.11.2022 решением Третьего кассационного суда общей юрисдикции решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28.02.2022 и апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 16.06.2022 оставлены без изменения.
Изучив указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в Обзоре судебной практики № 3 за 2020 год (п.27), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, подписание арендатором акта приема-передачи предмета аренды в случае невозможности использовать предмет аренды по обстоятельствам, за которые арендатор не отвечает, не порождает права арендодателя требовать арендную плату.
Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (п. 1 ст. 611 ГК РФ), а арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества (п. 1 ст. 615 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (п. 1 ст. 406 ГК РФ).
Из анализа приведенных норм следует, что договор аренды носит взаимный характер, риск невозможности использования арендованного имущества в соответствии с условиями договора и назначением этого имущества лежит на арендодателе. Если невозможность использования имущества возникла по причине, за которую арендатор не отвечает, то он не обязан вносить арендную плату. Данная правовая позиция изложена в п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 г., п. 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12 июля 2017 г.
Как установлено судом, договор аренды от 03.06.2021 носил целевой характер - осуществление жилищного строительства и подлежал обязательной государственной регистрации.
В силу ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство застройщик должен приложить к заявлению в числе прочих документов правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, проектную документацию, подготовленную специализированной организацией в порядке ст. 48 данного кодекса.
Правоустанавливающим документом на земельный участок, в частности, является договор аренды земельного участка.
В силу п. 2 ст. 25, п. 2 ст. 26 ЗК РФ, п. 2 ст. 609 ГК РФ договоры аренды земельных участков, заключенные на срок год и более, подлежат государственной регистрации.
Последствия отсутствия государственной регистрации договора установлены п. 3 ст. 433 ГК РФ, в соответствии с которым договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В отсутствие государственной регистрации такой договор не влечет юридических последствии для третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о его заключении.
Если публично-правовое образование - арендодатель и публично-правовое образование, орган которого уполномочен выдавать разрешение на строительство, совпадают, то такое публично-правовое образование не может считаться третьим лицом в отношении заключенного им же договора аренды и правовые последствия отсутствия государственной регистрации договора аренды на него не распространяются.
Вместе с тем для оформления разрешения на строительство арендатору необходимо представить различные документы (проектную документацию, заключения экспертов, технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и другие документы, указанные в ст. 51 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется третьими лицами.
Создание арендодателем таких условий, при которых невозможно достижение цели аренды - осуществление строительства, означает, что он не выполнил свою обязанность перед арендатором по обеспечению владения и (или) пользования сданным в аренду земельным участком.
В этом случае передача арендатору земельного участка подтверждает лишь переход во владение арендатора земельного участка, однако не исключает установления обстоятельств возможности его действительного использования.
При решении вопроса о взыскании арендной платы правовые последствия недействительности и незаключенности договора аренды будут идентичны, поскольку в обоих случаях для взыскания денежных средств на основании норм как ст. 167 ГК РФ, так и ст. 1102 ГК РФ необходимо установить наличие встречного предоставления со стороны арендодателя, ставшего обогащением арендатора. В отсутствие возможности пользоваться арендованным участком, по обстоятельствам не зависящим от арендатора, последний не обязан оплачивать пользование ни по договору, ни по правилам ст. 167 ГК РФ, ни по нормам гл. 60 ГК РФ.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия к Тараненко Василию Александровичу о взыскании неосновательного обогащении оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение составлено 16.12.2022