Судья: Волобуева Е.А. адм.дело N 33а-9386/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 сентября 2022 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Роменской Н.В. и Лешиной Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яковлевой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – Управление Росреестра по Самарской области) на решение Самарского районного суда г.Самары от 1 июля 2022 г. по административному делу N 2а-899/2022 по административному исковому заявлению Зимнуховой Валентины Николаевны к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя административного ответчика Владимерцевой Н.Н. и представителя административного истца Владимировой М.В., судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
установила:
Зимнухова В.Н. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, просила возложить на административного ответчика Управление Росреестра по Самарской области обязанность устранить допущенное нарушение путем совершения заявленных регистрационных действий.
Свои требования обосновала тем, что ДД.ММ.ГГГГ г. обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением для государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости – земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
К заявлению приложила договор купли-продажи N № земельного участка, являющегося муниципальной собственностью г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 60-61). По условиям договора цена земельного участка определена его сторонами в соответствии с протоколом разногласий в размере <данные изъяты> руб., что составляет 80% от кадастровой стоимости участка <данные изъяты> руб., действовавшей на момент
подачи Зимнуховой В.Н. заявления о предоставлении ей указанного земельного участка – ДД.ММ.ГГГГ г.
По результатам рассмотрения представленных документов Управление Росреестра по Самарской области, сославшись на пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости") 6 декабря 2021 г. вынесло уведомление о приостановлении на срок до 9 марта 2022 г. государственной регистрации в связи с тем, что содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации (л.д. 69-70).
При этом государственный регистратор, ссылаясь на: - пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422); - Порядок, определяющий механизм определения цены земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденный Постановлением Правительства Самарской области от 30 сентября 2015 г. N 618 в соответствии с пунктом 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, указывал на то, что представленный на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа договор N 001254кп от 20 октября 2021 г. по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства.
Так, согласно пункту 1.1 вышеназванного договора, покупатель выкупает данный земельный участок по цене 80% от его кадастровой стоимости, по данным ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. составила <данные изъяты> руб.
В силу положений подпункта 1 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Из представленного на государственную регистрацию протокола разногласий к договору N 001254кп от 20 октября 2021 г. следует, что расчет выкупной цены земельного участка произведен с использованием кадастровой стоимости, действующей до 1 января 2021 г., что противоречит указанным требованиям действующего законодательства.
Заявителю разъяснены последствия не устранения в течение срока
приостановления причин, препятствующих осуществлению заявленных регистрационных действий – отказ в осуществлении государственной регистрации прав.
В связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению заявленных регистрационных действий, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ г., Управление Росреестра по Самарской области решением от ДД.ММ.ГГГГ г. отказало Зимнуховой В.Н. в осуществлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>
Зимнухова В.Н. полагая, что принятое Управлением Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ г. решение не отвечает требованиям Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и нарушает ее права, просила удовлетворить заявленные ею требования. Способом восстановления нарушенного права указала возложение на административного ответчика обязанность по совершению заявленных регистрационных действий на основании представленных документов.
Решением Самарского районного суда г.Самары от 1 июля 2022 г. постановлено решение о частичном удовлетворении требований Зимнуховой В.Н. (л.д. 79-89).
Оспариваемое решение Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. признано незаконным, способом восстановления нарушенного права административного истца судом выбрано возложение на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ г. на основании представленных документов
В апелляционной жалобе Управлением Росреестра по Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Зимнуховой В.Н. требований (л.д. 96-98).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении.
Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").
Решение суда может быть отменено или изменено судом апелляционной инстанции (пункты 2, 3 статьи 309, пункт 4 части 1, часть 4 статьи 310 КАС РФ).
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ приходит к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит отмене как не отвечающее приведенным требованиям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно статье 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" порядке.
Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены статьями 14, 21 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Пунктом 7 части 1 статьи 26 данного Федерального закона предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей. В случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора (статья 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Судом установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле ДД.ММ.ГГГГ г. Зимнухова В.Н. обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением для государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости - земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 57-58).
К заявлению, в том числе, приложены: - договор купли-продажи N № земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного Главой г.о.Самара (Продавец) и Зимнуховой В.Н. (Покупатель) (л.д. 8-10), по условиям которого цена земельного участка определена его сторонами в соответствии с протоколом разногласий в размере <данные изъяты> руб., что составляет 80% от кадастровой стоимости участка <данные изъяты> руб., действовавшей на момент подачи Зимнуховой В.Н. в Департамент градостроительства г.о.Самара заявления о предоставлении ей указанного земельного участка – ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 8-9); - протокол разногласий к договору купли-продажи № земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 12), согласно Приложению N 1 к которому расчет выкупной цены земельного участка произведен с использованием кадастровой стоимости, действующей до ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> руб., 80% от которой <данные изъяты> руб. и составляет цену выкупа земельного участка (л.д. 13).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ г. государственная регистрация приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ г. со ссылкой на положения пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (л.д. 69-70).
Названное решение мотивировано тем, что представленный на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа договор по содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства: расчет выкупной цены земельного участка произведен с использованием кадастровой стоимости равной <данные изъяты> руб., действующей до ДД.ММ.ГГГГ г., что противоречит указанным требованиям действующего законодательства, в соответствии с которым необходимо расчет производить исходя из кадастровой стоимости <данные изъяты> руб., действующей после ДД.ММ.ГГГГ г.
В связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ г. - содержание документа, представленного для государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, Управление Росреестра по Самарской области решением от ДД.ММ.ГГГГ г. отказало Зимнуховой Т.Н. в осуществлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (л.д. 72-73).
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. противоречит положениям Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и нарушает права и законные интересы административного истца.
Не соглашаясь с позицией Управления Росреестра по Самарской области, районный суд указал на то, что стороны договора N № от ДД.ММ.ГГГГ г. при определении выкупной цены земельного участка исходили из его кадастровой стоимости, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ г. – на момент подачи Зимнуховой Т.Н. заявления о предоставлении земельного участка (л.д. 50).
Свои выводы суд обосновывал положениями статьи 421 ГК РФ, в соответствии с которыми граждане и юридические лица свободны в заключении договора, следовательно, стороны договора вправе были определить выкупную цену по договоренности между собой исходя из кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты> руб.
Доводы Управления Росреестра по Самарской области о том, что в силу принципа свободы договора, стороны договора N № от ДД.ММ.ГГГГ г. были не вправе согласовать условие договора, противоречащее нормам закона, судом признаны несостоятельными.
Судебная коллегия с суждением суда о необоснованности отказа в совершении заявленных Зимнуховой В.Н. регистрационных действий по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" согласиться не может в силу следующего.
Суд, хотя и сослался на статью 421 ГК РФ, вместе с тем неправильно ее истолковал и применил, что является основанием к отмене решения суда в силу статьи 310 КАС РФ.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения
Исходя из названных разъяснений при заключении договора купли-продажи N № от ДД.ММ.ГГГГ г. его стороны обязаны исчислять цену земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> исходя из кадастровой стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. установленной равной <данные изъяты> руб.
В рассматриваемом случае условие договора о выкупной цене не может определяться по усмотрению сторон, поскольку содержание названного условия предписано законом, что является исключением из сферы действия принципа свободы договора, отнесенного пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации к числу основных начал гражданского законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного искового заявления Зимнуховой В.Н.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Самарского районного суда г.Самары от 1 июля 2021 г. отменить.
Постановить по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении административного искового заявления Зимнухова В.Н. об оспаривании решения Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в государственной регистрации права, возложении обязанностей - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции и в Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий:
Судьи: