УИД 57RS0022-01-2022-003847-31 производство №-2-224/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2023 года город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербакова А.В.,
при секретаре Харитоновой А.Ю.,
с участием: истца Абрамовой С.В., представителя ответчика Ковалевой Н.Л. /доверенность (номер обезличен) от (дата обезличена)/,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Абрамовой Светланы Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области об установлении юридического факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом и признании права на досрочное назначение пенсии,
установил:
истец Абрамова С.В. обратилась в суд с иском к ответчику - Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области, заявив требования об установлении юридического факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, признании права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на два года, назначении пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, в назначении пенсии ей было отказано. Считает указанный отказ необоснованным, поскольку в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) она была зарегистрирована, а с (дата обезличена) по (дата обезличена) проживала без регистрации в (адрес обезличен), Орловского района, Орловской области, территория которого относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с (дата обезличена) по настоящее время, в связи с чем полагает, что имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста на два года. По изложенным основаниям истец Абрамова С.В. просила суд установить факт ее проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом в период с (дата обезличена) по (дата обезличена), признать за ней право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на два года, обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с (дата обезличена), то есть по достижении возраста 53 года, так как к ответчику с заявлением она обратилась досрочно, (дата обезличена).
Судом в порядке статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области надлежащим - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области.
В судебном заседании истец Абрамова С.В. заявленные требования поддержала на доводах, изложенных в иске, просила иск удовлетворить, суду пояснила, что факт ее проживания в д. Старцево с октября 2000 года по август 2011 года подтверждается представленными в материалы дела документами, свидетельскими показаниями.
Оспаривая обоснованность предъявленных требований, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области по доверенности Ковалева Н.Л. в судебном заседании указала на то, что постоянное проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом подтверждается регистрацией в паспорте или справкой жилищных органов о регистрации по месту жительства. Поскольку факт регистрации Абрамовой С.В. на загрязненной территории в спорный период не подтвержден документально, права на уменьшение возраста на два года для назначения пенсии досрочно она не имеет, при этом, с учетом наличия регистрации на территории с льготным социально-экономическим статусом, подтвержденной документально, истец имеет право на досрочное назначение пенсии с 54 лет.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, находит исковые требования Абрамовой С.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона №-400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 №-350-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 №-350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 №-400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Как установлено статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №-400-ФЗ
«О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на 31.12.2018) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с Законом РФ №-1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон) гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
В силу статьи 34 данного Закона гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона РФ от 15.05.1991 года №-1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 №-166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
На основании части 3 статьи 7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 №-237-р, действовавшем до 01.02.1998, в перечне, установленном Постановлением Правительством РФ от 18.12.1997 №-1582, действующем с 01.02.1998, а также в перечне, действующем с 21.10.2015, утвержденным Постановлением Правительства РФ №-1074 от 08.10.2015, указан населенный пункт – с. Старцево, Орловского района, Орловской области, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 по настоящее время.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 №-403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 20) и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
Статьей 3 Федерального закона №-5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Однако, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
При разрешении спора судом было установлено, что (дата обезличена) Абрамова С.В. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии со снижением пенсионного возраста на два года в связи с проживанием на территории зоны с льготно-экономическим статусом.
Письмом (номер обезличен) от (дата обезличена) ГУ ОПФР по Орловской области Абрамовой С.В. было отказано в праве на снижение пенсионного возраста на два года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку период регистрации на загрязненной территории, подтвержденный документально, составил в общей сложности 6 лет 7 месяцев 18 дней, при этом указано на назначение пенсии по достижении возраста 54 лет на основании статьи 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с паспортом гражданина РФ (номер обезличен) истец Абрамова С.В., (дата обезличена) года рождения, с (дата обезличена) по настоящее время зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен), сведения о других регистрациях отсутствуют.
Между тем, факт проживания истца в спорный период в (адрес обезличен) подтверждается договором купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: Орловская область, Орловский район, ПЛ-22, (адрес обезличен) (в настоящее время в результате переадресации – новый адрес – (адрес обезличен)) от (дата обезличена); свидетельствами о государственной регистрации права от (дата обезличена) и от (дата обезличена); справкой администрации Платоновского сельского поселения (номер обезличен) от (дата обезличена), из которой следует, что Абрамова С.В. была зарегистрирована по данному адресу с (дата обезличена) по (дата обезличена).
Факт проживания истца Абрамовой С.В. в период без регистрации в (адрес обезличен) с декабря 2005 года по август 2011 года также подтверждается договором купли-продажи квартиры от (дата обезличена), справкой Ростелекома от (дата обезличена) из которой следует, что (дата обезличена) между ней и ОАО «Центр Телеком» был заключен договор на предоставление телематических услуг связи с предоставлением абонентского оборудования по адресу (адрес обезличен), по данному договору до мая 2011 года ежемесячно производилась оплата услуг связи.
Из справки работодателя от (дата обезличена) следует, что Абрамова С.В. в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала в ЗАО «БЭФП», за период работы ее доставляли к месту жительства служебным транспортом в (адрес обезличен). Аналогичная справка представлена работодателем ЗАО «ЕНДС» за период работы Абрамовой С.В. с (дата обезличена) по август 2011 года.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО4, ФИО5 – житель (адрес обезличен) и сестра истца в судебном заседании подтвердили факт постоянного проживания истца Абрамовой С.В. в спорный период в данном населенном пункте.
Не доверять показаниям вышеназванных свидетелей у суда оснований не имеется, их показания подтверждены паспортами с регистрацией по месту жительства.
В Определении Верховного Суда РФ от 04.06.2004 указано, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом РФ, в том числе и показания свидетелей (Бюллетень Верховного Суда РФ № 7, июль 2005).
На основании части 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с частью 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Поскольку от установления данного факта зависит возникновение имущественных прав у истца, то суд вправе его установить.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты (статья 265 ГПК РФ).
Учитывая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности факта постоянного проживания Абрамовой С.В. в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен), Орловского района, Орловской области, территория которого с (дата обезличена) по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поскольку истец в оспариваемый период постоянно проживала в населённом пункте, относящимся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд считает, что Абрамова С.В. имеет право на назначение пенсии с уменьшением пенсионного возраста на два года в соответствии со статьей 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В связи с тем, что Абрамова С.В. необходимого возраста достигла (дата обезличена), а к ответчику с заявлением обратилась досрочно (дата обезличена), суд полагает, что исковые требования о назначении пенсии с (дата обезличена) подлежат удовлетворению, так как в соответствии с частью 1 статьи 22 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Абрамовой Светланы Васильевны (паспорт (номер обезличен) выдан Межрайонным отделом УФМС России по Орловской области (дата обезличена), код подразделения (номер обезличен)) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (ИНН (номер обезличен)) об установлении юридического факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом и признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.
Установить факт проживания Абрамовой Светланы Васильевны, (дата обезличена) года рождения, в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен), Орловского района, Орловской области, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в период с (дата обезличена) по настоящее время.
Признать за Абрамовой Светланой Васильевной право на назначение досрочной пенсии в соответствии со статьей 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на два года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Абрамовой Светлане Васильевне с 11.08.2022.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Заводской районный суд г.Орла в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение составлено 19.01.2023.
Судья А.В. Щербаков