М-328/2021.
УИД: 26RS00№-89.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
«13» декабря 2021 года <адрес>.
Судья Красногвардейского районного суда <адрес> Гетманская Л.В., ознакомившись в порядке досудебной подготовки с административным материалом, составленным полицейским ОППСП ОМВД России «Красногвардейский» в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
13.12.2021 в Красногвардейский районный суд <адрес> поступил материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ, в отношении ФИО1
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6. КоАП РФ обеспечение законности при принятии мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4., ч.ч.1, 3 и 4 ст. 28.6. КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении относиться к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5. и 28.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Анализ положений статьи 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к выводу о том, что протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Составление протокола осуществляется уполномоченным на то должностным лицом, который является процессуально самостоятельным субъектом административно-процессуальных отношений, осуществляющим производство по делу. Он вправе самостоятельно определять совокупность доказательственной информации, имеющей значение для данного дела, самостоятельно формулировать в протоколе об административном правонарушении объем обвинения.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен уполномоченным должностным лицом ОППСП ОМВД России «Красногвардейский» сержантом полиции ФИО3, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 09:40 гражданин ФИО1 в нарушении требований пунктов «а, б» п. 3 п.п. «в, г» п. 4 «Правил поведения обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» утвержденных Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановлением главного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по снижению COVID-2019 в период сезонного подъема заболевания острыми респираторными вирусными инфекциями гриппом», п.п. 6.1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями внесенными постановлениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков находился в общественном месте, а именно: <адрес> б/н магазин «Светофор», без средств индивидуальной защиты органов дыхания, чем создал угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью иных лиц, что предусматривает административную ответственность ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ.
Однако должностным лицом событие вмененного ФИО1 административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.
При описании события данного административного правонарушения, должностное лицо фактически ограничилось указанием на правовые нормы. Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе не отражены. Не указаны обстоятельства, на каких основаниях магазин «Светофор» по <адрес> б/н и в каком населенном пунке, является местом массового пребывания людей, под которым понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек.
В таких случаях описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст. 28.2. КоАП РФ.
Согласно подпункта «а», «б» пункта 3, подпунктов «в», «г» пункта 4 Правил поведения обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, нарушение которых вменяется ФИО1, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (подпункт «а» пункт 3); выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее – уполномоченное должностные лица) (подпункт «б» пункта 3); при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью (подпункт «а» пункта 4); осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (подпункт «г» пункта 4).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории <адрес>», в том числе в пункт 6.1, согласно которому на лиц, находящихся на территории <адрес>, возлагалась обязанность неукоснительно соблюдать требование об обеспечении ношения гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах (масочный режим), установленное пунктом 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в период сезонного подъема заболеваниями острыми респираторными вирусами инфекциями и гриппом», согласно которого предусматривает обязанность лиц, находящихся на территории Российской Федерации, носить гигиенические маски для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Понятие массового пребывания людей в названных правовых актах не дается. Вместе с тем такое понятие дается в пункте 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», согласно которому местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек. Разъяснения об этом даны также Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в информационном письме «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом».
Административным органом действия ФИО1 квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1. КоАП РФ.
Между тем, описания конкретных действий (бездействия), предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении не содержится, не указан ни один признак, предусмотренный ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ.
В качестве доказательства совершенного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ является кроме всего прочего фотоматериал, который к протоколу об административном правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, кроме письменного объяснения ФИО1, не приложен.
Излагая обстоятельства, при описании события административного правонарушения должностное лицо составившее протокол об административном правонарушении не привел суждений о том, какие именно противоправные действия (бездействия) были совершены ФИО1, в то время как событие, подразумевающее такие составные части как время, место и способ совершения правонарушения, являются юридически значимыми для определения виновности лица в содеянном.
Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод о том, протокол об административном правонарушении содержит существенные недостатки, на основании которых невозможно разрешить вопрос о применении административного взыскания, имеет исправления, и свидетельствуют о несоблюдении установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым на стадии подготовки дела к рассмотрению, возвратить протокол об административном правонарушении, и иные материалы начальнику полиции отдела МВД России «Красногвардейский» и должностному лицу, его составившему, для устранения недостатков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.4., 29.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
определил:
Протокол об административном правонарушении <адрес>2/1458 от ДД.ММ.ГГГГ и материалы к нему в отношении ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и материалы к нему, возвратить начальнику полиции отдела МВД России «Красногвардейский», и должностному лицу, его составившему, для устранения вышеуказанных недостатков.
Судья: Л.В. Гетманская.