Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-111/2024 ~ М-1-102/2024 от 16.05.2024

Дело № 2а-1-111/2024

УИД: 73RS0015-01-2024-000061-43

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Новоспасское 24 июня 2024 года

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Берхеевой Г.И.,

при секретаре Соловьевой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новоспасского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению Фабрично-Выселковская средняя школа о возложении обязанности оборудовать вход в здание школы пандусом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к муниципальному общеобразовательному учреждению Фабрично-Выселковская средняя школа о возложении обязанности оборудовать вход в здание школы пандусом.

В обоснование административных исковых требований указано, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства о защите прав несовершеннолетних, в том числе инвалидов. Так вход в здание МОУ «Фабрично-Выселковская СШ», расположенного по адресу: <адрес>, не оборудован пандусом. 05.04.2024 руководителю образовательного учреждения внесено представление об устранении нарушений. До настоящего времени представление прокурора административным ответчиком не исполнено. Выявленные нарушения законодательства о защите прав инвалидов являются недопустимыми, поскольку существенно нарушают реализацию прав маломобильных групп населения, в том числе несовершеннолетних граждан, на беспрепятственный доступ в образовательное учреждение. Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод, в соответствии с ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» несет образовательное учреждение.

Школа является юридическим лицом. Администрация МО «Новоспасский район» является учредителем данного образовательного учреждения. Согласно договору о закреплении за учреждением муниципального имущества здание МОУ «Фабрично-Выселковская СШ», расположенное по адресу: <адрес>, находится на праве оперативного управления школы.

Административный истец просит: обязать МОУ «Фабрично-Выселковская СШ» оборудовать вход в здание школы, расположенного по адресу: <адрес>, пандусом в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области, Совет депутатов муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области.

Представитель административного истца помощник прокурора Новоспасского района Ульяновской области Шундикова Е.В. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика МОУ «Фабрично-Выселковская СШ» - директор МОУ «Фабрично-Выселковская СШ» Алифанова Н.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования об обязании МОУ «Фабрично-Выселковская СШ» оборудовать вход в здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, пандусом в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу признала. Последствия признания административного иска ей разъяснены и понятны.

Письменное заявление представителя административного ответчика МОУ «Фабрично-Выселковская СШ» - директор МОУ «Фабрично-Выселковская СШ» ФИО4 приобщено к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, извещался судом о проведении судебного разбирательства надлежащим образом, представил отзыв на административный иск, в котором просил отказать в его удовлетворении, а также указав, что образовательная организация может представлять инвалиду образовательные услуги дистанционно либо на дому. Требование прокурора влекут необоснованное расходование бюджетных средств.

Представитель заинтересованного лица Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, извещался судом о проведении судебного разбирательства надлежащим образом, представил отзыв на административный иск, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства. Кроме того обращал внимание на то, что финансирование мероприятий, указанных в иске, должно осуществлять за счет средств бюджета муниципального образования соответствующего субъекта.

Представители заинтересованных лиц КУМИЗО администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, Совет депутатов муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области в судебном заседании не участвовали, извещались своевременно и надлежащим способом о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Новоспасского районного суда Ульяновской области - novospasskiy.uln@sudrf.ru.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле суд приходит к следующему.

Одной из функций Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе основного общего образования, доступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (части 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям статей 39 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, неопределенного круга лиц (публичных интересов).

Следовательно, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам:

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации);

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Частью 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В приказе № 1309 Минобрнауки России перечислены требования к условиям доступности объектов и услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них (входные группы должны быть достаточной ширины для проезда инвалидной коляски, оборудованы пандусом или подъемным устройством, со специальными ограждениями и тактильными направляющими для лиц с нарушениями зрения, информационным табло для лиц с нарушениями слуха).

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в п. 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, согласно которому доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

Таким образом законодательство требует не только наличия соответствующего имущества у образовательных организаций, но и соответствия зданий, помещений, территории образовательных организаций требованиям безопасности, создания в них условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся. В частности, образовательные организации обязаны поддерживать надлежащее техническое состояние помещений. Недопустимо осуществление образовательной деятельности в зданиях, имеющих признаки аварийности. Каждое строение должно иметь положительное заключение органов государственного пожарного надзора о соответствии его требованиям на территории образовательной организации должна быть обеспечена доступность и безбарьерная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями зрения, слуха, двигательных функций - путем установки соответствующих пандусов, расширения дверных проемов, установки особых световых маячков, приобретения специального оборудования и мебели и т.д.

Согласно постановления администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области № 321 от 26.03.2019 здания школы по адресу: <адрес> закреплено на праве оперативного управления за МОУ «Фабрично-Выселковская СШ», что также подтверждается актом прёма-передачи имущества от 26.03.2024.

Как следует из материалов дела и установлено судом в ходе проведенной прокуратурой проверки по соблюдению законодательства о защите прав несовершеннолетних, в том числе инвалидов, выявлено, что вход в здание МОУ «Фабрично-Выселковская СШ», расположенного по адресу: <адрес>, не оборудован пандусом.

05.04.2024 руководителю образовательного учреждения внесено представление об устранении нарушений.

Согласно п. 2 Устава учебного учреждения предметом и, цели и виды деятельности являются осуществление образовательной деятельности, в том числе реализация Конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного образования и так далее.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела, пояснениями представителя административного ответчика, мероприятия по установке пандуса образовательной организацией запланированы, но не выполнены до настоящего времени..

Таким образом МОУ «Фабрично-Выселковская СШ» допущены нарушения законодательства о защите прав инвалидов, что являются недопустимыми, поскольку существенно нарушают реализацию прав маломобильных групп населения, в том числе несовершеннолетних граждан, на беспрепятственный доступ в образовательное учреждение.

Действительно, в силу части 5 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучение детей-инвалидов в целях охраны их здоровья может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.

Между тем, вопреки доводам заинтересованного лица - администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, возможность указанной организации обучения не исключает необходимость выполнения учебным учреждением предусмотренной законом обязанности по организации предоставления для детей-инвалидов общедоступного дошкольного образования в иных формах. При этом в силу пункта 1 части 3 статьи 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» форму получения образования и форму обучения выбирают родители (законные представители) ребенка.

Согласно пункту 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует их пункта 5 части 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 1.5 Устава МОУ «Фабрично-Выселковская СШ» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Новоспасский район» Ульяновской области, функции и полномочия учредителя администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области.

В п. 1.7 Устава МОУ «Фабрично-Выселковская СШ» указано, что школа является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета и так далее. Также от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с федеральным законом.

Согласно п. 6.10 Устава источниками имущества учреждения являются, в том числе, собственные средства учредителя, бюджетные и внебюджетные средства.

Учитывая, что несоблюдение требований законодательства, касающихся получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в частности обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, заявленные требования прокурора являются правомерным.

При этом МОУ «Фабрично-Выселковская СШ» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, а учредителем названного муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения является муниципальное образование «Новоспасский район», а функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования «Новоспасский район». В связи с этим, суд обращает внимание на то, что МОУ «Фабрично-Выселковская СШ» не лишено права при недостаточности внутренних резервов при исполнении решения суда, обратиться за финансированием к учредителю с учетом положений Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Основываясь на приведенных выше нормах права, установив, что в здание МОУ «Фабрично-Выселковская СШ» по адресу: <адрес>, не оборудовано пандусом, что приводит к ограничению доступа в здание учебного учреждения, обучающихся с ограниченными возможностями, суд считает необходимым обязать МОУ «Фабрично-Выселковская СШ» оборудовать вход в здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, пандусом в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Фабрично-Выселковская СШ» оборудовать вход в здание школы по адресу: <адрес>, пандусом в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме – 01.07.2024.

Судья Г.И. Берхеева

2а-1-111/2024 ~ М-1-102/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Новоспасского района Ульяновской области
Ответчики
МОУ Фабрично-Выселковская средняя школа
Другие
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО "Новоспасский район"
Совет депутатов муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области
Администрация МО "Новоспасский район"
Суд
Новоспасский районный суд Ульяновской области
Судья
Берхеева Г. И.
Дело на сайте суда
novospasskiy--uln.sudrf.ru
16.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2024Передача материалов судье
21.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2024[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
24.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее