Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-331/2023 ~ М-302/2023 от 21.06.2023

УИД 26RS0034-01-2023-000367-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2023года                                                                                 с. Летняя Ставка

Туркменский районный суд

Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Иванова А.В.,

при секретаре Абдуллаевой М.У.,

с участием:

помощника прокурора Туркменского района Ставропольского края Николаевой А.С.,

представителя ответчика СПК «Владимировский» Кисилева В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к СПК «Владимировский» «о возложении обязанности»,

установил:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Туркменский районный суд <адрес> с исковым заявлением СПК «Владимировский» «о возложении обязанности».

В обоснование исковых требований указал, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках проверки соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в деятельности СПК «Владимировский» выявлен факт неисполнения законодательства об охране атмосферного воздуха. Установлено, что СПК «Владимировский», имеющий источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и эксплуатирующий объект III категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – Промплощадка , состоящий на учете за -П, в период с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. даты вступления в силу приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , по настоящее время, в нарушение требований статьи 3 и пункта 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ, пункта 5 Требований и пунктов 7 и 11 Порядка, согласованного с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не имеет, соответственно, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не проводит. Согласно информации министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , указанные в перечне хозяйствующие субъекты (запрос межрайпрокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ ), в том числе СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ «ВЛАДИМИРОВСКИЙ», с заявлением в названное министерство для согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не обращалось, такие мероприятия министерством не согласовывались. Просил суд возложить на СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ «ВЛАДИМИРОВСКИЙ» обязанность в срок не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пункта 3 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 5 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ и пунктов 7 и 11 Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, путем согласования с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий для объекта III категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - Промплощадка , состоящего на учете за -П.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Николаева А.С. поддержала исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора и просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика СПК ПР «Владимировский» Кисилев В.Н. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, который также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ одним из принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией на основании соответствующей заявки, которая подается юридическими лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п.п. 1 и 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

В силу статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории, критерии отнесения которых утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Критерии).

    Установлено, что СПК «Владимировский», имеющий источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и эксплуатирующий объект III категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – Промплощадка , состоящий на учете за -П, в период с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. даты вступления в силу приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , по настоящее время, в нарушение требований статьи 3 и пункта 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ, пункта 5 Требований и пунктов 7 и 11 Порядка, согласованного с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не имеет, соответственно, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не проводит. Согласно информации министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , указанные в перечне хозяйствующие субъекты (запрос межрайпрокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ ), в том числе СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ «ВЛАДИМИРОВСКИЙ», с заявлением в названное министерство для согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не обращалось, такие мероприятия министерством не согласовывались.

    Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) установлены правовые основы охраны атмосферного воздуха и направленные на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Статьей 3 Закона № 96-ФЗ определены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, такие как: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ установлено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции «товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности (абзац 2 части 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ).

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , вступившим в силу 2".06.2020, утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов "загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования), в силу пункта 5 которого разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 19 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований <адрес>, в том числе подготовки и передачи соответствующих прогнозов (далее - Порядок), согласно пункту 3 которого Порядок является обязательным для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, индивидуальных предпринимателей, использующих объекты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории <адрес>, за исключением объектов IV категории, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

При получении информации о неблагоприятных метеорологических условиях субъекты хозяйственной деятельности обязаны незамедлительно проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ, в соответствии с согласованным министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> планом мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о согласовании которого, либо отказе в согласовании Министерство уведомляет их в письменном порядке (пункты 7 и 11 Порядка).

Вместе с тем, проверкой установлено, что СПК «Владимировский», имеющий источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и эксплуатирующий объект III категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – Промплощадка , состоящий на учете за -П, в период с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. даты вступления в силу приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , по настоящее время, в нарушение требований статьи 3 и пункта 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ, пункта 5 Требований и пунктов 7 и 11 Порядка, согласованного с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не имеет, соответственно, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не проводит.

Согласно информации министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , указанные в перечне хозяйствующие субъекты (запрос межрайпрокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ ), в том числе СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ «ВЛАДИМИРОВСКИЙ», с заявлением в названное министерство для согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не обращалось, такие мероприятия министерством не согласовывались.

В соответствии со статьей 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из земельных и экологических правоотношений, рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции.

                    Таким образом, обращение прокурора в суд с данным иском связано с необходимостью защиты конституционных прав законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, что свидетельствует об отнесении данного спора к экологическому, связанному с природопользованием, предотвращением негативного воздействия вод, что согласно пунктом 1 части 1 статьи. 22 ГПК РФ подведомственно суду общей юрисдикции.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации, круг которых не может быть определен, а также Российской Федерации в целях защиты гарантированного Конституцией РФ ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

При невыполнении обязанностей юридическим лицом требований природоохранного законодательства понуждение к их исполнению возможно путем привлечения к гражданско-правовой ответственности в виде возложения на них исполнения этих обязанностей в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ суд может установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено руководителем учреждения.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает обоснованными требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на СПК «Владимировский» обязанности устранить допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

возложить на СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ «ВЛАДИМИРОВСКИЙ» обязанность в срок не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пункта 3 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 5 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ и пунктов 7 и 11 Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, путем согласования с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий для объекта III категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - Промплощадка , состоящего на учете за -П.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Туркменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2023 года.

Судья                      подпись                                                                        А.В. Иванов

Подлинник решения хранится в

материалах гражданского дела № 2-331/2023

Туркменского районного суда Ставропольского края

2-331/2023 ~ М-302/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
СПК "Владимировский"
Суд
Туркменский районный суд Ставропольского края
Судья
Иванов Александр Васильевич
Дело на странице суда
turkmensky--stv.sudrf.ru
21.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2023Передача материалов судье
22.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2023Подготовка дела (собеседование)
11.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2023Дело оформлено
25.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее