Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-438/2023 от 24.07.2023

дело № 12-438/2023

Решение

01 сентября 2023 года                                  с. Пестрецы

Судья Пестречинского районного суда Республики Татарстан Геффель О.Ф., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по протесту прокурора Пестречинского района Республики Татарстан на постановление мирового судьи судебного участка по Пестречинскому судебному району Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка по Пестречинскому судебному району Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Н.В.И. на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прокурор Пестречинского района Республики Татарстан Ш.Ф.Р. обратился в суд с протестом на указанное постановление, в обоснование указав, что прокуратурой Пестречинского района на основании поступившего обращения В.А.А., проживающей по адресу: <адрес>, проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере образования в связи с реализацией права на образование.

В ходе проверки установлено, что согласно постановлению Исполнительного комитета Пестречинского муниципальное района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении количества мест в дошкольных образовательных организациях Пестречинского муниципального района РТ на 2023-2024 учебный год», в МБДОУ детский сад «Сказка» д. Куюки открыты 1 группа для детей с 3 до 4 лет (30 мест), 1 группа с 2 до 3 лет (28 мест); в МБДОУ детский сад «Золотая рыбка» д. Куюки открыты 1 группа для детей с 3 до 4 лет (27 мест), 2 группы для детей с 4 до 5 лет (53 места), 1 группа для детей с 5 до 6 лет (27 мест).

В ходе проверки установлено, что у В.А.А. сын Валиахметов Таир, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в очереди в возрастной категории с 2 до 3 лет в детском саду «Сказка» д. Куюки под номером 100, в детском саду «Золотая рыбка» под номером 127. На момент комплектования свободных мест нет, по этой причине предоставить ребенку место в желаемом детском саду не представляется возможным.

В связи с этим, у МБУ «Отделом образования» Пестречинского района Республики Татарстан имеется возможность предоставить ребенку место в одном из детских садов с. Пестрецы, с. Шали в Шалинском детском саду «Тургай», с. Кулаево в Кулаевском детском саду «Колокольчик», с. Ленино- Кокушкино в Ленино-Кокушкинском детском саду «Родничок», которые расположены на расстоянии более 25 км. от места проживания В.А.А.

В связи с тем, что в детских учреждениях по месту проживания В.А.А. нет мест, ребенок лишен возможности получать бесплатное дошкольное образование. Не обеспечение местом детей является нарушением права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций.

Данный вывод подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами: решение Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ о назначении руководителя исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан; положение об исполнительном комитете Пестречинского муниципального района Республики Татарстан; должностная инструкция руководителя исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан; ответ начальника МБУ «Отдел образования» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за о невозможности принятия В.Т. в детские сады по месту жительства в связи с отсутствием свободных мест; справки МБУ «Отдел образования» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан об отсутствии свободных мест в детском саду д. Куюки; ответ начальника МБУ «Отдел образования» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за с предложением В.Т. мест в других детских садах на территории Пестречинского района.

Выводы суда о том, что предпринятые меры руководителем Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Н.В.И. свидетельствуют о намерении выполнить входящую в компетенцию Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан обязанность по созданию условий для реализации права на образование, не находят своего подтверждения.

Так как на сегодняшний день Исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан реальные меры для обеспечения детей Богородского сельского поселения дошкольным образовательным учреждением не приняты.

В д. Куюки Богородского сельского поселения по комплектованию групп в МБДОУ детский сад «Сказка» и в МБДОУ детский сад «Золотая рыбка» д. Куюки на 2023/2024 учебный год свободных мест не имеется.

При этом обеспечению местом в д. Куюки в 2023 году подлежат также 826 детей, возможность зачисления в образовательные учреждения которых в д. Куюки отсутствует.

Кроме того, Исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан разрешение на строительство многоквартирных домов выдавались без учета отсутствия инфраструктуры, в том числе образовательных учреждений.

Генеральным планом Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района, утвержденным решением Совета Пестречинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено строительство в д. Куюки трех дошкольных образовательных организаций общей проектной мощность 960 мест на земельных участках с кадастровыми номерами ,      . Однако, в настоящее время строительство не ведется.

Таким образом, руководитель Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Н.В.И. незаконно ограничивает права на образование, выразившиеся в ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования детей в д. Куюки Богородского сельское поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, в том числе ребенка В.А.А.

В судебном заседании помощник прокурора Пестречинского района Республики Татарстан С.Р.Р. доводы протеста поддержала.

Представитель Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан П.С.М. в судебном заседании просила оставить решение мирового судьи без изменения, протест без удовлетворения.

Заслушав помощника прокурора, представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статей 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).

Согласно части 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Из положений части 3 статьи 5 Закона об образовании следует, что общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования гарантируются в Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение в образовательные учреждения проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

В соответствии с частью 9 статьи 55 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Согласно пункту 4.6 Положения об исполнительном комитете Пестречинского муниципального района Республики Татарстан исполнительный комитет в сфере образования организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам муниципальных образовательных организаций (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС)

В силу пункта 8 Положения об исполнительном комитете Пестречинского муниципального района Республики Татарстан руководитель исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан несет персональную ответственность за выполнение исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан входящих в его компетенцию полномочий.

Как усматривается из материалов дела, постановлением исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 11.05.20223 года за в МБДОУ детский сад «Сказка» д. Куюки открыты по 1 группе для детей с 2 до 3 лет (28 мест) и с 3 до 4 лет (30 мест), в МБДОУ детский сад «Золотая Рыбка» д. Куюки ~1 группа для детей с 3 до 4 лет (27 мест), 2 группы для детей с 4 до 5 лет (53 места), 1 группа для детей с 5 до 6 лет (27 мест).

Валиахметов Таир, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит в МБДОУ детский сад «Сказка» д. Куюки на учете в очереди в возрастной категории детей с 2 до 3 лет под номером 100, в МБДОУ детский сад «Золотая Рыбка» д. Куюки – под номером 127, свободных мест на момент комплектования не имеется, предоставление места в этих садах не представляется возможным, отделом образования предложены места в других детских садах на территория; Пестречинского района, которые расположены на расстоянии более 25 км. от места проживания В.Т.

В связи с отсутствием свободных мест В.Т. лишен возможности получать бесплатной дошкольное образование, необеспечение ребенка местом в детском саду является нарушением его права на образование.

В подтверждение доводов о совершении лицом, привлекаемым к административной ответственности, административного правонарушения представлены:

- постановление прокурора Пестречинского района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, составленное в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и содержащее сведения об обстоятельствах совершенного правонарушения;

- решение Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ о назначении руководителя исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан;

- положение об исполнительном комитете Пестречинского муниципального района Республики Татарстан;

- должностная инструкция руководителя исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан;

- ответ начальника МБУ «Отдел образования» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности принятия В.Т. в детские сады по месту жительства в связи с отсутствием свободных мест;

- справки МБУ «Отдел образования» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан об отсутствии свободных места в детские сады д. Куюки;

- ответ начальника МБУ «Отдел образования» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ с предложением В.Т. мест в других детских садах на территории Пестречинского района.

В ходе рассмотрения дела мировым судьей установлено, что работниками исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан по поручению руководителя исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Н.В.И. подготавливались проекты обращений по вопросу выделения денежных средств на строительство детских садов в Пестречинском муниципальном районе, а именно:

ДД.ММ.ГГГГ за на имя Президента Республики Татарстан М.Р.Н. направлено обращение об оказании содействия и выделении финансовых средств на работы для строительства детского сада в д. Куюки.

ДД.ММ.ГГГГ за на имя премьер-министра Республики Татарстан П.А.В. направлено обращение о выделении финансовых: средств на строительство двух детских садов в д. Куюки.

ДД.ММ.ГГГГ за на имя Президента Республики Татарстан М.Р.Н. направлено обращение об оказании содействия и выделении финансовых средств на работы для строительства детского сада в д. Куюки.

ДД.ММ.ГГГГ за на имя Президента Республики Татарстан М.Р.Н. направлено обращение об оказании содействия и выделении финансовых средств на работы для строительства детского сада в с. Кощаково.

ДД.ММ.ГГГГ за на имя Президента Республики Татарстан М.Р.Н. направлено обращение об оказании содействия и выделении финансовых средств на работы для строительства двух детских садов в д. Куюки.

ДД.ММ.ГГГГ за на имя премьер-министра Республика Татарстан П.А.В. направлено обращение о рассмотрении вопроса о строительстве школы в д. Куюки.

Из письма министра строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за С.А.А. на имя руководителя администрации Раиса Республики Татарстан следует, что Раисом Республики Татарстан М.Р.Н. наложена резолюция на предложение рассмотреть возможность привлечения средств федерального бюджета для строительства детского сада в д. Куюки: «Ознакомлен. Согласен с Вашим предложением».

Из письма министра образования Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за №В-2918/23-1 С.А.А. на имя руководителя администрации Раиса Республики Татарстан следует, что в случае проведения Министерством просвещения РФ дополнительных отборов на предоставление заявок неучастие в федеральном проекте по строительству объектов дошкольного образования, запрос предоставлении информации и документации по вопросу строительства детского сада в д. Куюки будет направлен в адрес Пестречинского муниципального района.

Согласно обращению от ДД.ММ.ГГГГ за на имя премьер-министра Республики Татарстан П.А.В. изложена просьба об оказании содействия по строительству школы и детских садов в д. Куюки.

Мировой судья пришел к выводу о том, что руководителем Исполнительного комитета Пестречинского муниципального район Республики Татарстан принимались все зависящие от него меры по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам муниципальных образовательных организаций, сведения о выделении бюджетных ассигнований на строительство детских садов не имеются. Меры, предпринятые руководителем исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан свидетельствуют о намерении выполнить входящую в компетенцию исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан обязанность по созданию условий для реализации права на образование.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья пришел к обоснованному выводу о прекращении производствапо делу на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, по результатам рассмотрения протеста и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении дела мировым судьей были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального закона, влекущие отмену постановления, и которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

    решил:

постановление мирового судьи судебного участка по Пестречинскому судебному району Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, протест прокурора Пестречинского района Республики Татарстан – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Пестречинский районный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья:

12-438/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
Прокурор Пестречинского района Республики Татарстан
Ответчики
Никитин Вадим Ильич
Суд
Пестречинский районный суд Республики Татарстан
Судья
Геффель Ольга Федоровна
Статьи

ст.5.57 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
pestrechinsky--tat.sudrf.ru
24.07.2023Материалы переданы в производство судье
01.09.2023Судебное заседание
01.09.2023Вступило в законную силу
05.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее