Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-729/2022 от 21.07.2022

УИД 03RS0...-19

Дело № 12-729/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

20 сентября 2022 г. г. Уфа

Судья Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Егорова Ю.С.,

с участием представителя административной комиссии Администрации Советского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан – Камалова Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ямалетдинова Артура Ильдаровича на постановление Административной комиссии Советского района городского округа ... Республики Башкортостан ... от < дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 6.24 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Административной комиссии ... городского округа ... Республики Башкортостан ... от < дата > Ямалетдинов А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.24 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Ямалетдинов А.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить указывая, что на основании договора безвозмездного пользования транспортным средством от < дата >, заключенного между ним и Куликовым В.А., транспортное средство марки Honda Accord, 2012 года выпуска, с государственным регистрационным знаком ..., передано последнему в безвозмездное временное пользование на срок с < дата > по < дата > Таким образом, договор, акт приема-передачи свидетельствуют о том, что на момент фиксации правонарушения < дата > в 19 часов 13 минут по адресу: ...Б, указанное транспортное средство находилось во временном владении и пользовании иного лица.

Жалоба подана в суд < дата >, то есть в течение 10 суток с момента получения постановления (< дата >).

Ямалетдинов А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом телефонограммой, причины неявки неизвестны.

Кроме того, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от < дата > № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.

Считаю возможным рассмотреть административное дело в отсутствие Ямалетдинова А.И., извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель административной комиссии ... городского округа ... Республики Башкортостан Камалов Д.Р. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав представителя коллегиального органа, изучив материалы дела об административном правонарушении, исследовав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

На основании ст.ст. 1.1, 1.3, 1.4 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях законодательство Республики Башкортостан об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законах, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Кодекса. Настоящим Кодексом осуществляется правовое регулирование в области законодательства об административных правонарушениях в пределах ведения Республики Башкортостан, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящем Кодексе основные понятия используются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из приведенных норм закона, следует, что вопросы, не урегулированные Кодексом Республики Башкортостан об административных правонарушениях, разрешаются в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 6.24 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, загрязнение транспортными средствами (прицепами к ним) территории во время их эксплуатации, стоянки, обслуживания или ремонта, при перевозке грузов или выезде с места производства работ, вследствие отсутствия тента или укрытия, предотвращающих рассыпание и (или) вываливание груза, загрязненного состояния транспортного средства, отсутствия пункта мойки колес на выезде со строительных объектов и площадок, а также мойка транспортных средств или слив топлива, масел на территориях общего пользования вне специально отведенных мест - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Согласно пунктов «д» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу положений ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, к которым федеральным законодательством отнесено утверждение правил благоустройства территории городского поселения.

В соответствии с ч.ч. 1 и 4 ст.7 Федерального закона от < дата > N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Правила благоустройства территории муниципального образования представляют собой муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (абз. 21 ч.1 ст. 2 Федерального закона от < дата > N 131-ФЗ).

К вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от < дата > N 131-ФЗ).

В силу п. 11 ч. 10 ст. 35, ч. 1 ст. 45.1 Федерального закона от < дата > N 131-ФЗ утверждение правил благоустройства на территории муниципального образования и внесение в них изменений является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.

При этом представительный орган местного самоуправления, утверждая правила благоустройства территории городского поселения и решая вопросы местного значения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Перечень вопросов, которые могут регулироваться правилами благоустройства территории муниципальных образований, закреплен в ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от < дата > N 131-ФЗ.

Решением Совета ГО ... Республики Башкортостан от < дата > ... утверждены Правила благоустройства территории городского округа ... Республики Башкортостан (далее по тексту – Правила).

На основании п.2 ч.11 ст.63 Правил запрещается размещение автотранспортных средств вне специальных площадок, оборудованных для их размещения.

Пунктом 15 статьи 5 Положения о производстве работ, влекущих нарушение благоустройства, на территории городского округа ... Республики Башкортостан, являющегося приложением к Правилам, установлено, что производитель работ обязан не допускать выноса грязи колесами автотранспорта (строительных машин) за территорию строительной площадки (зоны производства работ).

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно ч.4 ст.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса;

7) вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 настоящего Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.2 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Как следует из материалов дела, вследствие обнаружения < дата > обстоятельств, содержащих признаки административного правонарушения, представителем административной комиссией ... городского округа ... Республики Башкортостан Самигуллиной И.И. в отношении Ямалетдинова А.И. был составлен протокол об административном правонарушении от < дата > за нарушение п. 2 ч. 11 ст. 63 Правил, влекущие нарушение благоустройства, на территории городского округа ... Республики Башкортостан.

Приведя в протоколе ссылку на указанную норму, должностное лицо пришло к выводу, что Ямалетдиновым А.И. допущен вывоз грязи и грунта колесами автотранспорта со строительных объектов и площадок.

Вместе с тем, в протоколе ... об административном правонарушении от < дата > не содержится указания на то, что Ямалетдинов А.И. произвел вывоз грязи со строительной площадки, либо совершил иные действия, которые повлекли бы нарушение п.2 ч.11 ст.63 Правил, влекущих нарушение благоустройства на территории городского округа ... Республики Башкортостан.

Следовательно, событие административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении надлежащим образом не описано.

Из содержания и смысла положений ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знать, в чем оно обвиняется, какие его действия (бездействие) образуют объективную сторону административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность. Положения ч. 1 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наделяют лицо пользоваться юридической помощью защитника при производстве по делу об административном правонарушении.

Указанным правам корреспондирует предусмотренная ч.2 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязанность должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, объявить привлекаемому к административной ответственности лицу, в чем он обвиняется, в чем выражается допущенное им нарушение.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от < дата > ... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела (п. 4).

Протокол от < дата > об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.24 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении Ямалетдинова А.И., не содержит данных, прямо предусмотренных в ч.2 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, имеет существенный недостаток.

В соответствии с п.3 ст.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Согласно п.4 ч.1 ст.29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Коллегиальным органом при подготовке к рассмотрению дела данные требования закона не выполнены, протокол по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в отношении Ямалетдинова А.И. для устранения недостатков возвращен не был.

Признавая Ямалетдинова А.И. виновным в совершении административного правонарушения и назначая ей административное наказание, административная комиссия пришла к выводу о том, что Ямалетдинов А.И. нарушил п.2 ч.11 ст.63 Правил (запрещается размещение автотранспортных средств вне специальных площадок, оборудованных для их размещения), который не соответствует диспозиции ст.6.24 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях.

Вышеназванные недостатки при производстве по делу об административном правонарушении являются существенными, повлекшими нарушение права Ямалетдинова А.И. на защиту.

На данной стадии производства по делу об административном правонарушении в силу положений п.4 ч.1 ст.29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность возвращения протокола должностному лицу для устранения недостатков утрачена.

Принимая во внимание, что протокол об административном правонарушении имеет существенные недостатки, не отвечает требованиям ч.2 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он является недопустимым доказательством по делу.

Вместе с тем, довод Ямалетдинова А.И. о том, что не он управлял транспортным средством, опровергается установленными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

Так, согласно представленной страховой компанией копией страхового полиса №ТТТ7001767670, действующего в период времени с < дата > по < дата >, следует, что лицом, допущенным к управлению транспортным средством, является Ямалетдинов А.И.

Куликов В.А., который, со слов заявителя, управлял транспортным средством, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, документы, подтверждающие его нахождение в период с 31 мая по < дата > в ..., ни им, ни Ямалетдиновым А.И. не представлены.

При таких обстоятельствах договор безвозмездного пользования транспортным средством нахожу недостоверным доказательством доводов Ямалетдинова А.И. относительно субъекта правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление Административной комиссии ... городского округа ... Республики Башкортостан ... от < дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.24 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях в отношении Ямалетдинова А.И., подлежит отмене, производство по делу прекращению, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу Ямалетдинова Артура Ильдаровича удовлетворить.

Постановление административной комиссии ... городского округа ... Республики Башкортостан ... от < дата >, предусмотренное ст. 6.24 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении Ямалетдинова Артура Ильдаровича, отменить.

Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ю.С. Егорова

12-729/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Ямалетдинов Артур Ильдарович
Другие
Камалов Дамир Раифович
Суд
Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Егорова Ю.С.
Дело на странице суда
sovetsky--bkr.sudrf.ru
21.07.2022Материалы переданы в производство судье
22.07.2022Истребованы материалы
04.08.2022Поступили истребованные материалы
06.09.2022Судебное заседание
20.09.2022Судебное заседание
06.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее