Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-258/2024 ~ М-139/2024 от 20.03.2024

гр.д.№2-258/2024     

УИД 56RS0041-01-2024-000261-42

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 июля 2024 года с.Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Устименко Е.А.,

при секретаре Потемкиной Т.А.,

с участием помощника прокурора Каргиной Л.А.,

представителя ответчика Мустафаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района, администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области об обязании совершить определенные действия,

установил:

прокурор Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района (далее МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района).

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение абз.4 п.13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации с учетом окончания гарантированного срока (13.10.2023) эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ, МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района не обеспечено проведение повторной обработки деревянных элементов чердачного покрытия (обрешетка и стропила) объектов защиты (учебных корпусов №1 и №2 МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района.

Прокуратурой района по данному факту 09.02.2024 в адрес директора МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района вносилось представление, которое было рассмотрено, однако до настоящего времени нарушения не устранены.

Полагают, что нарушение образовательной организацией требований пожарной безопасности влечет нарушение прав обучающихся по созданию безопасных условий обучения.

С учетом уточнения заявленных требований в окончательной редакции просили обязать МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района в срок до 01.09.2024 провести повторную обработку средствами огнезащиты деревянных элементов чердачного покрытия (обрешетка и стропила) учебных корпусов №1 и №2 МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района по адресу: <адрес>

обязать администрацию муниципального образования Тоцкий район обеспечить финансирование МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, направленных на проведение повторной обработки средствами огнезащиты деревянных элементов чердачного покрытия (обрешетка и стропила) учебных корпусов №1 и №2 МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района по адресу: <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Протокольным определением суда от 23.04.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, привлечен отдел культуры администрации Тоцкого района.

Протокольным определением суда от 14.05.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области.

В судебном заседании помощник прокурора Каргина Л.А. заявленные требования с учетом уточнения поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель администрация муниципального образования Тоцкий район Мустафаева А.А., действующая на основании доверенности, в удовлетворении требований в части возложении обязанности на муниципальное образование Тоцкий район обеспечить финансирование МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района для выполнения мероприятий, направленных на проведение повторной обработки средствами огнезащиты деревянных элементов чердачного покрытия (обрешетка и стропила) учебных корпусов №1 и №2 просила отказать, поскольку бюджетное учреждение осуществляет приносящую доходы деятельность и способно самостоятельно профинансировать повторную обработку средствами огнезащиты чердачного помещения здания.

Представители ответчика – МАУ ДО «Детская школа искусств» Тоцкого района, представители третьего лица - отдела культуры администрации Тоцкого района в суд не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика Мустафаеву А.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации

К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу статьи 1 и пункта 9 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя в том числе финансирование расходов на обеспечение безопасности.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", регулирующий в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Согласно статье 3 названного закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности относятся вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

На основании абз.4 пункта 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479, в случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности.

Согласно требованиям Свода Правил СП 2.13130 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утвержденный приказом МЧС России от 12.03.2020 №151, пределы огнестойкости и классы пожарной опасности конструкций чердачных покрытий в зданиях всех степеней огнестойкости не нормируются, а кровлю, стропила и обрешетку, а также подшивку карнизных свесов допускается выполнять из горючих материалов, за исключением специально оговоренных случаев.

Сведения о конструкциях, относящихся к элементам чердачных покрытий, приводятся проектной организацией в технической документации на здание.

В зданиях I - IV степеней огнестойкости с чердачными покрытиями при стропилах и (или) обрешетке, выполненных из древесины, а также других горючих материалов, кровлю следует выполнять из НГ, а стропила и обрешетку в зданиях I степени огнестойкости подвергать обработке огнезащитными составами I группы огнезащитной эффективности, в зданиях II - IV степеней огнестойкости огнезащитными составами не ниже II группы огнезащитной эффективности - в соответствии с ГОСТ 53292 либо выполнять их конструктивную огнезащиту, не способствующую скрытому распространению горения. Для указанных зданий допускается выполнять кровлю из горючих материалов, уложенную на сплошную конструкцию основания под кровлю, выполненную из НГ, при условии соблюдения требований, установленных в СП 17.13330.

В зданиях классов конструктивной пожарной опасности С0, С1 конструкции карнизов, подшивки карнизных свесов чердачных покрытий следует выполнять из НГ, Г1 либо выполнять обшивку данных элементов листовыми материалами группы горючести не менее Г1. Для указанных конструкций не допускается использование горючих утеплителей (за исключением пароизоляции толщиной до 2 мм) и они не должны способствовать скрытому распространению горения.Как установлено судом и следует из материалов дела, по адресу: <адрес> находится здание МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района (корпус №1 и корпус №2), год завершения строительства- 1976. Данное здание является муниципальной собственностью и находится на праве оперативного управления у ответчика МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.05.2024.

Пунктом 2.1 договора на право оперативного управления имуществом от 19.02.2016, заключенного между администрацией Тоцкого района Оренбургской области и МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района, установлено, что срок действия договора с 19.02.2016 по 18.02.2065.

Согласно Уставу МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района, Учреждение является организацией дополнительного образования и осуществляет в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам в области искусств.

В ходе проведённой прокуратурой Тоцкого района проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района установлено, что в нарушение абз.4 п.13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации с учетом окончания гарантированного срока (13.10.2023) эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ, МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района не обеспечено проведение повторной обработки деревянных элементов чердачного покрытия (обрешетка и стропила) объектов защиты (учебных корпусов №1 и №2 МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района.

Здание относится к классу функциональной пожарной опасности Ф4.1 (здания организаций дополнительного образования детей).

Из акта приемки работ от 13.10.2017 следует, что подрядной организацией ООО «КрАПЭ» выполнены работы по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачных помещений в зданиях №1, №2 МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района, общей площадью 400 м2, огнезащитным препаратом «ФОХ». Срок сохранения эффекта: антисептирование - не менее 7 лет; огнезащита - не менее 5 лет.

Необходимость повторной обработки деревянных элементов чердачного покрытия (обрешетка и стропила) объектов защиты (учебных корпусов №1 и №2 МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района подтверждается актом проверки, проведённым прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Сорочинскому городскому округу, Тоцкому и Красногвардейскому районам от 06.02.2024.

Прокуратурой района по данному факту 09.02.2024 в адрес директора МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района вносилось представление о необходимости устранения выявленных нарушений.

Ответом директора МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района от 01.03.2024 на представление прокурора указано, что повторная обработка деревянных элементов чердачного покрытия (обрешетка и стропила) будет произведена при благоприятных погодных условиях.

04.03.2024 директор МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого район Трофимова Ю.В. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, назначено административное наказание в виде предупреждения.

19.06.2024 МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района с ООО «СпецТехноСервис» заключен договор №01 на выполнение работ по огнезащитной пропитке деревянных конструкций чердачного помещения. Срок выполнения работ в течение 30 рабочих дней.

Поскольку гарантированный срок эксплуатации огнезащитного покрытия деревянных конструкций чердачного помещения здания истек 13.10.2023, работы по огнезащитной пропитке деревянных конструкций чердачного помещения дошкольного учреждения не проведены, исковые требования в данной части являются обоснованными, поскольку несоблюдение требований действующего законодательства по выполнению обязательных мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности и обеспечению безопасного функционирования здания детского образовательного учреждения, создает угрозу жизни и здоровью, как несовершеннолетних воспитанников, так и работников учреждения.

Согласно Уставу МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района Тоцкого района Учредителем бюджетного учреждения является муниципальное образование Тоцкий район в лице администрации муниципального образования Тоцкий район.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закреплённого за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

В соответствии с п.3 ст.6 Устава муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области (принят решением Совета депутатов муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области), в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Администрация Тоцкого района Оренбургской области (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области (ст.29 Устава).

При таких обстоятельствах, разрешая требования прокурора, касающиеся финансирования мероприятий, направленных на проведение повторной обработки средствами огнезащиты деревянных элементов чердачного покрытия (обрешетка и стропила) учебных корпусов №1 и №2 МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района, суд исходит из того, что администрация муниципального образования Тоцкий район является исполнительно-распорядительным органом, в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обладает полномочиями по финансированию муниципальных образовательных учреждений, в связи с чем, приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию мероприятий, направленных на проведение повторной обработки средствами огнезащиты деревянных элементов чердачного покрытия (обрешетка и стропила) учебных корпусов №1 и №2 МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района на администрацию муниципального образования Тоцкий район.

Довод представителя ответчика о том, что бюджетное учреждение осуществляет приносящую доходы деятельность и способно самостоятельно профинансировать повторную обработку средствами огнезащиты чердачного помещения здания МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района суд находит несостоятельным ввиду следующего:

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 и пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Следовательно, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к пожарной безопасности (защищенности) объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению пожарной безопасности с их финансовыми возможностями.

Поэтому требования прокурора, предъявленные к МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района, администрации муниципального образования Тоцкий район» суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Срок для устранения выявленных нарушений законодательства, отвечает принципу разумности и является достаточным для исполнения решения.

Руководствуясь ст.ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района, администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района в срок до 01 сентября 2024 года провести повторную обработку средствами огнезащиты деревянных элементов чердачного покрытия (обрешетка и стропила) учебных корпусов №1 и №2 МБУ ДО «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования Тоцкий район обеспечить финансирование муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, направленных на проведение повторной обработки средствами огнезащиты деревянных элементов чердачного покрытия (обрешетка и стропила) учебных корпусов №1 и №2 муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Зареченская детская школа искусств» Тоцкого района по адресу: <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А.Устименко

Текст мотивированного решения изготовлен 08.07.2024.

2-258/2024 ~ М-139/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Тоцкого района Оренбургской области
Ответчики
МБОУ ДО "Зареченская детская школа искусств" Тоцкого района
Администрация МО Тоцкий район
Другие
Отдел культуры администрации Тоцкого района
Суд
Тоцкий районный суд Оренбургской области
Судья
Устименко Евгения Алексеевна
Дело на сайте суда
totsky--orb.sudrf.ru
20.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2024Передача материалов судье
27.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2024Судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Судебное заседание
02.07.2024Судебное заседание
08.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее