№ 2-1029/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Соль-Илецк 23 июня 2022 года
Оренбургская область
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего – судьи Букреевой В.Н.,
с участием истца – старшего помощника прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Буслаевой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Таганьязовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, несовершеннолетних детей, к Управлению образования администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области и муниципальному дошкольному общеобразовательному бюджетному учреждению «<данные изъяты> об обязании совершить определенные действия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних детей, обратился в суд с иском к Управлению образования администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области и муниципальному дошкольному общеобразовательному бюджетному учреждению <данные изъяты> (далее – тексту МДОБУ «<данные изъяты>), указывая на нарушение ответчиками требований законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической защищенности учреждения в части необеспечения МДОБУ <данные изъяты> системами оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Исковое заявление мотивировано отсутствием на указанном объекте дошкольного образования наличия систем оповещения и управления эвакуацией, что является нарушением Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006. Указанные нарушения свидетельствуют о недолжном и формальном подходе ответственных должностных лиц учреждений к исполнению своего служебного долга и отсутствии должностного контроля со стороны руководства.
В этой связи просит суд признать незаконным бездействие Управления образования администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, выразившееся в несоблюдении требований антитеррористической защищенности и несоздании безопасных условий обучения несовершеннолетних и находящихся лиц в МДОБУ <данные изъяты>. Обязать Управление образования администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, МДОБУ <данные изъяты>, в отношении МДОБУ <данные изъяты> принять следующие меры: оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ предусмотреть в бюджете на 2022 год финансирование МДОБУ <данные изъяты> для оборудование объекта системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Буслаева Л.Н. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Извещённые о дне, месте и времени судебного разбирательства представители ответчиков – администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, управления образования администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, МДОБУ <данные изъяты> в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав приложенные к исковому заявлению документы, приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма.
Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, установлено, что основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с пунктом 2 части 6, части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального округа отнесено к вопросам местного значения муниципального округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006).
Пунктом 32 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Таким образом, Требованиями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения пунктом 13 упомянутых Требований установлены категории опасности объектов (территорий), в соответствии с подпунктом «г» которого МДОБУ <данные изъяты> относится к четвертой категории опасности, что сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.
В отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности дополнительно к иным предусмотренным мероприятиям, осуществляются, в том числе, мероприятия направленные на оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подпункт «д» пункта 24 Требований, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006).
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокуратурой Соль-Илецкого района Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в МДОБУ <данные изъяты>, в ходе которой установлено, что в данном дошкольном образовательном учреждении в нарушение п. 24 Требований, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем.
Поскольку предусмотренная законодателем система оповещения и управления эвакуацией о возникновении чрезвычайной ситуации в МДОБУ <данные изъяты> отсутствует, суд приходит к выводу о том, что ответчиками не в полном объёме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности рассматриваемого объекта дошкольного образования.
Согласно Уставу МДОБУ <данные изъяты> его учредителем и собственником имущества является муниципальное образование Соль-Илецкий городской округ, функции и полномочия которого осуществляет Управление образования администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.
Таким образом, обязанность по обеспечению выделения необходимого целевого финансирования для оборудования МДОБУ <данные изъяты>, объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами), возлагаются на учредителя такого учреждения – администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области. Функции и полномочия учредителя в части полномочий, определенных действующим законодательством, осуществляет Управление образования администрации муниципальное образование Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.
Исходя из вышеперечисленных положений нормативных правовых документов, возложение обязанности по обеспечению финансирования для оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, а также его отраслевого органа Управления образования муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.
В соответствии с приведенными нормами права, установленное обстоятельство свидетельствует о допущенных ответчиками нарушениях Требований, утвержденных приведенным Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 в части не оборудование объекта дошкольного образовательного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией и за счет средств органа местного самоуправления, выделение которых на данные цели в адрес учреждения возложены на орган местного самоуправления, то есть применительно к рассматриваемому спору – на администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит заявленные прокурором Соль-Илецкого района Оренбургской области исковые требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении периода, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения, суд, учитывая объём работ, необходимых для их устранения, считает указанный в иске срок разумным, необходимым и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, несовершеннолетних детей, к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, Управлению образования администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области и муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению <данные изъяты> об обязании совершить определенные действия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предусмотреть в бюджете на 2022 год финансирование по оборудованию МДОБУ «<данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> А, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Управление образования администрации муниципальное образование Соль-Илецкий городской округ, МДОБУ <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать дошкольное образовательное учреждение системами оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Соль-Илецкого районного суда
Оренбургской области /подпись/ В.Н. Букреева
Мотивированное решение составлено 30 июня 2022 года.
Копия верна: судья В.Н. Букреева