Судья: Афанасьева С.Н. адм. дело № 33а-1739/2024
УИД: 63RS0045-01-2023-010504-47
Дело № 2а-9813/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Пудовкиной Е.С. и Роменской В.Н..,
с участием прокурора Никитиной С.Н.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Промышленного района г. Самары на решение Промышленного районного суда г. Самары от 4 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
начальник отдела полиции по Промышленному району УМВД России по г. Самаре обратился в суд с административным исковым заявлением к Левановой О.В. об установлении дополнительных административных ограничений в виде явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 июня 2019 г. в отношении Левановой О.В. установлен административный надзор сроком на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и административные ограничения в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов; обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа и распитие спиртных напитков. За время срока административного надзора Леванова О.В. совершила два административных правонарушения, за что привлечена к административной ответственности.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд установить в отношении Левановой О.В. дополнительно административные ограничения в виде явки в ОВД по месту жительства три раза в месяц для регистрации.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 4 декабря 2023 г. заявленные требования удовлетворены, Левановой О.В., в отношении которой решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 июня 2019 г. установлен административный надзор, установлены дополнительные ограничения - явка в ОВД по месту жительства 3 раза в месяц для регистрации, на весь срок административного надзора (л.д. 25-27).
В апелляционном представлении прокурор Промышленного района г. Самары просит решение суда изменить, изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: «Левановой О.В., в отношении которой решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 июня 2019 г. установлен административный надзор, установить дополнительное ограничение - обязательная явка 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации» (л.д. 30-32).
В суде апелляционной инстанции прокурор дополнил апелляционное представление, просил резолютивную часть решения суда изменить в целях недопущения двойственного толкования установленного количества явок.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представлении с дополнением, заслушав заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора регулируются главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ).
На основании части 8 статьи 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Таким образом, диспозиция названной нормы Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ устанавливает не безусловное дополнение установленных ранее поднадзорному лицу административных ограничений по заявлению органа внутренних дел, а исключительно с учетом сведений об образе жизни поднадзорного лица, его поведения, и соблюдении административных ограничений.
Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 июня 2019 г. по административному делу № №, с учетом апелляционного определения Оренбургского областного суда от 8 августа 2019 г., в отношении Левановой О.В. установлен административный надзор сроком на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и административные ограничения в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов; обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа и распитие спиртных напитков (л.д. 7-8, 15-18).
За время срока административного надзора Леванова О.В. совершила два административных правонарушения, предусмотренного частью <данные изъяты> Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, а именно, 5 сентября 2023 г. не явилась на регистрацию в орган внутренних дел, 12 сентября 2023 г. в ночное время отсутствовала по месту проживания), за что 12 октября 2023 г. привлечена к административной ответственности (л.д. 9-10).
Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные частью 3 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ, для дополнения Левановой О.В. ранее установленных судом административных ограничений.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам, пришел к правильному выводу о наличии оснований для дополнения административных ограничений в виде увеличения количества явок на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Вместе с тем, судебная коллегия находит решение подлежащим изменению, а доводы апелляционного представления с дополнениями заслуживающими внимания.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 статьи 4 Закона). Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу).
Указанная судом в резолютивной части решения формулировка административного ограничения: «установить дополнительные ограничения - явка в ОВД по месту жительства 3 раза в месяц для регистрации» не соответствует формулировке административного ограничения, определенной в пункте 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации», а также допускает двойственное толкование в части неопределенности установления количества явок - общее количество явок три раза или с учетом ранее установленного количества явок (два раза) - пять раз, что не соответствует положениям пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ.
Не указание в резолютивной части решения суда на обязательную регистрацию по месту пребывания или фактического нахождения может повлечь ненадлежащее исполнение временного ограничения прав и свобод лиц, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом для предупреждения совершения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит изменению в части дополнения Левановой О.В. ранее установленных ограничений административным ограничением в виде обязательной явки на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации один раз в месяц, определив общее количество явок три раза в месяц.
В остальной части решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, ввиду правильного установления и определения обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора по существу, надлежащей правовой оценки всех доказательств по делу в их совокупности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Самары от 4 декабря 2023 г. изменить, изложив резолютивную часть решения следующим образом.
Административные исковые требования отдела полиции по Промышленному району Управления МВД России г. Самаре - удовлетворить.
Дополнить Левановой О.В. ранее установленные административные ограничения на основании решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 июня 2019 г. административным ограничением в виде обязательной явки на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения один раз в месяц, определив общее количество явок три раза в месяц.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 16 января 2024 г.
Председательствующий:
Судьи: