№ 2-300/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
23 мая 2022 года г.Льгов
Льговский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Заболоцкой И.Г., при секретаре Меркуловой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Льговского межрайонного прокурора Курской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации г.Льгова Курской области, МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова» об обязании администрацию г.Льгова обеспечения финансирования работ по оборудованию входа в здание, обязании МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова « оборудования входа в здание,
У С Т А Н О В И Л :
Льговский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации г.Льгова Курской области, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова» об обязании администрацию г. Льгова Курской области в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование работ по оборудованию входа в здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова» информирующей тактильной табличкой для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а также тактильной или тактильно-звуковой схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании, в соответствии с требованиями п.п. 6.1.1, 5.6.9, 6.5.12 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»;обязании МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова» в течение 3-х месяцев с момента получения из бюджета МО «г. Льгов» Курской области денежных средств, оборудовать вход в здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Льгова», расположенное по адресу: Курская область, г. Льгов, ул. К.Маркса, 33, информирующей тактильной табличкой для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а также тактильной или тактильно-звуковой схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании, в соответствии с требованиями п.п. 6.1.1, 5.6.9, 6.5.12 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», в обоснование своих требований ссылаясь на то, что Льговской межрайонной прокуратурой проведен анализ состояние законности при исполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов в РФ в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова», установлено,что что по адресу: <адрес>, расположено здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова», относящееся к категории зданий учреждений социального назначения.
В нарушение требований п.п. 6.1.1, 5.6.9, 6.5.12 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» при входе в здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова» информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а также тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании.
В связи с вышеизложенным, на указанном объекте социальной инфраструктуры не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.
Для всех категорий инвалидности указанный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Пунктом 1.3 Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова», утвержденного постановлением администрации г. Льгова от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что учредителем Учреждения и собственником его имущества является МО «г. Льгов». Функции и полномочия учредителя Учреждения и собственника его имущества от имени муниципального образования «г. Льгов» исполняет администрация города Льгова Курской области.
В соответствии с положениями п. 1.6 Устава деятельность учреждения финансируется Учредителем в соответствии с законодательством и осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов Курской области в зависимости от типа и вида образовательного Учреждения.
Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова» информирующей тактильной табличкой (в том числе тактильно-звуковой) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а также тактильной или тактильно-звуковой схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании, возложено на образовательное учреждение. При этом, при отсутствии финансовых ресурсов для реализации данных полномочий, финансовое обеспечение осуществляет учредитель, то есть администрация городского округа,в связи с чем истец обратился в суд с указанными требованиями.
Представитель истца -Льговского межрайонного прокурора Курской области в судебное заседание не явился, представил заявление, согласно которому просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчиков –администрации г.Льгова Курской области, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом.
Исходя из того, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать права и законные интересы других лиц, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей истца и ответчиков, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 и 15 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.95 г. "О социальной защите инвалидов в РФ", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в т.ч.: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; движение пешеходов через транспортные коммуникации; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Аналогичные положения также закреплены в Законе Курской области от 02.03.2016г. N 1-ЗКО "Об обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Курской области, к местам отдыха и представляемым в них услугам»
Согласно положениям ст. 30 Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.09 г. "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
Пунктами 3 и 4 Приказа Министерства образования и науки РФ N 1309 от 9.11.15 г. "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" установлено, что руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. Ими же должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минстроя России от 13.12.2020 №904/пр (далее - Свод правил), разработанного в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25.10.2012г., согласно п.4.1 Свода правил подлежащих выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
Согласно п. 6.1.1 Свода правил наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование. Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом 8.1.7.
В силу п. 5.6.9 Свода правил информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;
- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Как следует из абз. 2 п. 6.5.12 Свода правил в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т. п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.
Таким образом, на здание, в котором расположен ответчик, как объект социальной инфраструктуры и общеобразовательное учреждение, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем ответчиками должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.
Как следует из материалов дела, Льговской межрайонной прокуратурой проведен анализ состояние законности при исполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов в РФ в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова», установлено,что что по адресу: <адрес>, расположено здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова», относящееся к категории зданий учреждений социального назначения, а также, что в нарушение требований п.п. 6.1.1, 5.6.9, 6.5.12 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» при входе в здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова» отсутствуют информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а также тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании,что подтверждается ответом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова» от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.12).
Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Из представленных материалов следует,что пунктом 1.3 Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова», утвержденного постановлением администрации г. Льгова от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что учредителем Учреждения и собственником его имущества является МО «г. Льгов». Функции и полномочия учредителя Учреждения и собственника его имущества от имени муниципального образования «г. Льгов» исполняет администрация города Льгова Курской области.
В соответствии с положениями п. 1.6 Устава деятельность учреждения финансируется Учредителем в соответствии с законодательством и осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов Курской области в зависимости от типа и вида образовательного Учреждения(л.д.14).
Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова» информирующей тактильной табличкой (в том числе тактильно-звуковой) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а также тактильной или тактильно-звуковой схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании, возложено на образовательное учреждение. При этом, при отсутствии финансовых ресурсов для реализации данных полномочий, финансовое обеспечение осуществляет учредитель, то есть администрация городского округа.
На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, при этом суд учитывает,что в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, заявленный истцом срок является достаточным для исполнения вступившего в законную силу решения суда, не нарушает баланса интересов сторон и отвечает принципам исполнения решения суда в разумные сроки.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Льговского межрайонного прокурора Курской области удовлетворить.
1. Обязать администрацию г. Льгова Курской области в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию входа в здание МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Льгова» информирующей тактильной табличкой для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а также тактильной или тактильно-звуковой схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании, в соответствии с требованиями п.п. 6.1.1, 5.6.9, 6.5.12 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».
2. Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова» в течение 3-х месяцев с момента получения из бюджета МО «г. Льгов» Курской области денежных средств оборудовать вход в здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Льгова», расположенное по адресу: <адрес>, информирующей тактильной табличкой для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а также тактильной или тактильно-звуковой схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании, в соответствии с требованиями п.п. 6.1.1, 5.6.9, 6.5.12 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Льговский районный суд Курской области в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья И.Г.Заболоцкая