КОПИЯ УИД 16RS0046-01-2024-008659-27
дело № 12-2886/2024
РЕШЕНИЕ
14 мая 2024года город Казань
Вахитовский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Каримова С.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – заместителя исполнительного директора Государственного жилищного фонда при Раисе Республики Татарстан ФИО1 на постановление первого заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан ... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением первого заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан ... от ... должностное лицо – заместитель исполнительного директора Государственного жилищного фонда при Раисе Республики Татарстан ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями1, 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000руб.
НикифоровВ.Г. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление. В обосновании жалобы указал, что Государственный жилищный фонд при Раисе Республики Татарстан и ФИО1 не являются субъектами административного правонарушения. Также указал, что Фонд не является членом саморегулируемой организации в области строительства, кроме того на дату начала строительства договор на строительство объекта не был заключен и Фонд не приобрел статус застройщика. Считает, что строительство начато подрядчиком ООО «ПСК «Ак Барс Строй» самовольно, без указания и согласования с фондом. На основании изложенного заявитель констатировал, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренногочастями 1, 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просил постановление отменить, жалобу удовлетворить.
ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен. В письменном ходатайстве защитник ФИО1 просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
Представитель Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан ФИО2 в судебном заседании просила жалобу оставить без удовлетворения.
Выслушав представителя административного органа, изучив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхнарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 52Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 52Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с данным Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», а в случае, если в соответствии с названным Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:копия разрешения на строительство;проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 названной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки с ... по ..., в отношении застройщика Государственного жилищного фонда при Раисе Республики Татарстан выявленыследующие нарушения: извещение о начале строительства объекта направленоГосударственным казенным учреждением «Главное инвестиционно-строительноеуправление Республики Татарстан» ... (Вх. ...). На момент подачи извещения о начале строительства, согласноисполнительной документации, общему и специальным журналам учета выполненияработ, на объекте выполнены работы по: устройству фундаментной плиты и стенмусорного бункера, погружению свай, устройству плитного ростверка. Исходя из требований части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и учитывая дату началастроительства объекта -..., извещение о начале строительства объекта должнобыло быть направлено не позднее .... Работы по строительству объекта, до датыподачи извещения о начале строительства и семи рабочих дней после нее (...,устройство фундаментной плиты и стен мусорного бункера, погружение свай, устройствоплитного ростверка), велись без осуществления государственного строительногонадзора, предусмотренного статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Техническое заключение по результатамкомплексного обследования всех строительных конструкций объекта, выполненных безосуществления государственного строительного надзора до подачи извещения о началестроительства и семи рабочих дней после нее, не представлено.
Так, между Некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», Государственным казенным учреждением «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» и ООО ПСК «Ак Барс Строй» ... заключен договор .../Ф на строительство объекта: «228 квартирный жилой дом с нежилымипомещениями ... жилого района «Салават Купере» в городе Казань с наружнымиинженерными сетями».
Исходя из условий данного договора Некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Раисе Республики Татарстан» является Инвестором-Застройщиком, Государственное казенное учреждение «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» - техническим заказчиком, а ООО ПСК «Ак Барс Строй» - подрядчиком.
Согласно пункту 4.6.2 договора от ..., .../Ф ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» обязано на основании полученной от Инвестора-Застройщика доверенности, при условии наличия документов, предусмотренных законодательством, и исполнения Подрядчиком обязательств по договору, осуществлять действия согласно полномочиям, предусмотренных в доверенности.
... ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» выдана доверенность ..., с правом совершения вышеуказанных действий от имени НО «Государственный жилищный фонд при Раисе Республики Татарстан». Обязанностью технического заказчика ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан», согласно пункту ... договора от ....../Ф, является направление извещения о начале строительства.
Договором от ... ..., заключенным между Управлением капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования ..., именуемое в дальнейшем «Исполнитель», и ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в пункте 4.3.3 на «Исполнителя» возложена обязанность: «На основании полученной от Заказчика доверенности осуществлять действия согласно полномочиям, предусмотренным в доверенности…». Согласно доверенности от ...... ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» уполномочивает МКУ «Управление капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования ...» совершать ряд действий.
Извещение о начале строительства объекта направлено ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» ... (вх. ...).
На момент подачи извещения о начале строительства, согласно исполнительнойдокументации, общему и специальным журналам учета выполнения работ, на объектевыполнены работы по: устройству фундаментной плиты и стен мусорного бункера,погружению свай, устройству плитного ростверка.
Исходя из требований части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и учитывая дату начала строительства объекта – ..., извещение о начале строительства объекта должно было быть направлено не позднее ....
Принимая во внимание дату заключения договора между Инвестором-Застройщиком, техническим заказчиком и генеральным подрядчиком –..., дату выдачи доверенности во исполнение его условий –..., а также дату заключения договора между техническим заказчиком ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» и МКУ «Управление капитальногостроительства и реконструкции ...» - ... и дату выдачи доверенности ...–..., следует вывод, что по состоянию на ... Государственный жилищный фонд при Раисе Республики Татарстан должен был направить в адрес Инспекции извещение о начале строительства вышеуказанного объекта, во исполнение вышеназванных норм.
Таким образом, должностное лицо административно-юрисдикционного органа пришло в выводу, что Инвестором-Застройщиком Государственным жилищным фондом при Раисе Республики Татарстан нарушены сроки направления извещения о начале строительства, предусмотренные частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (извещение о начале строительства объекта должно было быть направлено не позднее ...), что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, при проведении вышеуказанной проверки, также былустановлен факт события административного правонарушения: строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
При этом, разрешение на строительство указанного объекта выдано Исполнительным комитетом муниципального образования ... .... Согласно общего журнала от... производились работы по:устройству плитного ростверка,завершено устройство фундаментной плиты и стен мусорного бункера, завершенопогружение свай. Работы по строительству вышеуказанного объекта капитального
Таким образом, работы по строительству вышеуказанного объекта капитального строительства в период с ... по ... осуществлялись без полученного в установленном порядке разрешения на строительство, что является нарушением части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанные правонарушения выявлены ..., что отражено в актевыездной проверки ....
... консультантом отдела 3 Территориального органа по городу Казани Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан в отношении должностного лица – заместителя исполнительного директора Государственного жилищного фонда при Раисе Республики Татарстан ФИО1 составлены протоколы об административном правонарушении ..., ....
Постановлением первого заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан ... от ...ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000рублей.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; решением о проведении внеплановой выездной проверки, актом внеплановой выездной проверки, копией журнала работ, извещением о начале строительства, разрешением на строительство и иными материалами дела.
Доводы жалобы о том, что подрядчик ООО ПСК «Ак Барс Строй» самостоятельно и без согласования с застройщиком приступил к выполнению работ вотсутствие разрешения настроительство, также являютсянеобоснованными.
Так, земельный участок, на котором возводится спорный объект, принадлежит Государственному жилищному фонду при Раисе Республики Татарстан на праве аренды. Фонд являетсязаказчиком(выгодоприобретателем) возводимого объекта.
В силу требований части 3, части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Фонд как заказчик (застройщик) обязан был контролировать любые работы на спорном объекте капитального строительства.
Учитывая положения абзаца 2 пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ... ... «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» субъектамиответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешенияна строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство), являются застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
При этом привлечение к ответственности подрядчика, не освобождает от ответственности самого застройщика (заказчика) поскольку именно на нем лежит ответственность за получение разрешения, а также допуск подрядчика к осуществлению строительных работ на его территории.
Таким образом, должностным лицом застройщика допущено бездействие в виде отсутствия контроля и пресечения возможности осуществления строительства подрядчиком до получения разрешения на строительство на принадлежащем ему участке.
Работы по строительству объекта, до даты подачи извещения о начале строительства и семи рабочих дней после нее (...), велись без осуществления государственного строительного надзора, предусмотренного статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. На момент проверки Инспекцией государственного строительного надзора Республики Татарстан на объекте выполнены работы по устройству фундаментной плиты и стен мусорного бункера, погружению свай, устройству плитного ростверка
Доводы жалобы о том, что ответственность за начало строительства до получения разрешения на строительство должен нести Технический заказчик - ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан», поскольку в силу пункта 4.6.2 договора от ... .../ф на него возложена обязанность осуществлять строительный контроль за ходом и качеством строительства и не допускать Подрядчика - ООО «ПСК «Ак Барс Строй» к строительству объекта до получения разрешения на строительство, суд также считает несостоятельным, ввиду следующего.
Исходя из положений статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Постановления Правительства Российской Федерации от ... ... «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», строительный контроль со стороны Технического заказчика подразумевает контроль за ходом и качеством производимых на объекте капитального строительства работ и их соответствие проектной документации.
Таким образом, допуск либо не допуск подрядчика к выполнению работ на объекте не входит в предмет строительного контроля, осуществляемого техническим заказчиком.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица несут ответственность за административные правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Пунктом 1 приказа исполнительного директора НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» ...-П от ... обязанность по подписанию и направлению извещений в адрес Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан о начале строительства объектов, которые подлежат государственному строительному надзору; письменных обращений в адрес ИКМО о выдаче решений на строительство объектов, инвестируемых Фондом, возложена на заместителя директора ФИО1
Пунктом 2 приказа исполнительного директора НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» ...-П от ... ответственность за получение разрешений на строительство объектов возложена на заместителя директора ФИО1
Соответственно именно должностное лицо - заместитель исполнительного директора Государственного жилищного фонда при Раисе Республики Татарстан («Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан») ФИО1 на основании приказа от ... ...-П является надлежащим субъектом административной ответственности по частям 1, 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Делегирование функций застройщика другому лицу после фактического начала строительства не освобождает ФИО1 от ответственности, предусмотреннойчастями 1, 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств невозможности соблюдения ФИО1 требований градостроительного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, вывод административного органа о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении указанного лица составлен полномочным лицом, административное дело в отношении него рассмотрено уполномоченным органом, текст обжалуемого постановления соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все юридически значимые для решения вопроса о привлечении заявителя к административной ответственности обстоятельства выяснены и оценены.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений требований действующего градостроительного законодательства, заявителем представлено не было.
Штраф наложен в пределах санкции частей 1, 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении наказания административным органом учтены характер совершенного административного правонарушения, общественная опасность данного деяния, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Ранее должностное лицо - заместитель исполнительного директора Государственного жилищного фонда при Раисе Республики Татарстан ФИО1 неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.5, части 1статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(Постановления ... от ..., ... от ..., ... от ..., ... от ..., ... от ..., ... от ..., ... от ..., ... от ..., ... от ...), что является отягчающим обстоятельством по данному административному делу.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены постановления первого заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан ... от ... о привлечении заявителя к административной ответственности по частям 1, 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхне имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление первого заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан ... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя исполнительного директора Государственного жилищного фонда при Раисе Республики Татарстан ФИО1 назначении административного штрафа в размере 50000руб., оставить без изменения, жалобу ФИО1- без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Вахитовский районный суд ... в Верховный суд Республики Татарстан.
Судья Вахитовского
Районного суда г. Казани /подпись/ С.Р. Каримов
Копия верна
Судья С.Р. Каримов