Судья: Зинина А.Ю. адм. дело N 33А-7381/2023
Дело № 2а-4344/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июля 2023 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохин Д.А.
судей Лешиной Т.Е., Ромадановой И.А.,
при помощнике судьи Пашкевич А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Беловой Татьяны Юрьевны на решение Сызранского городского суда Самарской области от 13 марта 2023 г. по административному делу № 2а-481/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Беловой Татьяне Юрьевне о взыскании задолженности,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лешиной Т.Е., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Беловой Т.Ю. о взыскании задолженности по налогу.
В обоснование своих требований административный истец указал, что административный ответчик является налогоплательщиком и в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязан уплачивать налоги. К налогам, обязанность уплаты которых возложены на налогоплательщика – физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). Административный ответчик являлся налогоплательщиком указанных налогов в рассматриваемых налоговых периодах, в связи с наличием объектов налогообложения. В связи с чем, в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление. В связи с неуплатой налогов позднее в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налогов. В связи с неисполнением требований, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, вынесенный судебный приказ был отменен определением мирового судьи.
Из уточненного административного искового заявления следует, что за 2020 г. начислен налог в размере 7 017,00 руб., погашен 09.06.2022 г., 09.06.2022 г. поступил платеж в размере 7 017,00 руб., зачтен в счет погашения задолженности за 2020 г.; 09.06.2022 г. поступил платеж в размере 323,73 руб., зачтен в счет погашения общей задолженности по пени в размере 4 414,26 руб. Требование № от 09.07.2021 г. было сформировано после принятия решение о возврате № от 30.06.2021 г., 23.01.2023 г. поступил платеж в размере 4 950 руб., который был зачтен в счет погашения задолженности по налогу за 2018 г. в размере 4 888,62 руб., задолженности по налогу за 2019 г. в размере 61,38 руб.).
На основании изложенного налоговый орган просит с учетом уточнения просит взыскать с Беловой Т.Ю. в пользу государства в лице Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области задолженность в размере 12 018,63 руб., в том числе:
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 2 126 руб., пеня в размере 16 руб.: Требование № от 09.12.2021 г. - 12,28 руб. (пеня) за 2019 г., Требование № от 09.12.2021 г. – 2 126,00 руб. (налог) за 2019 г., Требование № от 09.12.2021 г. - 3,72 руб. (пеня) за 2020 г.;
- транспортный налог с физических лиц: налог в размере 9 868 руб., пеня в размере 8,63 руб.: Требование № от 09.07.2021 г. – 4 934 руб. (налог), Требование № от 09.12.2021 г. – 4 934 руб. (налог) за 2020 г., Требование № от 09.12.2021 г. - 8,63 руб. (пеня) за 2020 г.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 13 марта 2023 г. административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области удовлетворены частично. С Беловой Т.Ю. ,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, ИНН № взыскана в пользу государства в лице Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области задолженность (недоимку): по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год: пеня в размере 3,72 руб. по требованию № от 09.12.2021; по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год: налог в размере 4 934 руб. по требование № от 09.12.2021, пеня в размере 8,63 руб. по требованию № от 09.12.2021, по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 934 руб. по требованию об уплате транспортного налога № от 09.07.2021, всего взыскано 9 880,35 руб. (девять тысяч восемьсот восемьдесят рублей тридцать пять копеек). В удовлетворении остальных требований отказано. С Беловой Т.Ю. ,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, ИНН № взыскана государственную пошлину в доход муниципального образования г.о. Сызрань в размере 400 (четыреста рублей) руб. (л.д. 68-75).
В апелляционной жалобе Белова Т.Ю. просит решение отменить и принять по делу новое решение (л.д. 81-82).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные стороны в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика.
Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ч. 1 ст. 399 НК РФ).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории "Сириус") определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой (ч. 2 ст. 399 НК РФ).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения являются, в том числе иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 397 названного Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (абзац первый); направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абзац второй).
На основании статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Из материалов дела усматривается, что Белова Т.Ю. является налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество в связи с наличием у нее в собственности: автомобиля <данные изъяты> 2, г.р.з. № (право собственности с 17.11.2012 по настоящее время); земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (право собственности с 28.09.2017 по настоящее время); нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> (право собственности с 10.09.2019 по настоящее время); жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (право собственности с 05.08.2019 по настоящее время), что подтверждается выпиской из ЕРН по состоянию на 22.12.2022, сообщением МУ МВД России «Сызранское» от 28.12.2022, карточкой учета ТС.
В адрес Беловой Т.Ю. налоговым органом было направлено налоговое уведомление № от 01.09.2020 о начислении транспортного налога в размере 4 934 руб., земельного налога в размере 1 003 руб., налога на имущество в общем размере 3 798 руб. за 2019 год.
Также, в адрес Беловой Т.Ю. было направлено налоговое уведомление № от 01.09.2021 о начислении транспортного налога в размере 4 934 руб., налога на имущество в размере 7 017 руб. за 2020 год.
В связи с неуплатой начисленных налогов, налоговый орган выставил Беловой Т.Ю. требование № от 09.12.2021 об уплате транспортного налога за 2020 год в размере 4 934 руб., пеня по транспортному налогу в размере 8,63 руб., налога на имущество за 2019 и 2020 годы в общем размере 9 143 руб., пеня по налогу на имущество в размере 16 руб. в срок до 11.01.2022.
Согласно расчетов, представленных административным истцом, пени по требованию № от 09.12.2021 по транспортному налогу за период с 02.12.2021 по 08.12.2021 (7 дн.) исходя из недоимки в размере 4 934 руб. и ставки ЦБ – 7,50 составляет 9,63 руб., по налогу на имущество за период с 02.12.2021 по 08.12.2021 (7 дн.) исходя из недоимки в размере 2 126 руб. и ставки ЦБ – 7,50 составляет 12,28 руб., за период с 02.12.2021 по 08.12.2021 (7 дн.) исходя из недоимки в размере 7 017 руб. и ставки ЦБ – 7,50 составляет 12,28 руб., а всего 16 руб., что так же подтверждается операциями в КРСБ и расчетом пени, представленным налоговым органом.
В связи с неуплатой начисленных налогов налоговый орган 28.04.2022 обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Беловой Т.Ю. задолженности по налогам и пени.
Судебный приказ № вынесенный мировым судьей судебного участка № судебного района г. Сызрань Самарской области 06.05.2022 о взыскании с Беловой Т.Ю. недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 9 868 руб., пеня в размере 8,63 руб., по налогу на имущество в размере 9 143 руб., пеня в размере 16 руб., был отменен определением мирового судьи судебного участка № судебного района г. Сызрани Самарской области от 14.06.2022 в связи с поступившими возражениями должника.
Удовлетворяя административные исковые требования частично, суд первой инстанции указал, что Беловой Т.Ю. не исполнено требование налогового органа об уплате налога и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Расчет пени произведен, верно. Нарушений сроков на обращение в суд с административным иском, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации не установлено. Требования о взыскании с Беловой Т.Ю. налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2019 год: налог в размере 2 126 руб. по требование № от 09.12.2021, пеня в размере 12,28 руб. по требованию № от 09.12.2021, не подлежат удовлетворению, поскольку в нарушении требований ст. 70 НК РФ налоговым органом пропущен срок формирования и направления требования об уплате задолженности, поскольку требование об уплате налогов за 2019 год было сформировано лишь 09.12.2021 (требование №).
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований, взыскания налога на имущество за 2020 год и пени, транспортного налога за 2020 год и пени верными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым дана надлежащая оценка. Решение суда в данной части сторонами не оспаривается.
В апелляционной жалобе административный истец указывает, что отсутствуют основания для взыскания транспортного налога за 20218 год, поскольку налог за данный период был предметом судебного разбирательства.
Из материалов административного дела следует, что в адрес Беловой Т.Ю. налоговым органом было направлено налоговое уведомление № от 25.07.2019 о начислении транспортного налога в размере 4 934 руб. за 2019 год.
В связи с неуплатой транспортного налога за 2019 год, налоговый орган выставил Беловой Т.Ю. требование № от 06.02.2020 об уплате данного налога и пени в размере 67,35 руб. в срок до 31.03.2020.
Поскольку ответчиком указанное требование исполнено не было, Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности.
Выданный мировым судьей судебного участка № судебного района г. Сызрани Самарской области 05.06.2020 судебный приказ № о взыскании с Беловой Т.Ю. задолженности по налогам и пени в сумме 5 001,35 руб. и государственной пошлины в сумме 200 руб. в доход государства, был отменен определением мирового судьи судебного участка № судебного района г. Сызрани Самарской области 06.10.2020.
В связи с чем, налоговый орган Межрайонная ИФНС № 3 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Беловой Т.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 г. в сумме 4 934 руб., пени в размере 67,35 руб.
Административное исковое заявление Сызранским городским судом Самарской области было принято к производству, возбуждено административное дело, которому присвоен номер №
Сызранским городским судом 05.07.2021 по административному делу № было принято решение: административный иск административного истца Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области к административному Беловой Т.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 г. в сумме 4 934 руб. и пени в размере 67,35 руб. - оставить без удовлетворения.
В ходе рассмотрения административного дела № судом было установлено, что на основании судебного приказа № от 05.06.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района было возбуждено исполнительное производство от 14.09.2020. 13.11.2020 исполнительное производство было окончено, поскольку требования исполнительного документа выполнены в полном объеме, что подтверждается копиями постановлений о возбуждении исполнительного производства от 14.09.2020 и постановления об окончании исполнительного производства от 13.11.2020, а также выпиской по сберегательному счету.
Решение Сызранского городского суда от 05.07.2021 по административному делу № вступило в законную силу 10.08.2021.
Судом также установлено, и из материалов административного дела следует, что по заявлению Беловой Т.Ю. от 24.03.2020 мировым судьей судебного участка № судебного района г. Сызрани Самарской области 28.05.2021 было вынесено определение о повороте исполнения судебного приказа № и обязании МРИ ФНС России № 3 по Самарской области возвратить Беловой Т.Ю. денежные средства в размере 5 001,35 руб.
На основании решения МРИ ФНС России № 3 по Самарской области № от 30.06.2021 Беловой Т.Ю. была возвращена сумма транспортного налога в размере 4 934 руб.
Поскольку транспортный налог за 2018 год не был оплачен, налоговым органом 09.07.2021 года было выставлено требование об уплате транспортного налога № в размере 4 934 руб. в срок до 10.08.2021.
В связи с неуплатой начисленных налогов налоговый орган 28.04.2022 обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Беловой Т.Ю. задолженности по налогам и пени.
Судебный приказ № вынесенный мировым судьей судебного участка № судебного района г. Сызрань Самарской области 06.05.2022 о взыскании с Беловой Т.Ю. недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 9 868 руб., пеня в размере 8,63 руб., по налогу на имущество в размере 9 143 руб., пеня в размере 16 руб., был отменен определением мирового судьи судебного участка № судебного района г. Сызрани Самарской области от 14.06.2022 в связи с поступившими возражениями должника.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований в данной части, поскольку обязанность административного ответчика перед налоговым органом не исполнена в полном объеме, срок обращения с данными требованиями, установленный законом не пропущен, доказательств исполнения требований в части уплаты данных налогов и пени административным ответчиком не представлено не соответствует требованиям законодательства, так как налоговым законодательством не предусмотрено повторно взыскания налога в судебном порядке, налоговый орган не был лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением об отмене определения о повороте исполнения решения суда. Решение суда в данной части подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 13 марта 2023 г. отменить в части взыскания транспортного налога за 2018 год, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Беловой Т.Ю. удовлетворить частично.
Взыскать с Беловой Т.Ю. ,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, № в пользу государства в лице Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области задолженность (недоимку):
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год: пеня в размере 3,72 руб.,
- по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год: налог в размере 4 934 руб., пеня в размере 8,63 руб., по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 934 руб. по требованию об уплате транспортного налога № от 09.07.2021,а всего взыскать 4 946,35 руб.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Взыскать с Беловой Т.Ю. , № государственную пошлину в доход муниципального образования г.о. Сызрань в размере 400 (четыреста рублей) руб.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: