Дело № 2-1203/2022
33RS0005-01-2022-001321-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Александров «21» ноября 2022г.
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Маленкиной И.В.,
при секретаре Красильниковой Г.Е.,
с участием прокурора Курочкиной А.В.,
представителя органа опеки и попечительства Павловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Решетняк А.П., Решетняк В.Ю. и Д. о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета и по иску Решетняк В.Ю., Решетняк А.П., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Д., к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить жильем по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Решетняк А.П., Решетняк В.Ю., Д. о признании их утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, и снятии их с регистрационного учета по этому адресу.
Исковые требования обоснованы тем, что спорное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, ответчикам по договору найма служебного жилого помещения от датаг. предоставлено для проживания иное жилое помещение по адресу: <адрес>, но они до настоящего времени сохраняют регистрацию по месту жительства в спорном жилом помещении, хотя фактически там не проживают .
Решетняк В.Ю. и Решетняк А.П., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Д., обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее – МО РФ), Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «ЦТУИО»), Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения»), Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГАУ «Росжилкомплекс»), в котором просили обязать МО РФ обеспечить их семью по договору социального найма жилого помещения жильем, которое будет соответствовать санитарным нормам проживания (без грибка и плесени), с соответствующей нормой метража (не менее 15 кв.м на человека) по Владимирской области, на основании приказа замминистра обороны РФ от дата
Исковые требования обоснованы тем, что МО РФ пытается незаконно заселить семью Решетняк В.Ю., А.П., Д. в квартиру общей площадью 40,6 кв.м по адресу: <адрес>, в которой имеет регистрацию по месту жительства другой человек, при этом норма предоставления жилого помещения на семью из 3-х человек не соблюдена .
Гражданские дела по искам МО РФ и Решетняк В.Ю., Решетняк А.П., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Д., на основании определения суда от 28 июля 2022г. объединены в одно производство .
В судебное заседание представитель МО РФ, Решетняк В.Ю., Решетняк А.П., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Д., представители ФГКУ «ЦТУИО», ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения», ФГАУ «Росжилкомплекс», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались.
Представитель МО РФ просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, настаивал на удовлетворении иска МО РФ, поддержал изложенные в иске доводы, в удовлетворении иска Решетняк В.Ю., Решетняк А.П., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Д., просил отказать .
Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» представил отзыв на иск Решетняк В.Ю., Решетняк А.П., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Д., в котором поддержал исковые требования МО РФ и просил в иске Решетняк В.Ю., А.П., Д. отказать .
От представителя ФГКУ «ЦТУИО» поступили возражения на иск Решетняк В.Ю., Решетняк А.П., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Д., в которых указано, что ФГКУ «ЦТУИО» является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем в иске следует отказать. Представитель ФГКУ «ЦТУИО» просил рассмотреть дело в свое отсутствие .
Представитель третьего лица администрации Следневского сельского поселения Александровского района, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие .
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав заключение прокурора и заключение органа опеки и попечительства, суд приходит к следующему.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Часть 4 ст.3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусматривает, что никто не может быть лишен жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Статьей 13 Вводного закона установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
В силу статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (часть 1).
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2 статьи 99 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 102 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным данным кодексом основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам, а в случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 ЖК РФ и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.
В соответствии с ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как следует из материалов дела Решетняк А.П. работала и работает: в войсковой части № с датаг. по датаг. в должности транспортировщика, оператора газовой котельной, с датаг. по датаг. в должности вахтера ПСО, оператора котельной; с датаг. по датаг. в должности оператора котельной АО «Ремонтно-эксплуатационное управление»; с датаг. по датаг. в должности оператора котельной ООО «Нордэнерго»; с датаг. по датаг. в должности оператора котельной АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства»; с датаг. по настоящее время в должности оператора котельной, уборщиком служебных помещений ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ .
Решетняк А.П. с датаг., Решетняк В.Ю. с датаг., несовершеннолетний Д. с датаг. имеют регистрацию по месту жительства в <адрес>, общей площадью 21,7 кв.м .
Заключением межведомственной комиссии, созданной администрацией Следневского сельского поселения Александровского р-на Владимирской обл., от датаг., жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу .
Приказом заместителя министра обороны Российской Федерации от 9 октября 2018г. № 739 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, руководителю департамента жилищного обеспечения МО РФ предписано в срок до 1 января 2020г. организовать мероприятия по предоставлению гражданам, подлежащих расселению, других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, начальнику ФГКУ «ЦТУИО» - произвести списание многоквартирного дома после завершения мероприятий по расселению и снятию с регистрационного учета граждан, проживающих в доме .
Решетняк А.П. обращалась в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ для предоставления ей и членам её семьи Решетняк В.Ю. и Д. служебного жилого помещения по месту прохождения службы (работы) (л.д.17,18 т.1).
датаг. Решетняк А.П. было предложено служебное жилое помещение – квартира по адресу: <адрес>, с предоставлением которого она согласилась .
датаг. между ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и Решетняк А.П. заключен договор найма служебного жилого помещения №, по условиям которого последней и членам её семьи : дочери Решетняк В.Ю. и сыну Д., предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 40,7 кв.м по адресу: <адрес>
Между тем, семья Решетняк А.П. с регистрационного учета по месту жительства в квартире <адрес> не снялась, хотя там фактически не проживает, в предоставленное по договору от датаг. служебное жилое помещение не вселилась.
Указанное послужило основанием для обращения МО РФ в суд с настоящим иском.
Из объяснений Решетняк А.П., участвовавшей в судебном разбирательстве по делу, следует, что предоставление вышеуказанного служебного жилого помещения не законно, поскольку она и члены её семьи пользовались квартирой <адрес> на условиях договора социального найма, она и члены её семьи признаны малоимущими и взамен указанного жилого помещения им должно предоставляться жилье по договору социального найма. Кроме этого, Решетняк А.П. ссылалась на невозможность проживания в <адрес> в виду ненадлежащего санитарно-технического состояния.
Исковые требования Решетняк В.Ю. и Решетняк А.П., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Д., основаны на вышеизложенном.
Рассматривая доводы Решетняк А.П., которая в судебном заседании представляла интересы несовершеннолетнего сына Д. и на основании доверенности интересы дочери Решетняк В.Ю., суд исходит из следующего.
Жилой дом <адрес> находится на территории ранее закрытого военного городка <адрес> который исключен из списка закрытых военных городков Распоряжением Правительства Российской Федерации от датаг. №
Право собственности на квартиру по адресу: <адрес> не зарегистрировано .
Решетняк А.П. не имела и не имеет статуса военнослужащего.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшей до 1 марта 2005г., т.е. на период предоставления спорной квартиры Решетняк А.П. и членам её семьи в 2001-2002гг., единственным основанием для вселения в предоставленное жилье являлся ордер, который выдавался гражданину на основании решения исполнительного комитета районного, городского Совета народных депутатов о предоставления жилого помещения. В силу ч. 3 данной статьи выдача ордера на жилые помещения в военных городках производилась в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, которым было предоставлено право выдачи таких ордеров КЭЧ Министерства Обороны либо иным компетентным органом МО РСФСР на основании решения жилищно-бытовой комиссии военного ведомства, за которым была закреплена квартира.
Действовавшим на момент предоставления Решетняк А.П. квартиры Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000г. № 80 было установлено, что работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, предоставленная семье Решетняк А.П. квартира <адрес> является служебной.
В силу ч.ч.1,2 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В силу ст.304 ГК РФ собственник имеет право требовать устранения всяких нарушений его права собственности, включая не связанные с лишением владения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту «м» пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
В силу пп.71 п.7, пп.1 п.8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. №1082, МО РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
В данном случае указанная квартира, на основании приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от 9 октября 2018г. № 739, в составе признанного аварийным и подлежащего сносу многоквартирного дома должна быть списана с баланса.
Поскольку Решетняк А.П. до настоящего времени продолжает работать в организации, занимающейся обслуживанием и содержанием жилищного фонда, отнесенного к ведению МО РФ, ей и членам её семьи обоснованно было предоставлено иное жилое помещение на условиях найма служебного жилого помещения.
Договор найма служебного жилого помещения от датаг. в установленном законом порядке оспорен не был, недействительным не признан.
Факт признании Решетняк А.П. и членов её семьи малоимущими на основании постановления администрации Следневского сельского поселения Александровского р-на от датаг. № правового значения не имеет.
Частью 1 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Статьей 87 ЖК РФ установлено, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, то гражданам, выселяемым из такого жилого помещения, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Признание семьи Решетняк А.П. малоимущей, возможная постановка их на учет как нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, основанием для возложения судом обязанности предоставить им жилое помещение вне очереди не является, так как согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ такое помещение они вправе получить в порядке очередности.
Основания для применения положений ст. 87 ЖК РФ отсутствуют.
Предоставленное семье Решетняк А.П. служебное жилое помещение, вопреки её доводам, пригодно для постоянного проживания граждан и соответствует установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Об этом свидетельствуют экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от датаг. № и акт обследования жилищно-бытовых условий, оформленный специалистом отдела опеки попечительства Управления образования администрации Александровского р-на дата
При этом, сотрудники отдела опеки попечительства Управления образования администрации Александровского р-на провели обследование квартиры <адрес> и в соответствующем акте от датаг. отражено, что указанное жилое помещение состоит из комнаты и кухни, там никто не проживает .
Фактически семья Решетняк А.П. проживает в арендуемой квартире в <адрес>, о чем ею представлен договор .
Учитывая изложенные обстоятельства, когда служебное жилое помещение, в котором зарегистрирована по месту жительства семья Решетняк А.П. признано не пригодным для проживания и подлежащим сносу, им предоставлено иное благоустроенное служебное помещение, исковые требования МО РФ подлежат удовлетворению, при этом правовые основания для удовлетворения иска Решетняк В.Ю. и Решетняк А.П., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Д., отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Признать Решетняк А.П., дата года рождения, Решетняк В.Ю., дата года рождения, Д., дата года рождения, утратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>
Признание Решетняк А.П., дата года рождения, Решетняк В.Ю., дата года рождения, Д., дата года рождения, утратившими право пользования служебным жилым помещением является основанием для снятия их с регистрационного учета по адресу: <адрес>
В удовлетворении исковых требований Решетняк В.Ю., Решетняк А.П., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Д., к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить жильем по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Маленкина И.В.